Реставраторы Музеев Ватикана восстановили алтарное распятие XV века из аббатства святого Евтихия в Пьедивалле-ди-Пречи, недалеко от Перуджи. Большой деревянный крест, известный как «Крест пеликана», был разрушен во время землетрясения, случившегося в центральной Италии в 2016 году.
Художник Николо ди Улиссе из Сиены расписал этот крест темперой примерно в 1475 году. Распятый Иисус изображен на однотонном синем фоне, без обычных для живописи того времени фигур скорбящих по бокам от креста. Концы креста имеют форму трилистников, на верхнем из них нарисован пеликан, который кормит своей кровью троих птенцов. Легенда о пеликане известна со времен античности, и уже ранние христианские мыслители сравнивали пеликана с Иисусом Христом, спасающим своей кровью человечество.
Сирийские монахи, прибывавшие в Италию, начали селиться в пещерах в узкой долине между горами Мориконе и Маккиалунга с V века. Святой Евтихий (ум. в 540 году) преобразовал эти обители в общежитийный монастырь. Учениками Евтихия легенда называет святого Бенедикта, основателя бенедиктинского ордена, и его сестру святую Схоластику. Монастырь в Пьедивалле-ди-Пречи, принадлежавший бенедиктинцам, рос и достиг расцвета к XII веку. Главная церковь монастыря названа в честь святого Евтихия.
Она расположена на террасе между долиной и скальным отрогом с пещерами отшельников. В октябре 2016 года, когда случилось землетрясение, скальный отрог рухнул, и последовавший за этим оползень обрушился на монастырь. Распятие упало на землю и было разбито на тридцать с лишним кусков. Они валялись в щебне в течение нескольких недель.
Архиепископия Сполето-Норчии и власти провинции Умбрия, принимая во внимание то, что «Крест пеликана» использовался при богослужениях, решили попытаться полностью восстановить изображения Христа и пеликана, вместо того чтобы сохранять только то, что уцелело. В июле 2018 года специалисты реставрационных лабораторий Музеев Ватикана приступили к сбору распятия. Они объединили фрагменты и восстановили недостающие части, установив крест на новую деревянную опорную конструкцию, чтобы сделать его достаточно устойчивым. Окрашенную поверхность проклеили и удалили обесцвеченный лак. Затем были воссозданы утраченные области. Наконец, позолота по периметру была восстановлена в соответствии с традиционным методом, применявшимся в XV веке.
Отреставрированный крест выставлен в Музеях Ватикана. Осенью он будет выставлен в городе Сполето в церкви Святой Евфимии, а затем вернется к главному алтарю монастыря святого Евтихия.