Кинокомиксы сейчас переживают не лучшие времена. Жанр, едва взойдя на вершину популярности, тут же начал активно себя изживать, что отразилось на кассовых сборах и оценках. За четверть века снято немало Хороших образчиков, на которые стоило бы равняться, но после “Финала” (2019) киноделы не выдавали ничего стОящего (ну, может, за редким исключением). Да, вполне смотрибельные появлялись на экранах, но прежнего восхищения они не вызывали.
Впрочем, сейчас не об этом. Главное, что “Стражам галактики 3” удалось прервать цепочку однотипных поделок. А вот надолго ли – покажет время. Сейчас же можно говорить о “Стражах” как о последнем достойном кинокомиксе за последние несколько лет.
О сюжете.
Опять же, как это было в прошлых обзорах картин Киновселенной Марвел, не стану приводить описание сюжета. Для незнакомых с серией – это будет китайская грамота, для знакомых – ненужное повторение уже известного. Так что я лучше просто порассуждаю немного об увиденном.
И первое, о чём хочется упомянуть, – то, как удивительным образом на первый план в данной ленте выходит история Ракеты (Брэдли Купер). Ведь она относительно основного действия происходит в далёком прошлом, буквально – в воспоминаниях енота. Такой эффект стал возможен благодаря выверенному сценарию, где каждая сцена на своем месте.
Прошлое Ракеты – чрезвычайно трагично, что придаёт картине так необходимый современным комиксам драматический оттенок. Благодаря этой сюжетной линии фильм стал трогательным и в какой-то степени личным, что точно пошло на пользу – картину непросто однозначно назвать очевидным развлекательным зрелищем. Хотя без последнего, конечно, не обошлось.
О достоинствах и недостатках.
Но не забывайте, что это картина Джеймса Ганна, которому практически выдали карт-бланш на третью часть (примерно тоже самое было с “Отрядом самоубийц” 2021 года, который автору настоящей статьи тоже пришёлся по душе). Поэтому в ней практически всё, за что Джеймса любят (и ненавидят).
В наличии прекрасный саундтрек, много юмора (да, есть и так называемый “сортирный”), много зрелищных сцен и немало хоррорных сцен, что удивительно для комикса Марвел с “детским” рейтингом PG-13 (детям до 13 просмотр не желателен) и совсем не удивительно для Ганна.
И если обобщать стиль режиссёра в этой картине, то его можно описать как практически идеальный комикс, удачно балансирующий на нескольких гранях. Триквел смешивает, но не взбалтывает, драму и развлекательное кино, экшен и разговорный юмор, эпичность и камерность, страшное и смешное, массовое и личное.
Сценарий при этом уделяет достаточно внимания даже некоторым второстепенным персонажам, развивая в первую очередь основных, что нечасто встречается в кинокомиксах. И даже при обилии диалогов, динамика практически не проседает – персонажи меняют локации, разделяются и воссоединяются. Действие никогда не стоит на месте. А самое приятное – то, что за перипетиями приключений героев просто интересно наблюдать.
Но главная беда триквела – это отнюдь не пафосные выходы героев в слоу-мо под шикарные саундтреки, но то что они собой представляют. А именно характерные черты комиксов. За время существования Киновселенной Марвел, которая в последние годы превратилась в производство по штампованию однообразного контента, зритель видел это не раз.
Благо в триквеле “Стражей” характерные черты скорее в деталях. Вроде тех же командных проходов или пренебрежения законами физики в угоду сюжету и зрелищности (это я сейчас про разгерметизацию кораблей в космосе). Или всегдашний главный злодей (а то и не один), которого непременно победят перед счастливым финалом.
Но не подумайте, мне понравился и Высший Эволюционер (Чукуди Ивуджи) – загадочный в общем-то, но блестяще сыгранный маниакальный злодей, и трогательный финал, который немало выиграл от саундтрека. Дело в том, что кроме великолепно прописанной драматической линии Ракеты, третьи “Стражи” от других фильмов серии мало чем отличаются. И это очень весомое отличие, скажу я Вам. Ганн проделал великолепную работу, которую стоило ждать шесть лет.
Но это всё тот же кинокомикс. Пусть и один из лучших за несколько лет.
Поэтому жанровые черты воспринимать можно по разному. Как условности жанра, без которых никак не обойтись, или как его недостатки, которые портят любую жанровую картину. Но как бы там ни было – это все на месте.
Результат.
Ганн завершил свою трилогию на очень высокой ноте, доказав всем, что комиксы ещё жизнеспособный жанр. Работа проведена на высочайшем уровне, как техническая, так и творческая. Это понравилось зрителям, что в случае с комиксами немаловажно. “Стражи галактики 3” даже принесли студии прибыль, чего не сказать о двух предыдущих картинах Марвел.
Но выводов о том, всё дело ли в жанре или только в создателях, я не стану. Когда Ганн представит публике свою версию Супермена, тогда, пожалуй, и увидим.
Ну и напоследок, если кому будет интересно, я собрал оценки трилогии на самых популярных ресурсах, от первого фильма к третьему. Ожидаемо зрители любят комиксы больше.
Кинопоиск: 7.8 (№ 232 в Топ-250) – 7.8 – 8.3 (№ 171 в Топ-250)
IMDb: 8.0 – 7.6 – 8.1
Томаты (зрители): 92 – 87 – 94
Томаты (критики): 92 – 85 – 82
Метакритик: 67 – 76 – 64