Грозит ли омским школам дефицит педагогов?
Пока детвора наслаждается законными летними каникулами, чтобы 1 сентября войти в гостеприимно распахнутые им навстречу двери школ, в учебных заведениях кипит работа. И это не только внешний ремонт, но и внутренние перемены.
Несколько лет назад специалисты признавались: в регионе есть определённый дефицит как преподавателей в школах, так и воспитателей в дошкольных учреждениях. Однако, судя по всему, сегодня острый кадровый голод среди педагогического состава удалось частично утолить.
– В начале прошлого учебного года укомплектованность образовательных организаций Омской области педагогическими работниками составила: в дошкольных организациях – 99,2% (57 действующих вакансий), в общеобразовательных организациях – 99,2% (244 действующие вакансии), в организациях дополнительного образования – 98,8% (34 действующие вакансии), в профессиональных образовательных организациях – 96,8% (128 действующих вакансий), – уточнил «Четвергу» заместитель председателя правительства Омской области, министр образования Омской области Иван Кротт. – Ситуация подтверждает нехватку педагогических кадров и дополнительной потребности в них. В сложившихся условиях работодатели используют различные механизмы и ресурсы кадрового обеспечения, которые позволяют выполнять требования федеральных государственных образовательных стандартов.
Глава минобразования признал: на дефиците кадров сказывается увеличение размера учебной нагрузки педагогических работников. Правда, в грядущем учебном году часть вакансий намерены заместить ресурсами свободного рынка труда, а также с помощью внутреннего кадрового потенциала образовательных организаций. Кроме того, более 700 потенциальных вакансий планируется заместить молодыми педагогами разных лет выпуска.
К слову, сегодня в школы особо требуются преподаватели начальных классов, русского языка и литературы, математики, иностранных языков, истории, экономики, права и обществознания, физики; в садики – воспитатели, музыкальные руководители; в организации дополнительного образования – педагоги допобразования, в профессиональные образовательные организации – преподаватели специальных дисциплин.
Отчасти притоком свежей крови в образовательной артерии региона должны стать вчерашние выпускники педвузов. Правда, к сожалению, далеко не каждый дипломированный преподаватель, сжимающий в руках корочки о высшем образовании, стремится встать к доске.
– В течение последних трёх лет из числа выпускников, обучавшихся по направлениям и специальностям педагогического профиля, трудоустраиваются по профилю полученного образования после обучения около 40% выпускников (в колледжах – 35% выпускников, после обучения в вузах – 41%), – заметил Иван Кротт. – При этом доля трудоустроившихся по специальности выпускников колледжей увеличилась с 32% до 42%, вузов – с 35% до 52%. Часть выпускников продолжают дальнейшее обучение.
Профессиональное самосовершенствование, пожалуй, крайне важно не только для самих будущих Макаренко, но и для подрастающего поколения. Ведь несколько лет назад после проверки качества преподавания специалисты сделали пугающий вывод: качество образования у самих учителей упало. То есть у сеющих разумное, доброе, вечное «агрономов» не хватало «семян». Сегодня, если верить выводам представителей власти, ситуация улучшилась.
– В регионе высокий уровень спроса на повышение квалификации среди педагогических работников, – уверяет министр. – Омские учителя проявляют активность в профессиональном развитии. Количество участников конкурсов профессионального мастерства, научно-практических конференций, форумов по различным тематикам, где педагоги могут продемонстрировать свой опыт и реализовать собственные педагогические ресурсы, выражается тысячами человек.
А это значит, для нынешних школяров и их родителей есть надежда, что в стремлении разгрызть гранит науки и зубы окажутся целыми, и знания не принесут уму горя.
Мария МЕДВЕДЕВА.
А в это время
На левом берегу построят супершколу естественнонаучного профиля
В минувший четверг по поручению главы региона Виталия Хоценко заместитель председателя регионального правительства, министр образования Иван Кротт провёл рабочее совещание, на котором обсуждалась возможность возведения новой ультрасовременной школы в микрорайоне Кварталы Драверта, который застраивает на левом берегу компания «Брусника».
Здесь планируют построить школу на 1550 мест, с открытыми атриумами, светлыми многофункциональными пространствами и благоустройством, отвечающим задачам образования. У образовательной организации будет якорный партнёр – им стала группа компаний «Титан». Основной специализацией образовательного учреждения станут естественные науки.
– Мы приступаем к очень ответственной стадии проектирования. Уже сейчас компания просит закрепить за будущим объектом должностных лиц от образования, чтобы строительство шло с учётом современных образовательных стандартов и запросов педагогов. Далее необходимо будет сделать проектно-сметную документацию, пройти экспертизу, определить источники финансирования и начать работы на стройплощадке, – отметил Иван Кротт.
Потребность в школе в данном микрорайоне высока, несмотря на то, что в соседнем Прибрежном сейчас строится ещё одна. Более того, по словам министра, в проекте предусмотрят и возможность получения в школе услуг дополнительного образования.