Найти тему
Учитель Святости

книга Самуэля Логана Брэнгла •Древние пророки• Глава 12

БИБЛИЯ И ДУХОВНЫЙ ОПЫТ

I.

Человек не открывает Бога. Бог открывает Себя человеку. Бог ищет людей прежде, чем люди ищут Бога. Бог открывает Свою мудрость и силу через природу. Он являет Свою святость через совесть. Он открывает Свою ненависть ко греху через Свои суды. Он открывает Свою искупительную любовь через веру. Мы видим силу Божью в звездном небе, бушующем море, разливающейся, стремительной реке, высоких горах, пылающем вулкане, опустошительном смерче, безмолвной энергии, неудержимо поднимающей могучие леса из крошечных семян и удерживающей их из века в век среди бурь и ветров во всей красе и силе.

Мы видим мудрость Божью в чудесных адаптивных свойствах природы; в том, как глаза приспособлены к свету и цвету, ухо — к звуку, нос — к запаху, язык — к вкусу, кожа — к теплу и холоду, в том, как идеально расположен большой палец по отношению к остальным, в работе органов пищеварения, перистальтики и сердечной деятельности, во взаимодействии растений и животных, мужчины и женщины, матери и ребенка.

Мы видим искупительную любовь Божью во Христе, в Его делах сострадания и милосердия, но наиболее ясно — в Его искупительной смерти на кресте.

И все это многообразное раскрытие и откровение Себя Бог суммирует в Своем Слове. Он являет Себя в Писаниях, и в них мы видим Его как бы отраженным в совершенном зеркале.

«Он открыл Себя Самуилу в Силоме через Слово Господне», — читаем мы (1 Царств 3:21). Он провозглашает Свою силу, Свою мудрость и знание, Свою святость и праведность, Свою милость и вечную любовь, Свою искупительную цель и план в Своем Слове. И это Слово придает уверенности и удовлетворения христианскому опыту человека. Оно заливает христианина светом. Слово открывает ему благожелательный и страстный  интерес к нему Бога; путь и дух, в котором нужно искать Бога, и условия прощения, чистоты и силы. И когда человек выполняет эти условия, Святой Дух с животворной энергией открывает его сердцу Писания, так что в его жизни исполняются слова из Притч: «Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою» (Притчи 6:22).

Природа лишь частично открывает Бога, и мудрейшие из людей спотыкаются и колеблются, пытаясь истолковать Бога через природу; но в Слове Божьем мы находим Его полностью и ясно раскрытым послушной и доверчивой душе.

Однако, даже Писание не может открыть Бога во всей Его красоте, если люди с покаянием и верой не приблизились к Нему и не были рождены свыше и освящены сошествием Святого Духа. Книга эта в значительной степени закрыта для недуховных людей. Когда Иисус молился: «Отче! прославь имя Твое», мы читаем, что с неба пришел Голос, говорящий: «и прославил, и еще прославлю», и люди интерпретировали Голос в соответствии со своим духовным состоянием и отношением. «Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром» — они дали материальную интерпретацию услышанному, для них эти слова не имели духовного значения.

Другие сказали: «Ангел говорил Ему» — это метафизическая интерпретация. И только Иисус слышал голос вечного Отца. «Не для Меня был глас сей, но для народа», — сказал Он.

Там, где я один слышу имя свое из Господа уст,

Для других это пламя огня или гром гремит.

Один человек прочтет Ветхий Завет и не увидит ничего, кроме мифов, обрывков легендарной истории, эпоса, записей снов, биографий, преувеличенных рассказов о битвах, сражениях и войнах полудиких племен и песен народа, медленно переходящего от варварства к цивилизации.

Другой прочтет и обнаружит Бога среди Его своенравных созданий на этапе их становления, когда Он открывал им Себя в снах, видениях, судах, избавлениях, особом провидении и в Своем Слове через Его пророков, насколько они были способны передать великое откровение о Создателе, пока наконец окончательное и полное откровение не пришло во Христе.

«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евреям 1:1-2).

Пускай мы не перестанем молиться молитвой Давида (я молился ею тысячу раз): «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего». И хорошо, если мы возжелаем опыта учеников: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Луки 24:45).

