Найти тему
Монархизм в наши дни

Плюсы и минусы конституционной монархии в Грузии

Оглавление

Монархическое движение в Грузии не является большим по численности, но пользуется полной поддержкой Грузинской Православной Церкви в лице Святейшего Католикоса-Патриарха Илии II и благожелательным отношением большинства политических партий, которые видят в восстановлении монархии основу для стабильного развития страны в рамках европейского пути развития (а ведь самые развитые страны Европы это монархии).

Следует отметить, что конституционная народная монархия почти не отличается от парламентской республики.

В парламентско-республиканском правительстве исполнительную власть осуществляют правительство и его глава (премьер-министр, канцлер). Символ государства во внутренней и внешней политике, арбитр между разными ветвями власти и др. Есть президент, который (в большинстве случаев) избирается прямым голосованием.

Президент, избираемый на всеобщих выборах, пользуется доверием народа.

Однако если заменить президента королем, тем более путем референдума, у него будет мандат на доверие и народу, и истории, и предкам (может быть отражено в Конституции, преамбуле).

В истории Грузии не было ни одного случая, когда народ восстал против института царской власти.

Династия Багратионов пользовалась большим авторитетом на протяжении всего своего многовекового правления.

Президент парламентской республики, как уже говорилось, является символом государственности и свободы страны, а также своеобразным ее атрибутом.

Также король является символом независимости и свободы страны, хотя институт монарха более древний и традиционный и подчеркивает многовековое существование и независимость страны.

Наличие короля, как символа государственности и независимости страны, нисколько не ограничивает республиканские принципы, так как права последних не будут ограничены.

И выборная законодательная власть, и правительство будут полностью независимы и, соответственно, будут отвечать республиканским идеалам.

У короля не будет своей политической команды. Так что один человек или одна политическая команда не сможет узурпировать власть.

Царь, первое лицо государства, не сможет распространить свое политическое влияние на граждан. Он не будет назначать людей и других на должность (это будет регулироваться Конституцией).

Поэтому можно назвать указанное устройство еще и республиканской монархией.

В случае восстановления монархии Грузия объявит, что оккупация и аннексия этой страны, начавшаяся в 1801 году Российской империей и продолжавшаяся более двух столетий, полностью завершена и они восстановили полную историческую независимость (это может быть отражено в Конституции, ее преамбуле).

Выступления оппозиции в Грузии 2007 года свидетельствовали о структурном кризисе, поразившем государственный аппарат и правительство Михаила Саакашвили. Первые протесты, вылившиеся в массовые демонстрации, последовали в сентябре 2007 года и носили мирный характер; количество митингующих было невелико. Однако после обвинений, высказанных в прямом эфире грузинского телеканала «Имеди» бывшим министром внутренних дел Грузии Ираклием Окруашвили в адрес действующего президента, обстановка в Грузии накалилась. В частности, в речи Окруашвили говорилось о физическом уничтожении политических оппонентов Михаила Саакашвили с ведома самого президента, в пример приводилось убийство Зураба Жвании.

Инициатива Патриарха всея Грузии Илии II об установлении в стране конституционной монархии, высказанная им во время воскресной проповеди в кафедральном соборе «Самеба», получила широкий резонанс в обществе и среди политиков.

Эту инициативу активно поддержала как парламентская, так и непарламентская оппозиция;

Патриарх Илия II заявил:

«Сегодня в Грузии такие условия, что мечта грузинского народа об установлении конституционной монархии может быть осуществлена, если будет на то воля Божья. Мы просим Господа, чтобы Грузия окрепла, успокоилась и объединилась, и, если это произойдёт, мы возблагодарим Его».

По его словам, сегодня идёт обсуждение того, какой должна быть Грузия, с кем должна дружить, что должна делать.

Далее патриарх сказал:

«Очень часто другие страны диктуют нам, что делать. Некоторые говорят, что Грузия должна быть президентской республикой, некоторые — парламентской, и тому подобное. Это решать не другим, это решать нам — грузинскому народу и всем людям, проживающим в Грузии».

