XIII век до н.э.
VI век до н.э.
Балканы и восточное Средиземноморье
В XIII веке до н.э. жил фракиец Орфей, сын Ойагра. Он был современником Геракла, знаменитого предводителя дорийцев.
Орфей жил в селении Пимплея у города Дион, расположенного на склонах Олимпа, в 7 стадиях (около 2 км) от вод Фермейского залива.
Орфей слыл могущественным магом и человеком, умеющим лечить многие болезни. Зарабатывал тем, что за деньги предсказывал будущее, проводил ритуалы очищения виновных в безбожных поступках (то есть, греши сколько хочешь, если что, за деньги тебе это простится), справлял тайные обряды, связанные с посвящением в те или иные мистерии. Орфею приходилось немало путешествовать. Как маг он учредил ряд тайных мистерий в честь различных богов. Ему приписывали учреждение таинств в честь богини Гекаты в Коринфе, учреждение культа богини Деметры Хтонии (Подземной) в Лаконике, учреждение мистерий в честь Диониса и т.д. Сочинял гимны в честь бога Эрота и иных богов.
Якобы был участником знаменитого похода аргонавтов.
Но больше всего Орфей прославился как знаменитый певец. Когда он пел и играл на своей лире (вар.: кифаре) сбегались не только люди. Даже дикие звери выходили из лесной чащи, чтобы послушать его музыку и пение.
После безвременной смерти своей жены Эвридики, Орфей покинул родные места и стал вести бродячую жизнь. Когда он оказался во Фракии, то учредил ряд новых обрядов. Слава Орфея как мага и певца собрала вокруг него толпу приверженцев из местных жителей, которые начали сопровождать Орфея в его странствиях. Это возмутило жён этих приверженцев, и они сговорились убить Орфея, чтобы мужья занимались делом, а не щлялись невесть где за каким-то певцом и колдуном. Но пока женщины были трезвые, они опасались реализовывать свой замысел
Однажды, празднуя мистерии в честь Диониса, фракиянки напились, расхрабрились и убили Орфея в городе Дий у горы Пиерия. Они разорвали его тело на части, а голову Орфея вместе с лирой (кифарой) бросили в реку Эбр.
Эллины считали, что именно после этого поступка фракийских женщин, у фракийских мужчин появился обычай:
Перед тем, как идти в битву, выпивать вина для храбрости.
Согласно позднейшему преданию лиру (кифару) Орфея (якобы вместе с головой) вынесло в Эгейское море и волнами и ветром пригнало к острову Лесбос. Местные жители голову схоронили в земле, а лиру (кифару) положили в святилище бога Аполлона.
Прошло несколько сотен лет.
В середине VI века до н.э. правителем города Митилена на Лесбосе был известный храбрец (он же входил в семёрку мудрецов древней Греции) Питтак. У Питтака был сын Неанф.
Наслушавшись рассказов о лире (кифаре) Орфея, игрой на которой Орфей зачаровывал не только людей, но и животных и птиц, Неанф захотел иметь эту лиру (кифару) в своей собственности.
По заказу Неанфа была изготовлена точная копия лиры (кифары) Орфея.
За большие деньги Неанф убедил жреца храма Аполлона подменить лиру (кифару). Настоящую лиру (кифару) Орфея отдать ему, а копию положить там, где лежал оригинал.
Получив желаемое, сгорая от нетерпения, Неанф в ближайшую же ночь выбрался за пределы города, пронеся лиру (кифару) вод своим плащом.
Расположился подальше от городских стен и начал бить по струнам, в расчете, что раз лира (кифара) волшебная (самому Орфею принадлежала!), то польётся божественная музыка, которая соберёт вокруг него зачарованных животных.
Однако, вместо музыки, получилась какая-то какофония. Зато шум привлёк внимание бродячих собак, которых было за городом немало. Сбежавшись, собаки разорвали Неанфа.
Лира (кифара) Орфея оказалась зачарованным инструментом: того, кто осмеливался на ней играть, разрывали на части.
Орфея – женщины, Неанфа – собаки.
Как говорится в славянской традиции: "Сказка - ложь, да в ней - намёк..."
(Источники: Аполлодор, Лукиан, Павсаний, Страбон)