Запрещенная у нас Meta*, как известно, успела наследить не только в России, из-за чего ее и признали экстремистской организацией, но и в Китае. Бессменный глава компании Марк Цукерберг неоднократно позволял себе спорные высказывания, обличающие китайские компании и даже само видение интернета в Поднебесной, мол технологии там воруют, свободы не соблюдают, и вообще.
Естественно, в Китае подобные высказывания не остаются незамеченными, а из-за значительной роли соцсети Facebook во время массовых протестов уйгуров в Урумчи в 2009 году, ее и вовсе заблокировали и запрещенной она остается по сей день.
В Китае действует множество законов, регулирующих онлайн-контент, работу приложений и социальных сетей, и именно о них неоднократно высказывался Цукерберг в негативном ключе. На этом фоне очень неожиданным выглядит желание владельца соцсетей, метавселенных и всяческих цифровых пароходов вновь выйти на китайский рынок.
Хотя, конечно, удивительного в этом ничего нет. Китайский рынок — это лакомый кусок для всех современных компаний. В стране проживает почти полтора миллиарда человек и ощутимая часть из них интересуется виртуальной реальностью, поэтому Цукерберг с огромным удовольствием начнет возить в страну свои Quest’ы хоть завтра. Несмотря на ужасное отсутствие свободы в интернете и «воровство технологий». Критика, как говорится, критикой, а денежки в Китае неплохие.
По некоторым источникам, Цукерберг неоднократно поднимал вопрос о возможности возвращения компании на китайский рынок на внутренних конференциях и встречах. СМИ приводят даже слова главы Meta*, который удивляется, почему это Apple могут продавать в Поднебесной свои смартфоны, Tesla — автомобили, а Meta* ны рынке вообще не присутствует?!
И вроде бы все легко и просто, вся Meta* в Китае не запрещена, ищи партнеров, налаживай поставки и начинай зарабатывать на жителях самой населенной страны на планете. Однако на деле все оказывается сильно сложнее.
Китай неоднократно показывал непримиримую волю и завидное упорство в борьбе со всеми компаниями, представители которых позволяли себе некорректные высказывания в адрес страны, ее политики и правительства. Так, можно перечислить десятки мировых брендов, которым приходилось приносить официальные извинения перед Китаем и его жителями, чтобы не потерять рынок: Mars, Versace, Dior, Intel и многие другие. И даже после извинений бренды несли значительные финансовые убытки, из-за нежелания жителей Китая мириться с негативным отношением и спорными высказываниями.
Естественно, к Цукербергу у Китая уже есть некоторые вопросы, а с учетом многочисленных спорных высказываний главы Meta* по самым разным вопросам, корректности от него не ждут и в будущем. Поэтому китайские компании с большой настороженностью относятся к желанию Цукербергу возить гарнитуры виртуальной реальности в страну.
С одной стороны, Quest 2 сегодня является самым популярным и востребованным шлемом VR на рынке. Во всем мире компания продала свыше 20 миллионов штук своих устройств, а к осени в продаже ожидается и новая модель Quest 3. Конечно, в Китае есть собственные гарнитуры, самой известной из которых является Pico 4, однако далеко не всем пользователям эти очки нравятся, да и о новой модели Pico, которая могла бы составить конкуренцию грядущему Quest 3 пока никакой информации нет.
Поэтому с Meta* ведут переговоры многие китайские компании, в том числе Tencent, исправно поставляющая на китайский и мировой рынки онлайн-сервисы, игры, социальные сети и даже фильмы. Однако никаких договоренностей пока не достигнуто. Если Tencent сможет заключить сделку с Meta*, китайская компания может получить эксклюзивные права на продажу гарнитур Quest в Поднебесной, что может принести очень хорошую прибыль. Однако, сможет ли Цукерберг быть корректным в долгой перспективе?
Это вопрос вангования и ответа на него, конечно, ни у кого нет, даже у самого Цукерберга. Но одно можно сказать наверняка, если Марк снова зайдет на китайский рынок и не будет следить за своими словами, нефритовое возмездие настигнет его самым беспощадным образом, как это уже было неоднократно с другими представителями американских и европейских компаний.
Чтож, поживем — увидим. Будем и дальше следить за новостями из мира виртуальной реальности и оперативно делиться ими с вами.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
* Meta внесена в перечень общественных объединений, в отношении которых судом принято решение о ликвидации или запрете деятельности на территории РФ на основании ФЗ № 114 от 25.07.2002.