Найти тему
Киновед в штатском

"Заклятию" – 10 лет! Почему этот фильм преуспел там, где провалились три предыдущих?

Мы как-то привыкли к тому, что главные ужастики, сформировавшие современную массовую культуру, пришли к нам из прошлого века. "Хэллоуин" и "Пятница, 13-е", "Кошмар на улице Вязов" и "Восставший из ада", "Зловещие мертвецы" и "Техасская резня бензопилой", "Омен" и "У холмов есть глаза" – все эти франшизы уходят корнями в 1980-е и даже 1970-е. Но и у нового тысячелетия есть чем вас напугать – и первым среди свежих по-настоящему страшных ужастиков хочется назвать "Заклятие" и его продолжения. Оригинальному фильму Джеймса Вана на днях исполнилось 10 лет, и это хороший повод вспомнить о том, как злобные призраки снова стали частью нашей природы.

-2
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

Круглую дату "Заклятие" встречает в окружении многочисленного потомства – у фильма есть два успешных сиквела (четвертая часть на подходе), таинственная кукла Аннабель получила собственные три картины, достаточно успешными оказались и отдельные истории про "жуткую монахиню" и "плакальщицу". Всего вселенная насчитывает уже 11 проектов, и это лишь за 10 лет – такой активности позавидуют даже старички в хоккейных масках и с лезвиями на перчатках. Однако еще более интересным мне кажется тот факт, что у "Заклятия" есть своеобразная предыстория – раз уж эта лента основана на реальном расследовании четой Уоррен паранормальной активности в доме семьи Перрон, то мы должны вспомнить и другие попытки экранизировать приключения этих "охотников за привидениями".

-3

Дуэт Эдвард и Лоррейн Уоррен весьма активно действовал еще в середине прошлого века. Он демонолог-самоучка, она экстрасенс-медиум – уже в 1952-м пара организовала Общество психических исследований Новой Англии (самую старую группу охотников за привидениями на восточном побережье США) и попутно открыла "Оккультный музей Уорренов". Их имена часто возникали на страницах газет и журналов, супругов приглашали на ТВ и они неплохо зарабатывали "гастролями" – сериями выступлений в разных уголках страны, где они во всех подробностях излагали детали своих "дел". Не везде Уорренов принимали с распростертыми объятиями, но существенной части публики сражения с демонами нравились.

-4

Конечно, столь яркие герои не могли не привлечь Голливуд – и "фабрика грез" трижды делала попытки адаптировать истории Уорренов для большого и малого экранов, но увы, всё было тщетно. Продюсеры и сценаристы из всего множества "дел" Уорренов пытались выбрать самые впечатляющие, но до появления Джеймса Вана никому не удалось рассказать историю призраков так, чтобы она захватила миллионы зрителей. Почему же предыдущие попытки провалились, а "Заклятие" не просто отбило затраты, но и превратилось в планетарный феномен, сделавший престарелых Уорренов настоящими рок-звездами потустороннего? Давайте разбираться.

-5

Самым известным и опасным столкновением с потусторонним для четы Уоррен стало так называемое Амитивилльское дело. Именно это происшествие стало основой для первой адаптации – в 1979 году на экраны вышел хоррор "Ужас Амитивилля", удивительно слабый, непролазно глупый и неприлично наивный фильм, который может похвалиться лишь тем, что его сиквелы оказались еще хуже. Дело о привидениях в доме Смерлов стало основой картины "Дом призраков" – этот фэнтезийный ужастик разочаровал студию еще на этапе съемок, поэтому Fox отправила ленту сразу на кабельный канал. Последней попыткой стал фильм ужасов "Призраки в Коннектикуте" 2009 года, но и он из-за спорной темы и сексуальных подтекстов остался продуктом нишевым, интересным исключительно фанатам.

-6

Что же отличает "Заклятие" от всех трех этих лент? Что позволило ленте Вана вырваться из порочного круга неудач и воспарить над остальными? Ответ очень прост – оказалось, что зрителям нужны не только призраки, духи и привидения, публика живо интересуется простыми живыми персонажами, ведущими с нечистью борьбу. Все три первые ленты с первых кадров фокусировались на проявлении сверхъестественного, невероятного, пугающего. Да и в дальнейшем главными "героями" фильмов оставались шумы, скрипы, хлопающие двери и падающие предметы. Да, жанр хоррора требует подобных упражнений, но порой нужно переступить очерченный круг.