Именно это произошло с Павлом по дороге в Дамаск. Его духовные глаза открылись. Он увидел Бога во Христе; и старые Писания, с которыми он был так хорошо знаком, приобрели новый смысл, так что он сказал: «А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Римлянам 15:4). ). Когда он читал рассказ о блужданиях своего народа по пустыне на пути из Египта в землю обетованную о том, как они были разбиты и погибли в пустыне, он осознал недовольство Бога и увидел предостерегающий пример: «а это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. . . . Все это … описано в наставление нам, достигших последних веков» (1 Коринфянам 10:6,11). А Тимофею он писал: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тимофею 3:16, 17).

Именно это случилось с Мартином Лютером, когда он с трудом поднимался на коленях по лестнице собора Святого Петра в Риме, и в его душе прозвучал тихий, нежный голос: «Праведник верою жив будет». Чешуя упала с глаз его души, стал виден Божий благой замысел и путь спасения верой, Писание запылало новым и духовным светом, и он занялся страстным изучением его в оставшиеся годы.

Именно это случилось с Августином, блестящим молодым оратором и повесой из Карфагена, когда глубоко уличенный в грехе и духовном бессилии, он гулял в своем саду. Он услышал голос внутри себя, говорящий: «Возьми, читай», и, взяв послание Павла к Римлянам, прочел: «Ночь прошла, а день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти». Мгновенно его внутреннее существо вспыхнуло духовным светом. Оковы его плотских похотей и злых привычек пали, двери темницы его души распахнулись, и он вышел в широкий день Божьего избавления и спасения, и Писание отныне стало близким ему, как «друг сердечным советом своим».

Слово Господа к человеку приходило в переживаниях и муках духа, когда Бог приближался к людям и открывал им Свою волю, Свое имя и природу. «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым», — пишет Петр; он уверяет нас: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» ( 2 Петра 1:19,21).

Иезекииль говорит: «Было ко мне слово Господне».

«Было ко мне слово Господне», — писал Иеремия.

«И сказал Господь Авраму» (Бытие 12:1).

«Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» (Иеремия 31:3).

Существует много вопросов и споров о природе и степени библейского вдохновения. Некоторые почитатели Библии утверждают, что каждое слово было дано по вдохновению, в то время как другие считают, что писатели сами выбирали слова, чтобы выразить возникающие у них мысли и откровения. Но вдумчивое исследование, кажется, ясно показывает, что одни слова были даны свыше, а другие — выбраны авторами.

Павел терзался жалом во плоти и трижды молился об избавлении. Тогда Иисус заговорил с ним, и Павел передает нам Его слова, которые в переводе читаются так: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». Эти слова так убедили, удовлетворили и вдохновили Павла, что он воскликнул: «И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен». Нет оснований предполагать, что именно эти слова буквально были вложены в уста Павла. Достаточно знать, что слова Иисуса ободряли и вдохновляли его на радостное подчинение воле и намерению Бога в его скорби, и в радости и удовлетворении его сердце переполнялось преданностью своему Господу и нашло словесное выражение в этих словах.

Однажды псалмопевец так исполнился чувством всепрощающей любви Божией и предусмотрительной заботы, что вся душа его запела, и он воскликнул:

«Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя».

Эти слова — слова автора, но они написаны от радости понимания Божьей заботы, благости и искупительной любви, из сердца, вдохновленного вездесущим Святым Духом на благоговейное поклонение и хвалу.

Слова — это слова пишущего, но богатый опыт, глубокие чувства и благоговейное изумление, из которых они проистекают — это работа и вдохновение Святого Израилева. Аллилуйя!

«Я знаю, что Библия вдохновлена ​​Богом, — писал великий спасатель душ, — потому что она вдохновляет меня». И так происходит со всяким, всецело преданным Христу и просто исполненным Духом человеком, который доверяет Богу. Он говорит как голос самого Бога. Бог в слове и «словах». . . суть дух и жизнь».

Способ и степень вдохновения всегда могут быть предметом споров, но сам факт вдохновения — это радость и сила каждой «дважды рожденной» души.

II.