Патриарх всея Грузии отметил, что грузинский народ со дня прекращения царствования Багратионов 20 февраля 1810 года не прекращал мечтать о восстановлении этой «древнейшей, благословенной династии».

Идея восстановления монархии всегда вызывала неоднозначный резонанс в Грузии. С одной стороны, монархия считается символом грузинского единства и независимости, а с другой стороны, она принадлежит далёкому прошлому с разрывом в монархической традиции в более чем 200 лет. Таким образом, согласно одному опросу, проведённому в 1998 году, на вопрос о предпочтительной форме правления для Грузии только 16,3% из 828 респондентов заявили, что хорошей или очень хорошей формой правления для Грузии будет монархия.

Идею о реставрации власти царской династии Багратионов в виде конституционной монархии поддержали все ведущие оппозиционные партии Грузии, а также многие общественные деятели и экспертное сообщество. Основным лозунгом оппозиции стало — «Грузия без президента», с постепенным переходом на парламентскую форму республики, последующим упразднением республиканской системы и установлением конституционной монархии.

Глава оппозиционной «Консервативной партии Грузии» Звиад Дзидзигури заявил:

«Лозунг объединённой оппозиции "Грузия без президента" означает, что страна должна быть конституционной монархией. Я полностью разделяю и мнение Патриарха всея Грузии Ильи II о том, что воспитывать будущего наследника престола в грузинском духе должен сам Патриарх».

Глава оппозиционной «Партии народа» Коба Давиташвили заявил:

«Я поддерживаю инициативу Патриарха всея Грузии Ильи II об установлении в стране конституционной монархии. В Грузии должен быть царь. Время вождей должно уйти в прошлое. Мы не индейское или африканское племя».

Представитель оппозиционной партии «Правая оппозиция» Мамука Кацитадзе заявил:

«Вопрос установления в Грузии конституционной монархии должен быть решён путём референдума. При этом данный вопрос не станет причиной нового противостояния — между сторонниками и противниками монархии. Монархия всегда объединяет народ, и в случае её установления мы действительно не должны ожидать противоположных результатов».

Лидер оппозиционной партии «Новые правые» Давид Гамкрелидзе отметил:

«Учитывая события, которые имели место в период независимости Грузии, анализ международной практики и заявление Патриарха всея Грузии Ильи II, в повестке дня Грузии появилась необходимость установления конституционной монархии. Царь станет гарантом свободного и независимого государства. В условиях конституционной монархии он будет только символическим главой государства, а все решения в стране будут принимать Парламент и Правительство, укомплектованные из членов "парламентского большинства". Царь будет иметь только моральное влияние на власть. В то же время он будет символом грузинского народа и отражением его характера. Монарх будет покровителем каждого, несмотря на этническое происхождение. Наша партия поддерживает инициативу Патриарха и уже приняла декларацию об установлении в Грузии конституционной монархии».

Председатель оппозиционной «Лейбористской партии Грузии» Шалва Нателашвили заявил:

«Мы поддерживаем инициативу Патриарха всея Грузии Ильи II об установлении в стране конституционной монархии. Мы благодарим Патриарха и, как его паства, поддерживаем принятое им решение. Этот государственный строй станет гарантией единства Грузии и шагом в будущее. Самыми реальными претендентами на престол являются представители царской династии Багратионов. Претендента на престол должны утвердить Патриарх всея Грузии и Священный синод Грузинской православной церкви».

Лидер оппозиционного политического движения «Мы сами» Паата Давитая считает:

«Установление конституционной монархии является гарантией восстановления территориальной целостности страны. Царь будет гарантом территориальной целостности Грузии, и на пребывание в составе Грузинского царства согласны и абхазы. Ещё до начала конфликта, осенью 1991 года, в Сухуми прошло заседание собрания представителей грузинских и абхазских княжеских родов, которые избрали председателя и рассмотрели вопросы установления в Грузии конституционной монархии и вхождения Абхазии в это монархическое государство. Что же касается того, кто должен быть царём Грузии и кто должен воспитывать наследника престола в случае восстановления монархического строя, то это должны решить Патриарх и Священный синод. Правовая база же для этого должна быть установлена Парламентом».

