Такая замечательная возможность, находясь на одной выставке, увидеть шедевры из разных музеев Петербурга и Москвы – Государственного Эрмитажа и ГМИИ имени А.С. Пушкина.
Организаторы постарались разместить экспозицию в Манеже Малого Эрмитажа таким образом, чтобы передать расположение комнат знаменитого особняка Щукина в Знаменском переулке. Из "Салона Матисса" можно перейти в "кабинет", где представлены работы Пикассо, отдельное место отведено работам Матисса "Танец" и "Музыка", которые украшали лестницу в особняке. Такая монолитная выставка намного более ценное явление, нежели вырванные из контекста шедевры, помещенные в чужеродную среду. На эту тему глубоко рассуждает английский искусствовед и историк Фрэнсис Хаскелл в последнем труде "Эфемерный музей", изданном уже после его смерти.
Частично сохранённый порядок полотен – дань уважения, оказанная выбору коллекционера Сергея Щукина – позволяет хоть отдалённо взглянуть на картины глазами его современников, первых посетителей выставки. Для более полного представления аутентичного собрания помимо картин можно рассмотреть фотографии комнат особняка, где первоначально были развешены полотна.
Зрителю было сложнее воспринимать живопись, нежели сейчас, ведь:
• картины перемежались с лепниной, мраморными статуями, пузатыми вазами, витиеватыми подсвечниками и другими элементами роскошной обстановки;
• полотна висели в два, а то и в три "этажа", иногда вплотную прижавшись друг к другу.
Как тяжело было ощутить свежесть тумана над Темзой, запертого в золотой раме! Впрочем, рамы, забивающие своей яркостью нежные пастельные тона Моне, возможно, были важным показателем финансового благополучия их владельца. Невозможно представить, чтобы Моне или Писсарро заточили сам воздух и свет, запах травы и звук парижских улиц в золотые оковы.
Но не стоит забывать о Парижском салоне. История сохранила множество фотографий и картин, показывающих, как развешивали полотна для представления зрителю. В зависимости от размера, в одном столбце от пола до потолка могло поместится от трех до четырёх, пяти, а то и шести картин. Более низкие потолки Щукинского особняка давали возможность изучать картины с меньшего расстояния.
Сегодня картины оттеняет гладкая стена без какого-либо декора. Её цвета далеки от оригинальной палитры стен и обоев особняка (впрочем, фотографии тому свидетели, иногда стене оставалось проглядывать только между стульями под картинами).
Приятнее всего посещать выставку в специальные утренние часы до открытия главного здания Эрмитажа. Немногочисленные гости рассредотачиваются по залам, оставляя возможность каждому ощутить единение с волнующей его картиной.
Жаль, что вместо некоторых картин представлены фотографии. Оригиналы, например, "Голубых танцовщиц" Дега и видов Руанского собора Моне не приехали на выставку из Москвы. Но будем относится с уважением к такому решению организаторов выставки. Сменяющие друг друга гости музея имени А.С. Пушкина неизменно рады увидеть любимые шедевры и остановить взгляд на очаровательных деталях полотен, фактуре мазков, погрузиться в свои, ни на что не похожие раздумья, вдохновлённые любимой голубой пастелью.
Ниже представлены фотографии, сделанные на "Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина"
– Лора
28.10.22