Утро понедельника, 17 июля, началось с уже второй по счету атаки вооруженных сил Украины на Крымский мост. Ее итогом стало разрушение одного из пролетов, а также гибель случайных людей, оказавшихся в радиусе взрыва. По данными СМИ, мост атаковали при помощи надводных беспилотников. Военный эксперт журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко рассказал «Парламентской газете», что это за устройства, насколько они опасны и почему для них до сих пор не существует эффективных средств противодействия.
Скоростные, маневренные и малозаметные
- Дмитрий Витальевич, сейчас все говорят о воздушных беспилотниках, а вот про надводные известно мало. Что это за техника, и сталкивались ли мы с ней прежде?
- Если говорить о надводных беспилотниках в целом, то Украина использует их достаточно давно. Изначально это британская, насколько я помню, разработка. Мы находили их еще прошлым летом на побережье Севастополя. Они же атаковали наш Черноморский флот, ими же пытались уничтожить разведывательный корабль «Иван Хурс» в мае этого года неподалеку от пролива Босфор. Поэтому сама по себе тема не новая — техника такая существует, она применяется, и мы об этом знаем.
- Что она собой представляет?
- Если говорить упрощенно, это низко сидящий в воде катер без экипажа. Управляется дистанционно — при помощи спутникового интернета — либо просто идет по заранее заложенным в систему координатам, используя встроенные системы навигации. Эти беспилотники достаточно крупные — собственно, примерно с катер размером, — но борьба с ними осложняется их маневренностью, скоростью и малозаметностью. Пока что с ними борются только одним путем — расстреливая из штатного стрелкового оружия. Каких-то специализированных средств — как, например, для воздушных аппаратов, которые можно сбить с курса и посадить при помощи установок радиоэлектронной борьбы, — на данный момент не существует.
- Как тогда с ними бороться?
- Вообще, надводные беспилотники сами по себе — штука далеко не новая. Еще в средние века существовали так называемые брандовые суда, которые грузились взрывчаткой или легковоспламеняющимися материалами, а потом сплавлялись по течению в сторону противника. А во время Второй мировой войны в составе Королевских военно-морских сил Италии действовало специальное диверсионное подразделение, которое имело на вооружении различные типы взрывающихся катеров и вполне успешно воевало против британского флота Ее Величества. И что в те времена, что в двадцать первом веке самый надежный способ противодействия таким агрегатам — плавучие боновые заграждения. И почему они не выставлены сейчас в море в окрестностях Крыма — большой вопрос, на который у меня нет ответа.
«Могли запустить с корабля»
- Существует версия, что беспилотники, повредившие Крымский мост, запускались не с побережья Украины, а с одного из кораблей, участвующих в так называемой зерновой сделке. Насколько она, на ваш взгляд, обоснована?
- Я думаю, это мы сможем точно установить не раньше, чем станут известны модель беспилотника и ее ТТХ. Там уже нужно будет посмотреть, сколько топлива он несет и расходует, и прикинуть, мог ли он в действительности преодолеть расстояние от одесского побережья до Крымского моста или нет. Но если рассуждать отвлеченно, то вариант с запуском с одного из кораблей-участников зерновой сделки вполне, на мой взгляд, возможен. Не стоит забывать, что именно так, в частности, атаковали корабль «Иван Хурс», который на тот момент вообще находился неподалеку от пролива Босфор в территориальных водах Турции.
- Можно ли ожидать повторения подобных атак?
- Да, такие атаки будут повторяться. Более того — если мы, например, начнем активно использовать те же боновые заграждения, противник может перейти на подводные дроны, которые они не остановят. Поэтому единственный, на мой взгляд, способ прекратить подобные инциденты в будущем полностью — побеждать в СВО.