Современный президент Грузии, Саломе Зурабишвили, также считает, что:

«Я всегда была сторонницей конституционной монархии, как правильной формы правления для Грузии. Но этот вопрос необходимо решать после проведения в стране выборов. Сейчас же главное в том, чтобы вывести страну из потрясений и подготовиться к очередным выборам, а затем уже решать вопрос о том, нужен ли нам институт президента. Лично я считаю, что республика у нас не оправдывает себя и надо подумать о переходе на систему конституционной монархии».

Лидер оппозиционной партии «Свобода» Константин Гамсахурдия (сын первого президента Грузии Звиада Гамсахурдии) считает:

«Я крайне положительно оцениваю инициативу Патриарха о переходе на систему конституционной монархии. Царь в этом случае не означает правящего диктатора. С одной стороны, он будет гарантом грузинских традиций, а с другой - суверенитета и территориальной целостности страны».

Данная инициатива находит поддержку и в экспертных кругах. Грузинский политолог Рамаз Климиашвили заявил:

«Установление в Грузии конституционной монархии является единственным реальным путём спасения страны. Нескончаемый кризис и тяжелейшее политическое положение, существующие в настоящее время в Грузии, свидетельствуют о том, что действующий конституционный строй Грузии неприемлем. Патриарх всея Грузии Илья II предложил грузинскому обществу и президенту замечательный выход, который должен быть поддержан всеми. По выбору претендента на престол, естественно, возникнет большой спор, но это будет происходить только до тех пор, пока претендента не назовёт сам Патриарх».

Между тем, появлению в стране царя были не особо рады представители грузинских властей. Один из лидеров парламентского большинства Гига Бокерия заявил:

«Заявления оппозиции о том, что новое государственное устройство в форме конституционной монархии разрядит обстановку в стране, является полным абсурдом. Невозможно за один день восстановить традицию, которой в Грузии не существует уже почти двести лет. Впрочем, в будущем я не исключаю восстановление монархии, хотя и остаюсь сторонником республики».

Нино Бурджанадзе заявила:

«Патриарх для меня величайший авторитет, и все его помыслы и предложения требуют серьёзного осмысления. Высказанное им предложение рассчитано на дальнейшую перспективу, но тем не менее Парламент готов к обсуждению этого вопроса».

Один из представителей парламентского большинства вице-спикер Парламента Грузии Михаил Мачавариани заявил:

«Лично я являюсь сторонником парламентской республики, но на данном этапе конституционные изменения считаю преждевременными. Проведение референдума по вопросу установления конституционной монархии весной 2008 года будет преждевременным. Патриарх не говорил, что переход на эту систему должен произойти прямо сейчас. Консультации и дебаты будут проводиться, но переход на эту систему пока преждевременен. Это можно будет осуществить через 7—10 лет».

Один из представителей парламентского большинства Вахтанг Балавадзе считает:

«Сама идея конституционной монархии в целом приемлема. Однако об этом можно будет серьёзно думать только после восстановления территориальной целостности страны».

Сторонники конституционной монархии продолжают утверждать, что такая форма государственного устройства будет наилучшим образом защищать интересы граждан Грузии; царь будет «царствовать, но не править» и выступать в качестве гаранта стабильности и национального единства.

Они считают, что возвращение к монархии будет торжеством «исторической справедливости», ссылаясь на то, что царская династия Багратионов никогда не свергалась и не отклонялась грузинским народом, а была отстранена от власти иностранным государством (Российской империей).Когда есть институт царской власти, наша страна освобождается от проведения президентских выборов, их расходов и прочих сопутствующих явлений.

Очень важный вопрос от первого лица. В Грузии эта проблема стоит достаточно остро.

