В 1970 году Александру Солженицыну присудили Нобелевскую премию в области литературы. Было ли это решение справедливым? По этому поводу спорили за границей.
В частности, поэт Артур Лундквист считал, что, конечно, взгляды Александра Солженицына для запада «правильные», но с литературной точки зрения книги Солженицына не представляют никакой интереса, Лундквист даже назвал их примитивными, но все равно было решение, что Солженицын достоин получить Нобелевскую премию.
О книгах Солженицына
Политолог Яков Кедми отметил, что книги Александра Солженицына стали распространяться на западе задолго до того, как он покинул СССР. И возникает вопрос: а как эти книги появились за границей? Здесь все просто: рукописи передали посольству США — затем их отправляли в США, где издавали на разных языках.
В этих книгах Солженицын очернял Советский Союз, и прежде всего эти книги были ориентированы на западного читателя, ведь сам Солженицын прекрасно понимал, что в СССР государственное издательство ни в 1960-х, ни в 1970-х годах не издало бы его книги, где СССР представлен в виде «ада на земле».
Как выбрали Солженицына
Яков Кедми сказал, что Александра Солженицына выбирали довольно-таки просто: когда решалось, кто должен получить премию, было важно, чтоб человек разделял «правильные взгляды», то есть «правильные взгляды» по отношению к СССР.
Поэтому тогда, когда решали, кто должен получить премию, всегда подчеркивалось, что книги Солженицына «актуальны», хотя, что важно, в этих книгах в основном речь шла о событиях 1930-х и 1940-х гг.
Антисоветская пропаганда
Яков Кедми полагает, что Солженицын был выбран только потому, что его книги воспринимались за границей как антисоветская пропаганда. Не так убедительно работали публикации советологов, которые выступали против СССР, а Солженицын все-таки был из Советского Союза, доверия к его словам было больше.
Но важно понимать, что Солженицын не использовал никакие источники, он всегда ссылался на то, что ему рассказали персонажи «А.», «Б.», «В.» и так далее, но западного читателя, как правило, это не смущало. Кедми подчеркивает, что нет никаких оснований считать, что Солженицын получил премию за то, что является талантливым писателем, так как после развала СССР его книги за границей перестали активно издавать. Главный тезис Солженицына сводился к тому, что в СССР полстраны сидело, полстраны охраняло, но на деле репрессии не затронули 97,5% населения СССР даже в период с 1937 по 1945 гг., что доказал историк Виктор Земсков, который работал в архивах и занимался именно вопросами, связанными с репрессиями.