Муслим Магомаев никогда не видел своего тезку-деда, который ушел из жизни еще до его рождения. Тем не менее, этот человек оказал сильнейшее влияние на всю их семью. Родившись в семье известного мастера-оружейника, он не стал заниматься семейным делом, а сосредоточился на обучении музыке. Благодаря этому известный клан Магомаевых прославился в культурной области, а один из его наиболее именитых представителей стал не каким-нибудь инженером-конструктором, а популярным певцом.
О происхождении Магомаевых есть такая домашняя легенда. Считалось, что Магомеда, основателя рода, в детстве привез в город Грозный лично имам Шамиль. Логично, что парень, скорее всего, являлся чеченцем. Фактически же правды не знает никто, и вопрос о его национальности по сей день остается открытым.
Когда мальчик вырос, он стал умелым кузнецом по оружию, жил и работал в чеченском селе Старые Атаги. Однако, он очень любил музыку и передал свое увлечение собственным сыновьям. Старший учил игре на тех или иных инструментах младшего, и вскоре ученик превзошел своего учителя. Этого младшего сына, нашего сегодняшнего героя и деда известного советского певца, звали Абдул-Муслим Магомаев. Но для простоты первую половину имени часто отбрасывали.
Муслим появился на свет в Грозном в 1885-м году. Уже в школе он занимался самодеятельностью под руководством своего брата. Но после ее окончания не стал заниматься музыкой профессионально, а предпочел стать учителем. В городе Гори он поступил в Закавказскую учительскую семинарию, одно из крупнейших учебных заведений Российской империи для подготовки педагогических кадров.
Там он познакомился с будущим композитором Узеиром Гаджибековым, главным основоположником современной азербайджанской классической музыки. Их дружба будет очень крепкой и продлится всю жизнь. Некоторое время хорошо зарабатывающий Магомаев даже будет спонсировать своего товарища, чтобы тот получил образование в российской столице, прямо как Энгельс обеспечивал Маркса. Позднее они даже женятся на родных сестрах.
Но пока до их успеха было еще далеко. Много лет Магомаев преподавал русский язык, историю и химию в тех или иных местах на Кавказе. Но не забывал о своем увлечении музыкой. В каждом месте, куда его завела кривая американской мечты, он создавал музыкальные кружки и выступал перед местными жителями. Он стал собирать кавказский музыкальный фольклор, и в 1900-м году результаты его труда были представлены на Всемирной парижской выставке, где у Российской империи был один из крупнейших павильонов, наряду с Францией.
В 1905-го Магомаев работает учителем в Азербайджане. В том числе, ему довелось преподавать уроки грамотности рабочим бакинских нефтяных промыслов. Его выбор в пользу Азербайджана, по всей видимости, объясняется тем, что отец к тому времени переехал в городок Гахи, и стал работать оружейником в старинном квартале Ичери-базар.
Наш герой пока не отказался от своей основной профессии, но параллельно он стал востребованным музыкантом. Его заработки были столь велики, что он имел возможность не только материально поддерживать друга, но нередко закатывал пирушки для своих товарищей. Магомаев-младший потом рассказывал про деда, что тот любил пострелять из револьвера по еще не открытым бутылкам в какой-нибудь ресторации. Их владельцы не были против, поскольку свои развлечения он щедро оплачивал.
Когда после установления в Азербайджане советской власти Гаджибеков основал в Баку консерваторию, Магомаев стал там сначала музыкантом, затем дирижером, а в конце концов – руководителем труппы. В это время он написал и поставил оперу «Наргиз», первое азербайджанское художественное произведение на советскую тематику. Этот человек стал одним из первых композиторов, кто умело смешал в своем творчестве европейские и восточные мотивы.
Даже став высокопоставленным партийным функционером от искусства, Магомаев-старший останется крепким и жизнелюбивым кавказским мужиком. В 1937-м году он спас жену, упавшую в реку Кура – и от переохлаждения заболел чахоткой. Через несколько месяцев его не стало.