«Нищих всегда имеете с собою», — сказал Учитель, и мы должны мудро и уместно служить им, когда они в слезах обращаются к нам со словами о помощи. Но с той же вероятностью можно утверждать, что неразумные и немощные тоже всегда будут среди нас. И Павел увещевал и наставлял нас утешать и поддерживать их и быть терпеливыми.

Но есть и другой класс — хронические искатели — которые бесчисленное количество раз приходят к скамье покаяния, которые, кажется, топчутся вечно на бесконечной беговой дорожке, они постоянно среди нас и также нуждаются в мудрой и терпеливой помощи, а иногда более, чем остальные. Они так часто приходили к скамье покаяния, что многие солдаты и офицеры потеряли к ним интерес и почти оставили надежду. Но они бросают вызов нашей вере, нашей любви и состраданию, нашему терпению, нашему духовному разуму и находчивости. Мы не должны позволить им погибнуть у всех на виду, и мы не должны позволить им ускользнуть из поля зрения и сгинуть во тьме. Они принадлежат нам. Мы в ответе за них, и, если возможно, мы должны завоевать их и привести к радостному переживанию спасения и совершенной любви. Нам нужно взять себя в руки в общении с ними, ибо, может быть, их несостоятельность является свидетельством нашей слабой веры, отсутствия у нас горящей, сострадательной ревности или нашего духовного и умственного невежества, бедности, лени.

Нам нужно трезво и серьезно обдумать, по-настоящему молиться и «возгревать дар Божий», если мы хотим понять их глубокие нужды и помочь им. Лично я боюсь, что в случае со многими из них именно неверное и поспешное общение с ними у скамьи покаяния частично, если не полностью, объясняет их жалкие неудачи.

Тысячу раз я страстно переживал за ищущих, когда видел, как с ними имеют дело люди, которые, как я боялся, сами нуждались в помощи.

В прежние времена, когда мой слух был более острым, я редко позволял кому-либо покинуть скамью покаяния, не поговорив с ними лично. Это забирало много времени и сил, но мое сердце не было спокойно до тех пор, пока я не сделал все возможное, чтобы привести каждого к свету и к сладостному и надежному покою веры.

Я чувствовал, что должен полностью оправдывать свое звание служителя; и критерии, по которым я судил об успехе, были Божье принятие, гармония с Его истиной, Его принципами и Духом, а также радостные спасенные и освященные души как плоды моего служения.

III.

«Проклят, кто дело Господне делает небрежно, и проклят, кто удерживает меч Его от крови!» — писал Иеремия. «Мудрый привлекает души», — сказал Соломон.

Несколько лет назад я благовествовал в прекрасном городе, в котором находится территориальный штаб Армии Спасения той страны. Этот город можно было назвать городом Армии Спасения. В нем много процветающих корпусов и армейских учреждений, которые пользуются уважением граждан как высокого, так и низкого уровня.

В двух корпусах в жилых кварталах города я проводил встречи, на которые приходило много людей, и на которых люди быстро откликались на приглашения к молитве. Потом я поехал в центр города, в Центральный корпус при штаб-квартире. Здесь тоже людей было много и все очень внимательно слушали, но было почти невозможно привести кого-либо к скамье покаяния, кроме как в результате самого упорного личного воздействия и убеждения. Для меня это было горьким разочарованием, потому что я всегда чувствую, что если я проповедую истину с любовью, страстью, многозначительно, убедительно и с постоянным упованием на Святого Духа, люди тотчас уступают моему призыву, а если этого не происходит, то я чувствую, что проблема, должно быть, связана с моим духом или манерой проповедовать. Почти всегда многие откликаются. Но не в этом корпусе. Я был там дважды раньше, когда люди казались гораздо более отзывчивыми, и я удивлялся нынешнему жестокосердию.

После проповеди, когда сердце мое было излито, офицеры и солдаты тотчас же начали «ловить рыбу»*, но после долгих усилий они смогли привести к скамье покаяния лишь нескольких. Это продолжалось несколько собраний, и я был сильно озадачен. Я заметил, что те, кто пришел, как будто не были сломлены духом. Не было слез, хотя не было и легкомысленного отношения. Обыкновенно на лицах приходящих было жесткое, застывшее выражение, которое как бы говорило: «Если надо, я выйду вперед, но я чувствую, что это бесполезно. Ничего не произойдет».

