Про людей с сильным е минус
В 2014 г. на русском языке была опубликована работа Н. Талеба «Антихрупкость: как извлечь выгоду из хаоса», где Н. Талеб говорит о феномене "антихрупкости". Чтобы подчеркнуть смысл понятия «антихрупкость», Н. Талеб использует метафору с тремя почтовыми отправлениями, внутри которых находится разное содержимое.
В первой лежит "хрупкое", и на ней написано FRAGILE, «Осторожно! Хрупко! Не бросать!». В случае ПТСР - это те 5-8%, которые отреагируют на сильный стресс развитием психиатрической патологии.
Во второй посылке лежит "достаточно прочное", так что никакие встряски не представляют для него опасности. В случае с ПТСР - это те 90%, которые спустя несколько недель или месяцев после психотравмирующих переживаний легко вернутся к обычной жизни.
В третьей посылке лежит "антихрупкое". Так Талеб называет содержимое, требующее оптимального «повреждения, встряски». На третьей коробке должно быть написано «Бросать! Трясти! Кантовать!», потому что содержимое этой коробки от «встрясок» делается только лучше, тогда как бережное отношение приводит к ухудшению качества (состояния). В случае ПТСР - это те самые "есть упоение в бою", люди с сильным е минус (по сондиане), с амбивалентно-сопротивляющимся типом привязанности (по теории привязанности), с хорошим дофамином и адреналином (по гормональной теории).
Как отмечает сам автор, оригинальность его идеи заключается в том, что он дифференцирует «сопротивление стрессу со стороны системы (организма)» и «использование стресса во благо системы (организма)».
Ну, а мы благодарим Талеба за то, что он открыл западным читателям эпилептоидов и то, что описывал Ганнушкин в своих наблюдениях над эпилептоидными натурами.