Для многих людей стать «первым человеком» — цель всей жизни. При царе, никто другой не сможет быть первым. Все определяется с самого начала. Царь и члены Царской семьи не будут состоять ни в какой партии (это будет написано в Конституции, глава - Царь Грузии).

Содержать короля для государства будет гораздо дешевле, чем президента (особенно если учесть расходы на президентские выборы). Это будет регулироваться Конституцией. Королю, королеве, наследнику престола не разрешается иметь банковские счета, бизнес или другой доход, то же самое относится к другим детям короля, а также его братьям и сестрам, пока они не достигнут совершеннолетия.

Временным имуществом (и финансами) короля и королевской семьи будет только то, что будет выделено государством для выполнения королевских обязанностей и необходимых для страны церемоний. В частном празднике института царской власти.

В европейских странах с национальной монархией, за исключением Великобритании, ежегодные расходы монархов не велики (британская монархия носит некоторые признаки аристократической монархии, но принципы народной монархии в Великобритании возрастают с каждым днем). Грузия будет ориентироваться на пример европейских национальных монархий. Пример у нас есть и здесь: Исторически грузинские цари никогда не отличались любовью к роскоши.

Конституция будет регулировать и вопрос о возведении царя в Грузии. Главой грузинского государства является царь, действия которого должны соответствовать нормам традиционной морали, цивилизации и культуры. Царство будет услугой, обязанностью, а не источником роскоши. Это будет регулироваться Конституцией.

Сохранение и поддержание политических традиций, стабилизирующих общество.

Сохранение аристократии как культурной элиты нации.

Наличие в государстве авторитетного арбитра, чьи интересы гораздо менее подвержены лоббированию, нежели интересы выборных и сменяемых должностных лиц.

Усиление религиозной составляющей в государстве.

Монархом не станет человек, поддерживающий недружное государство.

Нет нужды тратить деньги на выборы.

Придача государству красивого облика.

Монархия является полезной в том плане, что не позволяет избранному главе государства узурпировать власть. Потому что при монархии любой Президент или Премьер-министр остаётся технической фигурой, исполнителем. А без царя он перебирает на себя все церемониальные функции и появляется соблазн получить ещё больше полномочий, чтобы остаться у власти навсегда.

Главная идея монархии заключается в том, что человек единолично правит, считается богоугодной фигурой и по этой причине делает всех, кто верует, сторонниками монархизма.

Сам монарх, как помазанник Божий, воспринимается как символ нравственности, совсем не юридически, что способствует усилению патриотизма граждан страны. Правит он народу во благо, ответственность свою осознает полностью. Как правило, политик он довольно опытный, потому что править учат его с самого детства.

  1. Монарх не стремится к улучшению собственного благосостояния за государственный счет. Это очевидно, он сам – государство.
  2. Исключено пришествие к власти случайного человека.
  3. Единство власти. Монарх – это не просто единоличная власть, это и прочная система власти.
  4. Очень быстро принимаются решения и так же скоро реализуются. Об этом думается в первую очередь. Собственно, все зависит от единственного человека. Никаких прений-обсуждений. А это особенно существенно и эффективно, когда для страны наступило тяжкое время. Даже если власть монарха – формальность, ему по силам стать символом единения государства.

    Что препятствует установлению конституционной монархии в Грузии?

    Установлению конституционной монархии в Грузии мешают следующие факторы:

Внутри самой претендующей царской династии на престол Грузии, династии Багратионов, находятся сепаратисты, не удовлетворенные законным монархом по причине собственных амбиций и рвений. Подобную ситуацию Грузия могла наблюдать накануне ее распада еще в 1490 году, когда царство распалось на три царства и пять княжеств из-за амбиций «провинциальных царей» и возникновению так называемых Натоми Мепени, родственников царя, у которых якобы были права на престол.

