17 июля отмечается День памяти Андрея Рублева. Это самый известный русский иконописец, хотя до наших дней дошло совсем немного его работ. Time Out разбирается, почему с атрибуцией возникают сложности и где в Москве находятся его произведения.
О жизни самого известного русского иконописца Андрея Рублева известно крайне мало. Исследователи до конца достоверно не могут определить даже его происхождение — некоторые считают, что он родился в Московском княжестве, другие предполагают Великий Новгород.
Дата рождения, детство мастера, его прозвище – все вызывает вопросы и споры. Одна из распространенных версий гласит, что свою фамилию он получил от инструмента для глажки белья и выпрямления кожи под названием «рубель». В таком случае можно предположить, что Рублев происходил из рода ремесленников. Мирское имя иконописца также неизвестно, Андрей – это монашеское имя.
Логично, что при столь скудных сведениях о мастере возникают большие сложности с атрибуцией его работ. Иконописцы не подписывали свои произведения, редкие памятники дошли до нас в первозданном виде. Нередко иконы и настенная живопись поновлялась – изображения накладывались одно поверх другого, при этом часто храмы расписывались несколькими художниками сразу. В этом случае приходится опираться на документальные сведения – записи в летописях.
Так, например, согласно Троицкой летописи, в 1405 году Рублев вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля. До нашего времени фрески не дошли, поскольку позднее собор был перестроен. Из сохранившихся на сегодняшний день работ кисти Рублева достоверно принадлежит только икона «Троица» и росписи Успенского собора во Владимире.
Незолотые купола: 5 храмов Москвы и Петербурга, похожих на Собор Василия Блаженного
6 красивых храмов Москвы и Подмосковья
«Троица»
Андрей Рублев – не первый иконописец, обращавшийся к этому сюжету, однако именно в его исполнении он приобрел наибольшую известность. Традиционно эта иконография называлась «Гостеприимство Авраама»: к Аврааму пришли три ангела, он пригласил их к себе домой на трапезу, велел Сарре испечь хлеб, а в ответ путники предсказали им рождение сына.
Предшественники Рублева изображали сюжет со множеством подробностей: получалась своеобразная «история в картинках», и тогда даже неграмотный человек мог понять, о чем речь.
Рублев создал свою, новую иконографию – он опустил подробности, оставив только пару деталей пейзажа на заднем плане и сосредоточившись на гостях Авраама. В итоге получилась предельная лаконичность (но не бедность!) выразительных средств – три фигуры на золотом фоне, все внимание зрителя сконцентрировано на их безмолвном взаимодействии. Такой тип иконографии впоследствии будет называться «Ветхозаветная Троица», обозначая Отца, Сына и Святого Духа.
Считается, что в рамках средневековой иконографии, Рублев достиг максимума выразительных возможностей. Ему удавалось воплощать религиозные образы в наиболее гармоничных на тот момент художественных формах. Композиция его «Троицы» предельно уравновешена, никто из персонажей не перетягивает внимание зрителя на себя, при этом каждый из них акцентирован пейзажем – палатами Авраама, Мамврийским дубом и горой Мориа. В центре стола в качестве основного смыслового элемента расположена чаша – символ Евхаристии. Герои восседают по кругу, они безмолвны, но между ними установлен контакт, духовное взаимодействие. В иконе нет активного движения, при этом кажется, будто участники постоянно ведут внутренний диалог, их взаимодействие – вне времени и пространства.
Долгое время икона хранилась в Третьяковской галерее. Появилась она там благодаря инициативе Ильи Остроухова – коллекционера и одного из руководителей музея после смерти Павла Третьякова. Остроухов сам увлекался живописью, имел искусствоведческое чутье, проницательность и насмотренность, поэтому нередко давал экспертную оценку при атрибуции картин.
Именно он настоял на расчистке «Троицы» от многочисленных «поновлений» – наслоений живописи разного времени. В 2023 году икону решено было передать Русской православной церкви: до 19 июля она будет выставлена в Храме Христа Спасителя, а затем ее планируют отправить на долгосрочную реставрацию.
Русское узорочье и нарышкинское барокко. 5 скрытых жемчужин церковной архитектуры Москвы
Спасский собор Андроникова монастыря
Спасский собор Андроникова монастыря сегодня считается одним из древнейших сооружений за пределами Кремля – он был основан в 1357 году, однако после этого несколько раз горел и перестраивался. Расписывать собор пригласили на тот момент уже «почтенных старцев» Андрея Рублева и Даниила Черного, но от их фресок почти ничего не осталось. Работа в соборе стала последней для обоих иконописцев: Рублев умер в 1428 (или 1430) году от чумы и был похоронен здесь же – на монастырском кладбище. Спустя какое-то время к храму пристроили колокольню, которая закрыла часть захоронений, поэтому могилы мастеров оказались утрачены.
