В ювелирной истории нет ничего лишнего. И мы предлагаем Вам увлекательное путешествие в глубь времен, чтобы убедиться в этом!
Ювелирные украшения были важной частью культуры и искусства на протяжении всей истории человечества. Создание этих украшений было не только процессом изготовления украшений, но и отражением технологических и культурных изменений в различных эпохах.
В древности ювелирные украшения создавались с использованием простых материалов, таких как камни, ракушки, кости и тд. Некоторые древние экземпляры, найденные археологами в Южной Африке и Израиле, были сделаны более 100 тысяч лет назад. А первые предметы, похожие на привычные нам, появились, вероятно, около 5-6 тысяч лет назад. Они служили не столько для украшения, сколько для обозначения рода и статуса обладателя.
Самыми распространенными видами изделий были браслеты, бусы, кулоны — маленькие статуэтки с дырочкой.
С появлением золота началась новая насыщенная веха в ювелирной истории. Первопроходцами в ней стали египтяне. Удивительно, что уже десятки веков назад египтяне владели всеми техниками обработки металла (чеканкой, гравировкой, инкрустацией, позолотой), умели плавить/очищать золото. Одним из первых примеров ювелирного искусства являются изделия 1323 г. до н.э., найденные в гробнице фараона Тутанхамона. Например, кулон с тронным именем фараона считается вершиной мастерства ювелиров того времени.
Не осталась в стороне и Греция. Древние греки начали использовать золото и камни около 1400 года до н.э. Греческие мастера очень быстро освоили техники гравировки, литья, ковки, чеканки, эмалирования, а их работы отличались пышными узорами и тщательной проработкой деталей. В III веке до н.э. гречанки уже носили цветные украшения с изумрудами, гранатами, жемчугом, аметистами.
Следующий прорыв в ювелирном мастерстве совершили мастера Римской Империи. В VIII веке в Тоскане они получили золото с гранулированной текстурой и начали изготовлять изделия, которые были полыми внутри и заполнялись духами.
Римляне высокого статуса украшали себя золотом, а вот торговцам и мещанам было доступно серебро.
Параллельно свое ювелирное ремесло развивали мастера Индии, Китая и племена Южной и Северной Америки.
В Поднебесной ценились минералы природного происхождения: их использовали в качестве оберега. Избранными камнями считались нефрит, жемчуг и коралл. А вот излюбленный западными ювелирами алмаз не нашел применения в традиционных китайских украшениях.
Индийские мастера являются создателями уникальной техники “кундан” (камни словно впечатывают в каркас изделия из чистого золота). Самыми популярными украшениями считаются “наваратны”, что в переводе с санскрита означает “девять самоцветов”.
У древних индейцев особенно дорого ценились браслеты и бусы с нанизанными на золотые шнурки фигурками ящериц, змей, обезьян, рыб, птиц, лягушек. А наиболее применяемой техникой ювелиров была “тумбага” (сплав золота + меди), из которой делали предметы со сложными орнаментами. Техника золочения придавала изделиям вид чистого золота.
В средневековье технологии создания украшений стали более сложными. А основными центрами ювелирного дела были монастыри и аббатства. Тогда же появляются первые гильдии ювелиров. В этот период мастера начали использовать эмали и гравировку. А украшения начинают отражать информацию о владельце (инициалы, короткие девизы, гербы, хобби).
В эпоху Возрождения главную роль стала играть эстетическая ценность украшения. Благодаря освоению новых торговых путей мастерам стали доступны новые материалы — алмазы, изумруды и рубины. Это, в свою очередь, стимулировало развитие искусства огранки и технологии гравировки на бриллиантах.
В 19 веке ювелиры начали использовать электричество и химические реакции, стекло, алюминий, сталь и пластмассу. В середине века под влиянием неоренессанса популярными становятся украшения с объемными деталями (со сфинксами на браслетах, фигурками-статуями на булавках), а также налобные модели.
В 20 веке жёлтое золото и платина перестают быть основными металлами в ювелирном искусстве. На первый план выходят белое золото и золото с палладиевым покрытием. А вместо бриллиантов всё чаще используют яркие камни. Ювелирные дома создают новые технологии изготовления украшений, например, Van Cleef & Arpels придумал “секретную” закрепку камней, а также огранку “калибр”. Камни в ней располагались вплотную друг к другу, образуя мозаику, под которой скрывался металл.
Сегодня ювелиры используют компьютерные программы для создания украшений с более сложными дизайнами. Работают с новыми материалами, такими как титан, керамика, синтетические материалы. Украшения становятся способом выразить себя. В них все больше ценится самобытность и индивидуализм. А прогресс в промышленности делает их более доступными.
Мастерские, с которыми мы сотрудничаем, в своих изделиях умело сочетают современные достижения технологий и древние христианские традиции. А их украшения несут в себе не только художественную, но и духовную ценность, ведь ювелиры тщательно следят за соблюдением православных канонов и обращаются к опыту православных мастеров разных эпох. Приобретая украшения у нас, Вы можете быть уверены, что получите не просто красивое изделие, но "личную" малую святыню.