Я заметил далее, что, как только кто-либо становился на колени у скамьи покаяния, какой-нибудь солдат или офицер бросался к нему и вступал с ним в разговор, а через несколько минут поднимал глаза и говорил: «С ним все в порядке», и тот человек вставал с тем же застывшим выражением лица и шел на место. В глазах не было слез, на лице не было света, ничего, что указывало бы на то, что он встретился с Иисусом и обрел великое избавление и покой.

Расспросив, я обнаружил, что большинство из тех, кто выходил к скамье покаяния, были хорошо известны офицерам и солдатам, и они молились с ними неоднократно.

Громкие звуки трубы и пение на молитвенном собрании могут поддерживать живой интерес, но они, к сожалению, мешают моему слуху, так что мне очень трудно иметь дело с ищущими. (Хотел бы я, чтобы на наших молитвенных собраниях вместо духовых были струнные инструменты.) Я попытался выяснить, как общаются с этими людьми у скамьи покаяния, и обнаружил, что им обычно задавали один или два вопроса, а затем ободряли их повиноваться Богу и доверять Ему, затем спрашивали, будут ли они это делать, и когда они отвечали, что будут, им говорили, что «все в порядке», они вставали на ноги и шли на место, такие же мертвые и безнадежные, по-видимому, как когда они выходили вперед.

В некоторых случаях, когда их слабости и неудачи были хорошо известны, с ними обращались сурово, без сочувствия, что казалось мне совсем бесполезным и звучало неадекватно из уст человека, который сам не так давно был поднят из трясины. Грешник, спасенный благодатью, должен быть осторожен в обращении с другим грешником, чтобы, подобно Моисею, не обнаружить, что он тоже поступает неугодно Господу.

Наконец, один солдат подошел к скамье покаяния и не просто бросился на нее, а распластался по скамье, что, на мой взгляд, уже указывало на безнадежность. Я взял свою Библию и встал на колени рядом с ним, и вскоре узнал, что он приходит туда постоянно, что его беда была плотским грехом, что он ненавидел себя, но чувствовал себя бессильным, когда его охватывало искушение; что он страстно желал порвать со своим грехом, но был его слугой (Иоанна 8:34; Римлянам 6:16), его рабом, и, казалось, сам грех высмеивал его усилия и добрые намерения бросить все и освободиться. Я чувствовал, я видел, что до сих пор его побуждали принять решение и дать обещание, ему говорили довериться Христу, но что он никогда не видел Христа как своего Господа, своего Искупителя, своего Спасителя, Который был с ним на его поле битвы, и я чувствовал, что должен заставить его увидеть это. Я начал молиться и обратился к нему с полным доброго намерения сердцем.

Я сказал ему, что он полагался на свое собственное решение, в котором нет силы, и что он обязательно упадет снова, если не найдет Господа. Нас держит та праведность, «которая через веру во Христа». Вера – это связующее звено между нами и Богом и Его силой. Если связь прервется, сила не сможет действовать в нас. Мы должны верить и продолжать верить, если хотим, чтобы нас удержали. Он видел это. Он чувствовал, что ему нужна Божья сила, Божье присутствие, иначе он снова упадет и будет падать постоянно. Когда я удостоверился, что он понял это, то открыл свою Библию и сказал ему: «Ты дал обещания Богу, теперь давай посмотрим, какие обещания Бог дает тебе». И мы прочитали вместе: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Римлянам 5:8). «…А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать…» (5:20). «Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью» (6:14). «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоанна 1:9).

В этих обетованиях он увидел Божью любовь к нему, несмотря на его грех, и лицо его стало светлеть;  и та безнадежно распластанная на скамье покаяния бесхребетная медуза, выпрямилась, как будто обретая новый стержень.

Затем я поспешил показать ему, как Бог обещает вступить вместе с ним в битву против его грехов и назойливых глупых привычек, и мы стали читать: «Не бойся» (Исаия 41:10).

— Ты боялся, не так ли? Боялся, что упадешь?  Боишься и сейчас, не правда ли? — спросил я его.