Как Вы могли догадаться, речь здесь заходит о гражданине князе Давиде Георгиевиче Багратион-Мухранском, который интригами и ложью пытался узурпировать право престол Грузии у законного царя и легитимного наследника царевича и светлейшего князя Нугзара Петровича Багратион-Грузинского.

Князь Давид Мухранский
Князь Давид Мухранский

Давид был женат на дочери Нугзара, Батонишвили Анне Нугзаровной Багратион-Грузинской, и этот брак подарил супругам сына князя Георгия Давидовича Багратион-Мухранского.

К сожалению, из-за отсутствия патриарха в церемонии распятия не были соблюдены требования династического закона.

Однако Глава Царского Дома Грузии Нугзар Багратион-Грузинский в своей приветственной речи на свадьбе, в соответствии с династическим законом, официально подтвердил статус своей замужней дочери как будущей наследницы престола и высшие династические права в отношении своему мужу.

Это заявление было воспринято публикой, зарубежной и местной, как устный указ главы царского двора.

После свадьбы Давид, взбешенный словесным указом Батонишвили Нугзара, сказал своей жене Батонишвили Анне, что он сам является наследником престола и что ребенок ему не нужен. Всего через полтора месяца после свадьбы отношения между мужем и женой обострились из-за неподобающего и недостойного поведения Давида.

К сожалению, после рождения сына Давид Мухранский еще больше обострил отношения с царской семьей. Именно поэтому Давид Багратион-Мухранский под влиянием «советников» прибег к острой форме давления и оставил жену и троих детей в чужой стране без всякого материального обеспечения… Они полагали, что это как минимум вынудит царскую семью идти на уступки.

Полтора года Анна Багратион-Грузинская (жена Давида Мухранского) жила с тремя детьми на съемной квартире, и если бы не помощь Патриарха Грузии, Нугзар не смог бы в одиночку содержать дочь и внука.

А вот Анна, поскольку не могла привезти ребенка в Грузию без согласия мужа, находилась в это время в неволе.

Поступок Давида Багратион-Мухранского, к сожалению, помешал провозглашению его собственного сына законным наследником престола по царской линии его матери, что также ярко отражено в знаменитом Готском альманахе Европы, где маленький Георгий записан в линии своего отца
мухранских князей, и без всякого царского титула и чина, когда в том же Альманахе выделяются и упоминаются соответствующие титулы членов царского рода Багратион-Грузинских, в частности, Батонишвили Нугзар записан как глава царского дома Грузии и его царское высочество, а Батонишвили Анна как его преемница.

Чтобы обобщить ситуацию вокруг семьи Багратионов, необходимо отметить, что глава царского дома Грузии Его Царское Высочество Батонишвили Нугзар Багратион-Грузинский со дня рождения внука – Георгия хотел объявить его будущим наследником царского престола.

Публикации акта препятствуют противостоящие идее монархии силы, успешно манипулирующие зятем царской семьи - князем Давидом Багратион-Мухранским, тем самым способствуя хаосу и спорам.

В связи со сложившейся ситуацией Батонишвили Нугзар Петрович Багратион-Грузинский выразил свою позицию главы царского дома и предоставил своему внуку Георгию право принять решение в совершеннолетнем возрасте, независимо от отца, стать наследником царского рода, Багратион-Грузинских.

Национальное значение конституционной монархии

Все граждане Грузии, независимо от их национальной и религиозной принадлежности, расы и социального положения их предков, будут иметь равные права и достоинство. Грузинское королевство будет строго соблюдать нормы Всеобщей декларации прав и свобод человека и политкорректности.

Все это будет закреплено Конституцией.

В королевстве законодательно будет прописано наличие почетных титулов, которыми король будет одаривать достойных людей, но они не будут иметь аристократического содержания и передаваться по наследству (например, достойный гражданин, дидебули, рыцарь королевства, и т. д.).

Почетные звания в Грузии должны носить только представители царской семьи и заслуженные люди (это будет регулироваться Конституцией, глава – царь Грузии).

Царь Грузии (и правитель страны)

Как царь Грузии, грузинский парламент, согласно традиционному закону о престолонаследии, объявляет наследника царского престола.

