Вспоминаем тех, кто сражался за Родину, преподавателей, сотрудников и студентов — фронтовиков*.
Владимир Александрович Иванов (08. 10.1925–02.03.2017) – ижевчанин. Отец его, Александр Никитьевич, рабочий-литейщик, родом был издалека- он уроженец Ямбурга, что на западе Петербургской области в 20 километрах от границы с современной Эстонией. Тогда это был старинный городок на 4 тысячи жителей, большая часть из которых военные – в Ямбурге постоянно квартировал 146-й Царицынский пехотный полк. А мама - Коробейникова София Григорьевна - из Ижевска, из рабочих. Семья большая – братья Борис, Вячеслав и Герман, сестра Лида.
Закончив 7 классов 25-й средней школы в 1940 году, Владимир поступил в Ижевский Индустриальный техникум. Учился с желанием, благо еще в школе крепко сдружился с математикой. Весной 1943 года студента ижевского Индустриального техникума призвали в армию, точнее - перевели учиться в Ленинградское артиллерийское инженерно-техническое училище (ЛКАТУ), которое было эвакуировано в столицу Удмуртии и расквартировано в пединституте (сегодня это 2 корпус УдГУ). Готовили курсантов на вычислителей - определение данных по прицелам и углам поворота орудия, отслеживание огневых точек противника, чтение карт и нанесение на них необходимых координат.
Как вспоминал сам Владимир Александрович, однажды будущих артиллеристов повели искупаться на Ижевский пруд, и Иванов сложил свои окуляры в нагрудный карман гимнастерки (он с детства носил очки). Пока купался, кто-то наступил на его одежду, и одно из стёкол треснуло. Купить новые очки тогда было невозможно - так и воевал с одним стеклом…
В октябре 1943-го «по сокращению штатов» Иванов из ЛКАТУ был переведен в г. Коломну Московской области, в 1 учебный артполк курсантом. В июне 1944-го, после окончания обучения старшего сержанта Владимира Иванова направили в 136 пушечный артполк, с которым в июне 44-го он выехал на 1 Белорусский фронт.
Воевал с июня 44-го до мая 45-го в 136 пушечном артполку в качестве вычислителя, на самом переднем крае, поучаствовал в освобождении Белоруссии, форсировании Вислы, Одера, взятии Варшавы и Берлина…
В местечке Воломин под Варшавой свой очередной наблюдательный пункт Володя оборудовал на высокой сосне и забрался на ночное дежурство. По ночам гитлеровцы любили устраивать предупредительный огонь из крупнокалиберных пулемётов по потенциальным «энпэ», и по направлению полёта трассирующих пуль можно было засечь их огневые точки. Подошел сослуживец: «Володя, давай слезай! Сейчас смена тебе подойдёт!», и вычислитель начал спускаться вниз. И мгновенье спустя длинная пулемётная очередь прошила толстенный ствол над головой бойца… Утром посмотрел, куда попали пули, и понял: между жизнью и смертью и было – всего одно мгновение.
За форсирование Вислы и хороший расчет В. А. Иванова наградили медалью «За боевые заслуги». А еще - один из сослуживцев снял подходящие очки с убитого немца и подарил их однополчанину, который воевал в разбитых очках почти год.
Батарея 122-миллиметровых корпусных орудий Иванова 2 мая дошла до Берлина, и весть о победе старшина встретил неподалёку от немецкой столицы:
- Утром перед разводом на работы, когда мы строили военный городок, командир торжественно объявил, что подписан акт о безоговорочной капитуляцию фашистской Германии, поздравил нас с Победой и сообщил: «Сегодня по этому случаю до обеда работаем, а после отдыхаем!». Поработали мы тогда, пообедали, а когда легли спать, то со стороны соседней войсковой части вдруг поднялась ураганная стрельба. Мы повыскакивали из землянок и увидели, что наши соседи устроили победный салют. Ну, и мы к ним присоединились. Достал я свой карабин, созданный на базе мосинской трёхлинейки, и тоже начал палить в воздух.
Старший сержант Иванов был награжден орденом Великой Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», ««За освобождение Белоруссии», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», польской медалью «За Варшаву», «ХХХ лет Советской Армии и флота» и 2 значками «Отличный артиллерист».
После войны В. А. Иванов служил в Германии, в своем полку, в должности начальника вычислительной команды. Тут-то он впервые и сел… за шахматы. По словам Владимира Александровича, как расставлять фигуры на шахматной доске ему когда-то показал старший брат, но именно тогда, после войны, он начал играть и состоялся его официальный спортивный дебют.
А было это в начале 1949 года на «межведомственном» турнире, где между собой играли представители группы советских войск. Владимир Александрович тогда впервые играл с шахматными часами, с непривычки сильно отвлекался и оказался - на последнем месте. Правда - всё-таки умудрился набрать 4 очка и наиграл на второй спортивный разряд.
