Первые упоминания традиций, связанных с гостеприимством на Руси содержатся еще в русских народных былинных преданиях. Кульминационным событием и местом встречи всегда был - ПИР.
Пиршества, сытные обеды и иные праздничные гулянья сопровождали жизнь русской знати и русского народа, являясь украшением серых буден и отражая знаменательные моменты их бытия, а также их представления и мечты о счастливой и благополучной жизни.
- древнерусская знать большее время проводила именно на пирах, рассматривая пиршество как важнейшую форму своего социокультурного и политического общения
- пир задает всему обществу определенный порядок и политическое мироустройство
- пир наглядно проявляет расстановку сил вокруг главного действующего политического лица - на пиру сразу видно, кто элита, а кто нет
- пир был моментальным социологическим срезом пирамиды власти: по степени оказанного конкретному лицу почета было видно, какое место оно занимает и какую роль играет в данной системе властных отношений
Воспевание в былинах княжеских пиров объясняется уважением в народе к их основоположнику — Владимиру Святославичу, которого в народе ласково называли Красным Солнышком. По-видимому, потому, что само его имя было созвучно с понятием «пира на весь мир»: только «владеющий всем миром» мог весь этот мир гостеприимно встретить, накормить, напоить и приласкать своею великокняжеской властью:
- былинные богатыри обычно собираются за пиршественным столом своего князя
- пир в былине отражает черты аристократического быта и имеет постоянный эпитет «почестный», что означает пир в честь богатырей, совершивших военный подвиг или удачно выполнивших дипломатическое поручение — предназначенный для уважаемых, почитаемых людей.
- былинах богатыри на княжеских пирах садились обычно на полатный брус, а затем уже пересаживались на более почетные места, исходя из своих подвигов.
- рассадка гостей в зависимости от их значимости происходила с точным соблюдением правил, а размещение гостя на непочетном месте могло стать поводом для конфликта.
Гостями княжеского былинного пира, как правило, были:
- "князи-бояра"
- "русские могучие богатыри"
- "богатые гости»
Когда нужно было подчеркнуть милостивость князя, состав участников пира расширялся за счет званых гостей:
- "на князей, на бояров, на могучих богатырей"
- "на всех купцов на торговыих"
- "на всех мужиков деревенских"
- "калик да перехожия" (нищих и странников)
«В пиру-mo место было по чину» — означает, что на пиру было отведено особое почетное место напротив князя Владимира, которое князь предлагает в виде особого благоволения, милости или сохраняет право выбора за самим богатырем.
Эпические пиры — своеобразная форма общения, совещание Князя своими приближенными (знатью, боярами и богатырями), где решались дела первостепенной государственной важности:
князь, прежде чем дать княжеское поручение государственного или личного характера, советуется с ними о том, кого назначить для выполнения задания. Богатыри сами просят его о том, чтобы он “наложил служобку великую”, после чего князь посылает их на подвиг
В былинном пире видны элементы реальной структуры русского высшего общества того времени и уже видны характерные черты дворцового пира-совета, на котором прислуживают: чашники, стольники, придверники и приворотники, т. е. все те должности, которые реально существовали в Древней Руси.
«Пиры созываются в княжеских палатах, гриднях с хрустальными или стеклянными окнами, с “кирпичатой середой” пола, очевидно, выложенного майоликовыми плитками или мозаикой из ценных камней с богатой росписью потолка и стен. Все это ничуть не противоречит историческим описаниям дворцов и данным археологии» В подобных гриднях устраиваются состязания в шахматной игре. Иностранцы еще в XVII в. отмечали удивительное пристрастие русской элиты именно к шахматам.
Былины как жанр были в какой-то мере «пировыми песнями» посвященные тому или иному герою - была самой главной наградой за его ратные подвиги. И награду эту часто давал герою не князь, а народ.
- Из былин также следует, что пир царский - был местом важных деловых и политических событий. Он был необходимым условием выполнения политического и сословного этикета. Пир — начало и конец сказания.
- А также видно, что пир является самым любимым времяпрепровождением героя, поскольку является праздником и все, что случается на нем, в той или в иной степени относится к праздничной культуре средневековой Руси.
Особенности былинного застолья.
- к былинным временам следует отнести традицию подавать на праздничный стол печеную дичь
- самым главным из «царских яств» «в скоромный день первым блюдом был жареный лебедь» , нередко упоминаемый в былинах в женском роде: «белою лебедушки не рушает»
В. И. Даль указывает, что одним из значений слова «рушать» является «делить, кроить, резать, говоря о пище»
- жареную дичь обычно «рушали» руками
По словам известного русского историка И. Е. Забелина (1820— 1908), каждая порция, или, по-старинному, «ества», предназначалась на две особы: «За столом большею частью два гостя, соседи друг другу, ели с одного блюда». Вот им-то и приходилось «рушати» кусок лебедя.
На пир приходили пировать, т. е. веселиться. А веселие на Руси уже тогда было делом лихим и хмельным. Происходило это таким образом:
- тот, кто начинает, берет чашу и выходит на середину комнаты;
- стоя с непокрытой головой, он велеречиво излагает, за чье здоровье пьет и чего ему желает
- затем, осушив и опрокинув чашу, он касается ею макушки, чтобы все видели, что он выпил всё
- желает здоровья тому господину, за кого пьют»
Застольный этикет.
Существовала традиция и выбора места на пиру:
«Не садися ты на место болшее ...не буди ты спесив на чюжой стороне»
- Свой никогда не нарушит этот обычай. Другое дело «чужой». Не знающий традиции может своим неправильным поведением не только нарушить закон (порядок) пира, но и обидеть хозяина стола. «Чужой» нарушает застольный этикет и этикет приема пищи, выражая тем самым полное неуважение к сотрапезникам.
Подобные нестыковки в традициях порождают конфликт, который является двигателем сюжета. Выказывая свое непочтение принимающей стороне, «чужой» тем самым обозначает свое собственное место — на чужой стороне. Он автоматически попадает в разряд грешников, общим эпитетом которых служит слово «поганый».
Былинный застольный этикет предписывал богатырям не заниматься обжорством, а есть «потихоньку» (помаленьку), а «половину та слуге давать» и при этом сами герои открыто высмеивают тех, кто занимается чревоугодием.
Идеалом застольного протокола был Илья Муромец, который за столом есть мало и пьет в меру: «Вытью хлеба ест он по три просвиры, Вина духом пьет по одной чарочке».
- Питье допьяна влечет за собою усиление агрессивности в поведении пирующих, поэтому знание меры делает пир «бытовым космосом» (порядком), существующим по своим внутренним законам.
- Пир в молчании никогда не проходил. И, судя по всему, неписанный этикет пира разрешал пирующим состязаться в остром слове.
Если статья была полезна - поставьте, пожалуйста, лайк.
Подпишитесь на канал, чтобы не пропускать новые публикации.