Сегодня день рождения Алексея Рыбникова. Многие называют его русским Моцартом, кто-то просто ценит, кто-то не в курсе, что есть такой композитор. Великий Алексей Рыбников, чья музыка открывает путь к неизведанным далям Прекрасного.
Для меня Рыбников начался лет в шесть или семь, когда на экраны вышел его «Мюнхаузен». «Тот самый Мюнхаузен», чьи стремительные, летящие мелодии заронили в мою детскую душу острое чувство Красоты. Солнечная чистота, огненные ритмы и невыносимо нежные мелодии — все это Рыбников, и не было у меня в детстве композитора, чья музыка была бы настолько моя. То есть были, конечно, Гладков, Крылатов, Дашкевич, но Рыбников был недосягаем.
Рыбников всегда узнаваем. По легкой мелодической красоте, высокой гармонии и детской открытости своей необыкновенной музыки. «Приключения Буратино», «Усатый нянь», «Про Красную Шапочку», «Сказка о Звездном мальчике» - всего детского Рыбникова не перечислишь… Помню, как я бежала, сломя голову, домой ко времени, когда начинались его фильмы, и пропустить «Фонарщиков», с которых начинались «Приключения Буратино», казалось мне катастрофой.
Высокая мелодия, раскрывающая тему материнства как неиссякаемое нежное, чудесное, самоотверженное явление, ради которого стоит жить. «Сказка о звездном мальчике» - музыка для взрослеющих детей, для тех, кто впервые открывает в себе пьянящее чувство наполняющей тебя новой, постоянно обновляющейся, бьющей через край жизни.
Взрослеющая девочка, я долго была в плену у юношеской музыки «Большого космического путешествия».
Я тебе, конечно, верю,
Разве могут быть сомненья…
Юношеская чистота и правда первой любви, высокая романтика простой, на первый взгляд, мелодии кружили голову, тревожили, уносили в мир далеких мечтаний. Предвижу усмешку родителей и знаю, что сейчас слушают подростки. И все же, если хоть в некоторые редкие души западет искра любви к настоящей, глубокой музыке, жизнь их будет насыщеннее, вдохновеннее и счастливее. В их мир войдет Красота, которая таится в самых сокровенных уголках души человеческой, и может легко потухнуть в серости и мраке будней. Красота как смысл и цель земного существования.
Его взрослые мелодии насыщают зрелую душу особенной гармонией и чудесной силой, позволяющей любить эту жизнь несмотря ни на что. Любить хотя бы потому, что где-то рядом с нами живет и творит Алексей Рыбников. Его «Тема творчества» («Сказки… сказки… сказки старого Арбата») лучше любых слов рассказывает о Боге. Ни с чем не сравнимая, совершенная гармония, свободно льющаяся с невидимой обычному глазу высоты сливается с нечеловеческой скорбью — поистине Божественная музыка.
«Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Вам и не снилось», «Андерсен, или Жизнь без любви», «Звезда» - всего не перечислишь. И везде неповторимая красота, вдохновенная и вдохновляющая, вечная и бессмертная.
Рыбников многогранен. Искристый юмор Дуремара и черепахи Тортилы ничуть не уступает высокому славословию «Торжества разума» («Свет звезд» из к/ф «Через тернии к звездам») - гимну человеческому разуму, способному покорять космос. Его «Морская тема» («Остров сокровищ») уносит в дальние края, к бескрайним просторам, наполненным свободой, как воздухом.
Помню, в 1989 году случайно встретила Алексея Львовича в районном выставочном зале, где перед поступлением в вуз работала музейным смотрителем. Высокий, стройный, устремленный ввысь — таким я себе его и представляла. Тогда он работал над «Литургией оглашенных» и снимал с коллегами помещение в нашем зале. Как ни странно, удалось перекинуться парой слов, и меня поразила удивительная скромность, открытость, доброжелательство и утонченная интеллигентность человека, рождающего необыкновенные мелодии.
Если Рыбников войдет в душу с детства, он останется всю жизнь. Музыка — наиболее абстрактное из искусств, но именно она всегда с нами. Правда, обычно с нами совсем не та музыка, которая помогает жить и видеть свет в конце туннеля. Но современная классика всегда доступна. Сегодня доступно все, и это очень счастливое время.
Музыка Рыбникова — музыка абсолютного гения, простая, как все гениальное и вечная, как все совершенное. Райская музыка, доказывающая существование иных, надзвездных, миров.