Я была еще тогда студенткой медуниверситета. Однажды в фойе мы с одногруппниками наблюдали, как женщина тащила на себе девушку вверх по лестнице. Затем эту картину мы стали наблюдать все чаще.
От знакомых я услышала, что эта девушка поступила на " Лечебное дело", а обучение на врача общей практики не подразумевает заочного или очно-заочного посещения.
В нашем университете было много старых 5- этажных корпусов, в которых не предусмотрена установка лифтов. Единственное, что смогло сделать руководство университета в этой ситуации- установить пандусы на входе. Остальное было в руках этой женщины: она оставляла коляску под лестницей, брала дочь под руки и волокла то на 2, то на 3, а то и на 5 этаж, чтобы та могла попасть на лекцию или семинар.
Было очевидно, что у девушки церебральный паралич. Она не управляла не только ногами, но и руками, невнятно говорила.
Около двух лет я еще встречала их на этих злополучных лестницах или в туалете, где они умывались от пота. Потом они вдруг пропали.
Позже оказалось, что девушка не смогла сдать профильный предмет, и ее отчислили.
На мой взгляд, решение обучаться этой профессии было не совсем обдуманным с их стороны. Они воспользовались своим законным правом на первоочередное зачисление на бюджетное место ( ст.71 "Федерального закона об образовании в РФ"), но что дальше? Как оценивать такую студентку преподавателям? Ведь адаптированной программы в вузе нет. Даже если бы она закончила обучение, она не смогла бы работать по профессии, ведь церебральный паралич такой выраженности, как в ее случае, является прямым противопоказанием к работе врачом (Приказ Минздрава России от 28.01.2021 N 29н. ).
С каждым годом своей практики я убеждаюсь, что людям с ограниченными возможностями здоровья необходимо учиться и работать в соответствии со своими способностями. Несмотря на то, что идет внедрение "доступной среды" для инвалидов, далеко не все специальности будут им подходить, учитывая диагноз, физические и ментальные особенности.
В выборе профессии для юношей и девушек с инвалидностью большую роль играют родители. Некоторые, забывая о том, что они не вечны и им нужно научить своего ребенка жить самостоятельно, тащут его по "социальной лестнице", дают ему ненужное образование, с которым он потом сидит в 4х стенах и растягивает пенсию по инвалидности.
Но есть и другие случаи, когда родители принимают болезнь своего ребенка и ограничения, с ней связанные, учат справляться с бытовыми трудностями самостоятельно и корректно направляют в выборе профессиональной деятельности. Например, когда-то я работала в частном детском центре вместе с молодым человеком, талантливым массажистом. Его очень любили дети, он мог найти подход к любому. С детства он страдал рассеянным склерозом и имел 2 группу инвалидности. Как-то он поделился тем, что занимается реставрацией "Волги". Я была немного удивлена, ведь работа кропотливая, а у него было сильно снижено зрение из-за болезни.
Машины были его страстью, с детства он мечтал быть механником. Но родители понимали, что ему нужна профессия, которая будет его кормить, и предложили поступить в медицинский колледж для слабовидящих. Он согласился.
Он отошел от своей детской мечты, но зато получил востребованную профессию и сам себя обеспечивает. Он уволился из центра, открыл свой массажный кабинет, а реставрация машин осталась в качестве хобби.