Конечно, для того, чтобы понять, о чем идет речь, нужно хотя бы в общих чертах знать философию Платона, которая не столь сложна, как может показаться на первый взгляд. Пещера — это реальность, только стоило бы ему добавить: та, что выбирает человек, но он считал, что реальность не выбирают, она одна на всех. Но с развитием всех наук, в том числе и философии, выяснилось, что реальность — понятие очень растяжимое и не всегда понятное.
Если понимать пещеру, как свое я, то нет ничего удивительного, что человек хочет выйти за его пределы, только вот как и куда? Ведь по существу человек более-менее знает свое я. И то не до конца его познал, тогда стоит ли отправляться за его границы, если не знаешь, где ты живешь?
Эксперименты над собственной личностью опасны и не только потому, что возрастает риск стирания уникальности самой личности, но ещё и потому, что человек может просто запутаться и от этого устать и разозлиться до очень высокой степени. Поэтому даже если ты не сомневаешься в собственной уникальности, то это не значит, что ты знаешь, что такое пещера Платона. Но если ты знаком с природой человека, да и со своей личностью тоже, то самой опасной и лучшей одновременно пещерой безусловно является человеческое я.
Хоть Платон и считал, что пещера есть просто обычная каждодневная окружающая человека реальность, но, читая, как он описывает пещеру, можно много общего увидеть с внутренним эго человека тот факт, что для того, чтобы что-то узнать, развиться, преодолеть, познать, он должен перестать сосредотачиваться на себе, считая себя самым важным существом на свете, иначе сосредоточившись человек погрузится в этом и в конце концов растворится. Сосредотачивается надолго, глубоко и широко человек лишь на том, что считает важным лично для себя, поэтому так сильно завязан на себе. Но если человек так любит себя, почему же он причиняет вред, боль себе, уродует себя физически и морально? Может потому, что убежден в своем бессмертии? Потому что где-то в глубине себя убежден в том, что он больше, чем тело? А как вы думаете?