Некоторые исследователи считают, что Даниил был учителем Рублева, но сведений о нем еще меньше, чем о его легендарном ученике. С большой долей вероятности он учился у первоклассных византийских мастеров, а затем манера его письма распространилась и на Рублева. Поскольку иконописцы часто работали вместе, их работы особенно сложно отличить друг от друга.
Кисти Рублева в соборе могут принадлежать чудом уцелевшие растительные орнаменты на оконных откосах – некоторое время они были закрыты кирпичной кладкой. На насыщенном сине-зеленом фоне друг под другом изображены круги с разнообразными листьями и цветами, в промежутках между ними также продолжаются растительные узоры.
Во что превращали храмы в советское время в Москве
Храм сегодня открыт для посещения, в нем регулярно проводятся службы. Рядом расположен Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, где можно увидеть иконы разных эпох, оклады, культовые атрибуты и церковные книги. Перед входом в монастырь установлен памятник мастеру.
Евангелие Хитрово
Сейчас роскошно украшенное Евангелие Хитрово хранится в Российской государственной библиотеке (до этого оно находилось в Троице-Сергиевой лавре). Свое название оно получило по имени владельца – боярина Богдана Хитрово, которому рукопись досталась в дар от царя Федора Алексеевича. Столь щедрый подарок был соответствующе декорирован: речь идет не только о драгоценном окладе, но и о нескольких полностраничных миниатюрах, необычных инициалах и орнаментах.
В Москве нашли остатки храма времен Ивана Калиты
Некоторые миниатюры, по мнению ряда исследователей, принадлежат кисти Феофана Грека, другие – Андрею Рублеву. Особенно часто имя иконописца связывают с изображением ангела – символом евангелиста Матфея. Благодаря высокой сохранности изображений можно в полной мере оценить богатство цветовой палитры и построения композиции.
Ангел вписан в медальон, при этом одна нога выходит за рамки круга. Фигура показана в динамике, в широком шаге, видно, как развеваются складки одежды и крылья ангела. При мощном акцентированном движении ангел не кажется тяжеловесным, он словно отталкивается и парит в пространстве. Отдельно стоит отметить колорит миниатюры, мягкость ее цветовых переходов от нежно голубого и сиреневого до бело-серебристых оттенков.
В миниатюре с Матфеем некоторые специалисты находят стилистическое сходство с образами Рублева из Успенского собора во Владимире.
Вновь колорит удивляет богатством тонов: светло-зеленый и голубой плавно перетекают друг в друга, что говорит о высоком мастерстве художника. Особого упоминания заслуживает построение перспективы – зритель четко отделяет один план от другого. Объемные архитектурные элементы позади Матфея помогают образовать реалистичное пространство.
Подписывайтесь на каналы Time Out:
Васильевский чин из иконостаса Успенского собора во Владимире
Часто искусствоведы пытаются признать авторство работ Рублева, опираясь не на документальные источники, а на стиль. В таких случаях редко получается добиться единства мнений, всегда находится хотя бы один эксперт, который высказывается «против». Сформировать представление о стиле сложно из-за малого количества сохранившихся памятников, вдобавок манера письма в течение жизни художника может меняться.
Ряд исследователей считает, что Рублев мог заниматься созданием работ для иконостаса Успенского собора во Владимире. Иконы некоторое время находились в селе Васильевское Ивановской области, отсюда чин и получил свое название. Сегодня они расположены в Третьяковской галерее.
Центральная фигура – «Спас в силах» – решена в яркой, почти экспрессивной манере, сразу бросается в глаза акцентированный алый ромб на темно-синем овале. Мощная фигура Христа с раскрытым Евангелием на коленях восседает на троне. Судя по всему, икона была довольно популярна в живописной среде того времени, поскольку в этом же зале есть похожее изображение меньшего размера кисти Дионисия – ведущего московского иконописца, продолжателя традиций Андрея Рублева.
Звенигородский чин из Успенского собора на Городке
Благодаря современным изобретениям определить авторство той или иной работы стало проще: технологии учитывают не только стиль мастера, но и более объективные параметры – пигментный состав красок, манеру наложения живописных слоев и другие. В результате экспертов могут ждать неожиданные открытия.
Так, Звенигородский чин из Успенского собора на Городке, находящийся в Третьяковской галерее и долгое время почти единодушно считавшийся у исследователей работой Рублева, по итогам недавней экспертизы оказался делом рук других мастеров, хоть и тесно связанных с художественной средой Москвы того времени.
Яркие до боли, нервные и декадентские. 10 малоизвестных шедевров Третьяковки
Из-за скудности дошедших до нас сведений иногда может показаться, что Рублев – это не столько конкретная историческая личность, сколько легендарный образ, эталон иконописного мастерства, художественный абсолют иконописного мира, канонизированный церковью в 1988 году. В текстах преподобного Иосифа Волоцкого и Пахомия Логофета, Рублев описывается как смиренный и мудрый иконописец, пользующийся уважением у современников. Вполне возможно, что с развитием технологий по анализу и атрибуции, исследователей ждут новые открытия, связанные с именем мастера.