О Рубинштейн! Ты подчас
Задать способен жару:
Боюсь, твой Демон сгубит нас,
Как уж сгубил Тамару!
Не голос будет наш страдать,
А больше поясница:
Легко ль по воздуху летать?
Ведь баритон не птица!
А. Апухтин
Опера «Демон» Антона Григорьевича Рубинштейна – самая известная его опера. Благодаря Шаляпину партия Демона значима для любого баритона. Многие фрагменты этой оперы получили свою отдельную жизнь в качестве концертных номеров, но сейчас в России ставят её мало. Если погуглить просторы Ютуба, то можно насладиться уже старой записью этой оперы в Концертном зале имени Чайковского, в которой партию Демона пел Дмитрий Хворостовский, а ещё лет пять назад в «Стасике» имелась сценическая постановка данной оперы. Лично для меня эта опера также важна, поскольку «Демона» я считаю одной из лучших опер, которую мне доводилось слышать, несмотря на то, что в ней много длиннот и «балласта» в терминологии П.И. Чайковского.
Теперь «Демон» в Большом театре. Речь пойдет о спектакле, имевший место быть 18.06.2023. Режиссер постановки - Владиславс Наставшевс.
Сначала о хорошем. С моей любительской точки зрения, музыкальное исполнение было очень даже неплохим. Было слышно, что известная запись с Георгием Отсом в партии Демона даром не прошла для исполнителей, пели весьма чисто, оркестр певцам не мешал и сам был весьма аккуратен. Будь это концертным исполнением и данного блога не возникло, но режиссёр сделал своё черное дело.
Итак, постановщик большой фанат «театра в театре», поэтому «Демон» представлял собой действо в зрительном зале в форме амфитеатра.
Данный приём имеет свои преимущества:
1. Решается проблема нахождения большого количества артистов хора на сцене (они как бы зрители, поэтому смотрится нормально поначалу);
2. Решается проблема нависания Демона над Тамарой. В постановке Стасика эта проблема решалась через огромные черные крылья, здесь же Демон пребывает где-то на верховой галерке и пучит глаза в сторону главного женского персонажа.
3. Есть некое ощущение гор (если подключить воображение на серьезных оборотах).
Однако недостатков больше и вот они:
1). Артисты хора - это как бы самостоятельные зрители, которые просто пришли на спектакль, но видят некое действо не на сцене, а собственно на зрительских местах, будто несколько посетителей что-то не поделили и устроили скандал часа на 3 с двумя антрактами. Но почему они синхронно реагируют на действия Тамары или Князь Синодала, её жениха? По опере понятно почему. Хористы – это их свита (или боевой отряд). Они реагируют на поведение начальства, но в постановке хористы – якобы самостоятельные личности.
2). У капельдинеров на «сцене» странные функции. Среди них и ангел, и няня, и собственно капельдинер и ещё кто-то. Это сильно путает.
3). Боевые сцены (а они в опере есть, тот же Князь получает смертельную рану в бою) отсутствуют как класс, смена локаций также.
Далее, Демон. Демон – это байкер в чёрном одеянии (из кожи само собой). Это байкер – бандит, видимо под кайфом или «под шафе», ибо он регулярно въезжает на своём мотоцикле в «зал» и ищет свою Тамару (при том, что последняя не в курсе, что её ищут, но чувствует подвох), поёт, бегает по рядам и грызётся с капельдинерами, а также пучит глаза. Мастер-класс езды на мотоцикле в театральном помещении определенно не демонстрируется. Мотоцикл въезжает на 5 метров и выезжает обратно.
В итоге получается не мистическая опера с участием потусторонних сил, а какой-то балаган с элементами мелкого хулиганства.
При том, что постановщик видимо не в курсе, что он ставит в Большом театре (то есть деньги на постановку есть) и то, что постановка имеет место быть в 21 веке, в котором имеются технические возможности показать взаимодействие потустороннего и реального (видеопроекции, световые эффекты). Даже можно реализовать авторскую задумку – летающего Демона.
Но всё тщетно.
Впрочем, плюсы (скорее, плюс около нуля) от этой концепции тоже имеются. Это нелепо, но терпимо.
Вопрос в другом – зачем надо было тратится на сценическую версию спектакля, если главное достоинство режиссуры только в том, что она не сильно портит оперу? Не проще ли обойтись концертным вариантом…