Ребята, я написал книгу про метамодерн. Как водится от книги тут только название, однако я постараюсь ее как-то так оформить, чтобы это было похоже на книгу.
Я планирую выпускать огромный монументальный труд в виде статей в вк и на телетайп, по главам, так что можно будет наслаждаться этим трудом на различных площадках.
Итак.... Встречайте....
1. База метамодерна
1.1 Понятие метамодерна
Я думаю любому человеку вполне очевидно что любое обобщение суть неправда. И в том числе разделение на культурные парадигмы в той перспективе что предлагается нам современностью. Вполне очевидно что в будущем все эти три эпохи могут назвать эпохами модерна или эпохи наивности,или ещё как-то по-своему. Однако это не так уж и важно. Важно лишь то, чем мы, современники, наделяем свою эпоху, и чем мы выражаем собственные ценности. По сути все что мы можем делать - высказываться (и то, не всегда) о глобальном культурном нечто, что захлёстывает сегодня наше сознание, какие проблемы наивных людей сегодня актуальны.
Так как у многих есть представление о том что эпоха постмодерна должна закончиться, или уже закончилась, то вероятно это так, я лично склонен в это верить. Я также лично склонен верить во много разных странных вещей - в то что мир объективен, в то что я своей деятельностью могу улучшить свое положение, в безграничные возможности собственного ума, в то что любую вещь можно обосновать сколь угодным количеством причин. А можно и опровергнуть, и совершенно ультимативных вещей в нашей обыденной жизни не встретишь, человек естественно не идеален, любви может и не бывает. Некоторые говорят что мир колеблется, как маятник, мир не может выбрать полный вакуум деконструкции и невозможность договориться об общем будущем. Я же думаю что люди одновременно содержат в себе много противоречивых характеристик - и противоречивость этих характеристик неотъемлемая часть нашей жизни. Эта глава несколько неконкретная и абстрактная, поэтому не думайте, дальше будет такая шиза что вы возможно даже поверите что мир в действительности такой, каким я вижу его.
Но хотелось бы вернуться к вопросу - так что такое метамодерн? Метамодерн это новая культурная парадигма, которая будет определять что будет ценить человек, что будет слушать и смотреть, что будет любить и ненавидеть, в какую партию вступит, какой выберет шампунь и как назовет детей. Как вы понимаете “культурная” в словосочетании "культурная парадигма" используется в широком смысле, потому что культура и общество взаимовлияют друг на друга.
На самом деле для того чтобы понять в чем сущность культуры метамодерна, можно ориентироваться на несколько основных ценностей новой культурной парадигмы:
- “Суперпозиция” постмодерна и модерна
- Осознанная наивность или новая искренность
- Смысл - инструмент человеческого познания
Итак… Начнем!
Суперпозиция в моем случае - нахождение во всех состояниях сразу. Более подробно про это я рассказал в своем любимом разделе этой книги - “конвенциональная реальность”. Тут лишь поясню что особенность человеческого описания в дискретности. Мы берем непрерывный, “аналоговый” мир, и описываем его через дискретные понятия - время (секунды), пространство (метры, футы, аршины и т.д.). И если вам кажется что речь лишь про единицы измерения, то даже текстовое описание является дискретным. Когда я пишу про этот мир сейчас в этой книге я использую конечное количество слов, символов, художественных приемов. А сейчас попробуйте посмотреть по сторонам и понюхать все вокруг себя. Как вы думаете, с какой частотой ваши глаза обновляют картинку? Как вы думаете, с какой частотой ваш нос обновляет воспринимаемые запахи? А я вам скажу - ни с какой. Вы потребляете мир вокруг себя абсолютно непрерывно, сколь бы краткосрочным ни было взаимодействие с вами - ваше конкретное количество колбочек вполне четко это увидят, а вот успеет ли ваш мозг отреагировать конкретным количеством нейронов - это вопрос следующий. Именно описательная, реагирующая часть вашего организма является дискретной.
Поэтому когда мы берем и описываем мир через “модерн” или “постмодерн” мы лукавим. Метамодерн - понимание того что любой человек находится в суперпозиции модерна и постмодерна. Однако, если он захочет узнать, или другие люди захотят экспериментально выяснить в какой культурной парадигме человек мыслит - они выяснят лишь дискретное значение, лишь одномоментное состояние, которое слабо соотносится с непрерывной реальностью.
Осознанная наивность или новая искренность это прямое следствие вышеприведенного размышления. Люди, пребывающие во всех состояниях сразу могут понимать глупость любви и искренне влюбляться, могут осознавать бесполезность созидательности, но с упоением творить. Осознание несовершенства последовательности в своих убеждениях (что на мой взгляд достаточно последовательно), осознание что любое понятие может быть деконструированно при желании, понимание что весь мир пребывает во всех состояниях сразу придает любой деятельности смысл, и одновременно ставит на плаху само понятие этого смысла.
Но что есть смысл? По мне смысл - инструмент человеческого познания. Смыслом мы называем практический аспект некоего абсолютно бесполезного по сути предмета. Вот есть у нас вилка. Если мы дадим ее аборигену амазонии он не поймет зачем она нужна, может быть почешет спину и для него смысл этого предмета будет в том, что он хорошо чешет спину. Люди западной цивилизации дают смыслу некую сакральность - мол смысл это нечто главное, смысл есть у всего. Однако в действительности смысл это наши мысли, а не суть вещей. Я много думал о том, имеет ли жизнь смысл, и стоит сказать что если мы говорим о жизни как о интерпретации феноменов происходящих с нами - то наверное жизнь имеет смысл. Как только мы включаем жизнь в свою описательную систему, когда мы пытаемся наделить ее смыслом - она становится сос мыслом. Однако сами феномены до познания нами и придания смысла - его не имеют. Жизнь включает в себя понятие смысла и потому, всеобъемлюще не может описывается им. Человек изготовил молоток для гвоздей, заранее заложив смысл в это изделие - срок службы, размер гвоздей наиболее хорошо подходящих этому молотку и т.д. Можем ли мы с помощью молотка делать новых людей? (имеется ввиду не изнасилование конечно же хаха). Жизнь намного шире и объёмнее смысла. Это отнюдь не значит что вот есть некие объективные вещи, а есть некие смыслы которые мы придумали - тут речь скорее про инклюзивность. Вы можете придумать абсолютно дурацкий однако релевантный смысл.
Можно подумать что под смыслом я понимаю лишь такое понятие как “практический смысл”, однако в действительности, практический смысл это такая же тавтология как и “виртуальная реальность”. Смысл это и есть практическая часть неких вещей, если мы говорим о сакральном, то смысл сакрального - приобщиться к нему. Если мы говорим про смысл произведения - то это формулировка позволяющая понимать это произведение, то есть как бы приспособить ее для своего ума, интерпретировать для себя.
Итак для того чтобы вы наиболее полно представили себе картину, которую я вижу достаточно ясно - предлагаю резюмировать. Человек метамодерна осознает что находится в модерне и постмодерне одновременно, он не мечется между ними, а понимает ограниченность собственной описательной системы, которая либо верификациями, или фальсификациями относит его или в ту, или в иную несовместимую между ними (ну или почти несовместимую) парадигму. Он понимает собственную ограниченность, однако это снимает с него любую ответственность за собственные ошибки, он хочет и может их совершать. Все потому что смысла в жизни нет, вернее его можно придумать какой угодно. Смысл - инструмент человеческого познания жизни, как молоток инструмент для гвоздей. “Как вы яхту назовете, так она и поплывет”.