-7

Во вселенной "Заклятия" Эд и Лоррейн становятся ведущими персонажами – с какими бы монстрами ни сталкивалась аудитория, фокус внимания всё равно направлен на неказистую семейную пару, которая берет на себя тяжесть поддержки семей, столкнувшихся с непонятным. Фильм Джеймса Вана очень четко расставляет акценты – да, есть в доме Перронов что-то таинственное, но автора в большей степени занимает то, как жители особняка справляются с нападением нечисти, с недоверием окружающих, с подозрениями полиции и... с теплотой Уорренов, готовых протянуть руку помощи. Незаметно для зрителя Эд и Лоррейн становятся главными героями – мы им доверяем, мы за них переживаем, мы готовы двигаться за Уорренами, куда бы они ни шли.

-8

Как мы отметили выше, имена Уорренов к моменту выхода "Заклятия" были известны, но в большей степени ими интересовались поклонники паранормального и сверхъестественного. В 2013-м пара пережила взлет популярности, какой прежде не испытывала – их книги стали бестселлерами, поток посетителей в музее превысил пропускные способности, они снова стали нарасхват, и это открыло миру еще одну "фишку" пары, отлично работающую в кино. Спустя 60 лет после начала совместной "охоты на призраков" Уоррены всё еще были вместе! Это и для обычных пар серьезное достижение, а для столь экстремального тандема – настоящий феномен.

-9

Ван умело использует эту привязанность Эда и Лоррейн друг к другу. Каждая история в серии фильмов "Заклятие" включает не только стороннее дело о чем-то сверхъестественном, но и глубоко личную "страничку" жизни двух ведущих персонажей. В какой-то момент Уоррены сами оказываются под прицелом темных сил, и мы готовы сражаться со всеми чертями ада вместе с этой парой. Да, конечно, зная, что Эд и Лоррейн дожили до весьма почтенного возраста, довести градус переживания за них до запредельного не получится, но и имеющейся эмоциональной нагрузки хватает для того, чтобы за хоррором видеть подлинную драму. Пусть и с паранормальным оттенком.

-10

Предыдущие попытки перенести расследования Уорренов на большие экраны совершали одну и ту же ошибку – слишком увлекались монстрами в ущерб людям. К сожалению, в современном кино заурядная семейная пара, в которой супруги на протяжении многих лет поддерживают друг друга и помогают близким и незнакомцам – гораздо более редкие гости, чем привидения, чудовища, пришельцы или посланники темных измерений. Отставив подлинных героев на третий или пятый план "Ужас Амитивилля", "Дом призраков" и "Призраки в Коннектикуте" просто-напросто оборвали связь со зрителем. Джеймс Ван же эту связь приметил, вывел на передний план и сделал на нее ставку. И да – сорвал куш, франшиза "Заклятие" со всеми ответвлениями собрала в мировом прокате уже более двух миллиардов долларов.

-11

Когда в юном возрасте я впервые увлекся хоррорами, мне тоже казалось, что главное в таких фильмах – клыкастая тварь пострашнее или оживший мертвец с белесыми глазницами. Со временем понял, что в большей степени меня пугают не старательно подобранные образы, а то, что я не вижу, и то, от чего не ожидаю подвоха. Ну а заставить меня переживать даже не за себя, а за малознакомых людей в кадре – это вообще высший пилотаж, который мало кто способен проявить. Джеймсу Вану удалось. Уже за это я готов поставить его в ряд самых проницательных, умных и оригинальных режиссеров современности. "Заклятие" – подлинный триумф его как постановщика.

-12

Такими размышлениями хотел поделиться с вами по поводу 10-летия со дня выхода на экраны первой части "Заклятия" – если еще не смотрели, сейчас самое время прочувствовать холодок и мурашки. А я пока перепрыгиваю на совсем иную тему и переключаюсь на другие жанры – мы тут любим разнообразие. Если вы чувствуете, что нам по пути, обязательно заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно, а еще лучше – подпишитесь на нас в телеграм – там вы не пропустите ни одну новую статью. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, не спускайтесь в подвал по одному, и...

-13

Увидимся в кино!