Впереди был апрель и «Полуфинал первенства Советских оккупационных войск в Германии», а старшину Иванова определили помощником главного судьи этого крупного представительного турнира. Расстроенный неудачами дебютант-шахматист отказывался как мог, но ему сказали: «Приказ генерала! Ничего не знаем, поедешь на турнир в Потсдам!». Как выяснилось, на турнир несколько человек не доехали и помощника главного судьи усадили еще и играть.
И он выиграл несколько партий кряду! Шесть побед в шести встречах, седьмая – ничья, 6 очков. Для первого разряда нужно было набрать 6,5 очков, - и он получил звание перворазрядника.
Следующим соперником разыгравшегося артиллериста стал Физон Рысс - именитый шахматист, партии которого включались в учебники по искусству шахматной игры. Рысса он обыграл, а заключительная партия с действующим чемпионом Вооруженных сил Крыловым закончилась ничьей.
С 8 очками из 10 возможных Владимир Иванов занял первое место, и за победу ему подарили красивый и звучный немецкий аккордеон Weltmeister.
Аккордеон ему вроде бы был ни к чему - потом он продал этот приз на базаре, зато на всю жизнь сохранил ценную грамоту, подписанную заместителем министра Вооруженных сил СССР маршалом Василием Соколовским.
В июне 1950-го Владимир был демобилизован из армии, приехал домой и уже в августе поступил на работу на механический завод. Сначала - исследователем, затем технологом цеха, а с января 1952, он -ведущий технолог в отделе главного технолога. В родном Ижевске встретил свою судьбу, женился, предупредив невесту: «Шахматы не брошу!».
И, конечно, учился, наверстывал военные годы: в 1951-ом окончил Индустриальный техникум с отличием (вечернее отделение), и в том же году поступил во Всесоюзный машиностроительный заочный институт, а затем перешел в Ижевский механический (зачислен переводом на 2 курс в группу МТ-38 в октябре 1953 года в связи с ликвидацией Ижевского учебно-консультационного пункта и передачей контингентов студентов в ИМИ).
Учился, можно сказать с азартом, на «отлично», в зачетной ведомости – ни одной тройки! Из 36 дисциплин и курсов только 8 – «хорошо», остальные сданы на «отлично», что и подтверждает приказ первого директора (ректора) ИМИ Владимира Павловича Остроумова от 26 апреля 1958 года: «За хорошие показатели в учебе объявить благодарность студенту вечернего факультета Иванову В. А. группа М-115».
Преддипломная практика –само собой, на «отлично»; дипломный проект на тему «Проект механического цеха с участком изготовления детали № 2 510-го производства с годовым выпуском 400 тыс. штук в год» - с оценкой «отлично», диплом с отличием! Решением государственной экзаменационной комиссии от 20 июня 1958 года, присвоена квалификация инженера-механика по специальности «Машиностроение».
До самой перестройки В. А. Иванов работал на Ижевском механическом заводе. Занимался ружейной и пистолетной тематикой, став учителем для Владимира Ярыгина - конструктора знаменитого сегодня пистолета, принятого на вооружение Российской Армии. Инженер-оружейник В. А. Иванов был награжден медалью «За трудовую доблесть», в 1983 году ему была присвоена премия и медаль Совета Министров СССР за разработку охотничьих ружей.
И –он уже никогда не расставался с шахматами, стал кандидатом в мастера спорта, сыграл больше трёх тысяч партий, более трех десятилетий защищал честь Удмуртии на российских и международынх очных и заочных турнирах соревнованиях, среди самых именитых оппонентов - гроссмейстеры Евгений Васюков, Алексей Суетин. А еще – стал мастером спорта международного класса в шахматах по переписке!
Именно Владимир Александрович стал и организатором шахматной жизни в Ижевске: под его руководством на всех предприятиях г. Ижевска были созданы шахматные клубы. В 1952 году, когда Иоганнес Вельтмандер (первый в Удмуртии мастер спорта по шахматам) решил оставить шахматную федерацию ради спортивной карьеры, он принял эстафетную палочку. После работы ехал в институт, а по дороге забегал в спорткомитет – обговорить очередные соревнования. И так изо дня в день. Около 50 лет В. А. Иванов был председателем квалификационной комиссии республиканской федерации шахмат.
«Красота шахмат сродни красоте математики, когда ты находишь решение сложной задачи. Моя жизнь - это удачно сыгранная партия!» - говорил он журналистам на турнире, в котором участвовал в 90 лет!
* Использованы материалы открытых источников, документы с сайтов gasur.ru и udmurt.ru., архива ИжГТУ имени М.Т. Калашникова и архива пресс-службы вуза.