Найти в Дзене
Газета "Гудок"

1000 километров путей за полгода. Железная дорога, которая помогла переломить ход Великой Отечественной войны

Никто и никогда в мире не монтировал железнодорожные пути так быстро. Волжская рокада протянулась от станции Иловля под Сталинградом до станции Свияжск. Сегодня, в дату начала Сталинградской битвы, вспоминаем дорогу коренного перелома.

К началу войны открылось рабочее движение поездов между станциями БАМ и Тында. На базе БАМ-проекта организовали полевое строительство номер 13.

В декабре 1941 года поступил приказ срочно приступить к постройке железной дороги вдоль Волги до Сталинграда.

В первые месяцы 1942 провели изыскания и определили направления трассы от станции Иловля в 80 км от Сталинграда через Саратов, Сызрань и Ульяновск до Свияжска. Эта дорога должна была обеспечить бесперебойное снабжение оборонных заводов и сталинградского фронта.

-2

Техники было мало. Практически сразу встала проблема нехватки шпал и рельсов, поскольку большая часть рельсопрокатных заводов перешла на производство военной техники. Для Волжской рокады разобрали уже построенные участки БАМа: Ургал – Известковая и БАМ – Тында. Рельсы, шпалы, мостовые фермы шли с Дальнего Востока со скоростью воинских эшелонов. Помимо поставок с БАМа, рельсы снимали с трамвайных линий Саратова, Нижнего Новгорода и Москвы. 1200 километров рельсов поставили из США.

Всего за 6 месяцев удалось построить магистраль протяженностью почти 1000 километров.

На 103-й день строительства 7 августа 1942 года в Сталинград по новой линии пришли первые поезда. Эта железная дорога вошла в историю как Волжская рокада, то есть дорога вдоль линии фронта. В Сталинград непрерывным потоком пошло военное подкрепление, боеприпасы и продовольствие. Из города эвакуировали 26 тысяч вагонов с заводским оборудованием, ранеными и беженцами – всего около 400 тысяч человек.

Волжская рокада стала главной транспортной артерией, снабжавшей Сталинградский фронт. Благодаря ей состоялось контрнаступление советских войск, которое завершилось победой под Сталинградом.

14 марта 1943 года к разрушенному Сталинграду пришел первый пассажирский поезд.