Права Царя Грузинского вступают в силу после миропомазания его на царство Католическим Патриархом всея Грузии.

Управление грузинским государством будет осуществляться обычным образом, как и управление современным цивилизованным государством. Законодательство осуществляет Парламент Грузии, исполнительные функции – правительство, назначаемое Парламентом.

Царь Грузии будет символическим главой государства, символом государства

Он будет выполнять церемониальные обязанности (как президенты в парламентских республиках): прием иностранных официальных гостей, послов, представительские функции государства на различных мероприятиях, подписание решений парламента, награждение отличившихся граждан, предоставление гражданства Грузии и др.

Также в обязанности царя Грузии будет входить руководство Верховным и Конституционным судами, назначение их членов и общее командование вооруженными силами страны.

По представлению спецслужбы царь Грузии подпишет акт о помиловании заключенных. Также он будет лицом страны в отношениях с внешним миром.

Царь Грузии будет представителем государства в Грузинской православной церкви и представителем церкви у власти.

Царь Грузии в соответствии с конституцией назначает дату выборов любого уровня и на основании представления ЦК Грузии утверждает результаты этих выборов, а также утверждает состав парламент и правительство, приносят присягу члены парламента и правительства. Согласно представлению парламента Грузии, царь будет назначать и командовать вооруженными силами, присваивать звания военнослужащим и представителям внутренних войск. Царь Грузии примет военную присягу.

Согласно постановлению парламента Грузии, царь Грузии подпишет указы об объявлении войны и введении чрезвычайного положения на всей территории страны.

Царь Грузии должен знать государственные языки, грузинский и абхазский, а также основы литературного языка и его ответвлений.

Все это будет регулироваться Конституцией.

Царь Грузии и члены царской семьи не будут иметь права становиться членами какой-либо политической партии или выражать свои симпатии той или иной политической силе, а также не будут принимать участие в выборах.

Право наследования престола переходит к старшему сыну, при отсутствии сына в царской семье - к ближайшему родственнику мужского пола. Фамилия царской династии передается только по мужской линии. Это необходимое условие легитимности Грузии на века, и изменить указанный принцип невозможно.

Наследование престола только по мужской линии — неизменная религиозная и государственная традиция, а не дискриминация женщин.

Законы грузинской легитимности должны быть без изменений перенесены в Конституцию. Глава – Царь Грузии.

Фамилия династии царя Грузии

По нашему мнению, лицо, вступающее на грузинский царский престол, а также его наследники должны взять фамилию, отличную от остальных Багратионов, что необходимо для отличия обновленного царского рода.

По преданию, Багратионы, считавшиеся отпрысками святого царя и пророка Давида-псалмопевца, родились от потомства отца-основателя Картлийского царства Фарнаваза - Фарнавазиани.

По традиции считается, что Фарнавазиани были прямыми наследниками прародителями этноса Грузии - Картлоса.

Считается, что будущие грузинские цари могут носить фамилию Багратион-Фарнавазиани, и это отражает древнюю историю страны.

Также возможно использование формы – Багратион-Багратиони, если будущий царь и его потомство окажутся наследниками двух ветвей Багратионов.

Обновленную фамилию могут носить брат царя и одно поколение его потомков, так что никакой психологической привилегии не возникает (будет регулироваться Конституцией, глава - царь Грузии).

Переходный период

В мировой практике нет страны, где президент и король существуют одновременно.

Однако возможен следующий вариант: народ принимает решение об установлении в стране конституционной народной монархии, но пока этот вопрос не будет подготовлен, наследник не достигнет совершеннолетия, и не будут созданы соответствующие условия, институт президента будет существовать в стране.

Если грузинский народ примет решение о восстановлении монархии в стране и установлении ее как национально-конституционной, а кандидат на престол (царь) к этому времени еще не достиг совершеннолетия, институт регентства может быть создан.

Мы должны быть готовы ко всему.