— О, да!  Я боялся и теперь боюсь, — ответил он.

— Но послушай: «не бойся, ибо Я с тобою». Это Божье обещание тебе, брат мой.  Он говорит: «Я с тобою».  Разве ты не видишь, что ты не один?  Он на поле боя, Он в гуще схватки вместе с тобой.  Во мраке ночи, в сиянии дня, в одиночестве или в толпе Он с тобой.  Разве ты не видишь этого?  Веришь ли ты?

 И он начал прозревать.

— «Не бойся».  Когда на тебя нападает искушение, когда приходит враг, насмехаясь и угрожая, ты не одинок, брат мой.  «Не смущайся, ибо Я Бог твой».

Он твой Бог, призывай Его, доверяй Ему и смейся над своим врагом во имя Господа, как юный Давид смеялся и бросал вызов Голиафу.  «Я укреплю тебя». До сих пор ты падал, потому что был немощен, но подними свои глаза, читай, верь этому, Бог говорит: «Я укреплю тебя, и помогу тебе».

Ты бы не впал в свой постыдный грех, если бы рядом с тобой был какой-нибудь сильный, верный, надежный друг, не так ли?  Запомни — Бог с тобой!  И Он говорит, что поможет тебе.  Прочь страхи!

«…и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей».

Будешь ли ты доверять Ему?  Выбросишь ли свои страхи на ветер и впредь примешь любое сражение, веря, что Бог с тобой, что тебе даровано обетование силы Всемогущего, что помощь близка и что поддержка обеспечена?  Поднимешь ли ты глаза свои к Господу и будешь уповать вместо того, чтобы трепетать и робеть, когда враги твоей души нападают на тебя?

Я с радостью смотрел на моего друга. Он прозрел, он читал Писание.  Свет вспыхнул  и сиял на его лице.  Казалось, он смотрел в лицо Бога.  Он выпрямился, как мужчина.

— Вижу, о, я вижу!  Я хочу, я доверяю Ему, — и с благодарностью он встал в полный рост в силе Духа, и на протяжении оставшейся части той евангелизационной кампании он источал свет, и я верю, что он остается таким и по сей день, и это возможно, если послушно, с верой сражаться «мечом духовным, который есть Слово Божие».

Он увидел лик своего духовного Старшего Брата, Искупителя, и услышал голос вечного Отца в Слове, и жизнь, и сила, и радость, и мир вошли в него, когда он уверовал.

Как мы знакомимся с Богом?  Через работу Святого Духа в наших умах и сердцах, когда мы в покаянии и послушании  верим.  Но чему нам верить?  Мы должны верить тому, что Он сказал. «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна», — это слова Иисуса.

«Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2 Петра 1:3,4).

Если мы хотим быть сильными, мы должны жить «всяким словом, исходящим из уст Божиих», как сказал Иисус, когда нападал дьявол.

«И когда он говорил со мною, я укрепился и сказал: «говори, господин мой; ибо ты укрепил меня», — сказал Даниил (Даниила 10:19).  И как он укреплялся?  По откровению Бога через Его Слово.

Как маленький ребенок успокаивается, засыпает и исполняется миром ночью?  Присутствием и словом отца или матери.  Таким образом, мы обретаем уверенность и делаемся сильными, «совершенными, ко всякому доброму делу приготовленными», посредством «всего Писания богодухновенного», которое Дух Святой по вере нашей напоминает нам и помогает применить к нашим обстоятельствам.  Давайте будем кормить наш народ «чистым словесным молоком, дабы от него возрасти» во спасение, чтобы он не трепетал перед лицом глумливого врага, но «мог один преследовать тысячу и двое прогонять тьму».

В то время, как другие спорят о богодухновенности Слова, давайте есть его, пить его, проповедовать его и жить им, и мы будем пребывать в «силе жизни непрестающей».  Аллилуйя!  Он по-прежнему, как и во времена Иова и Псалмопевца, «слаще меда и капель сота» для тех, кто верит и повинуется ему, и «глаголы уст Его хранит больше, нежели свои правила».

Склоняюсь я пред Книгой книг, я тайной тайн ее проник.

И нет счастливее людей, кто благодать всю встретил в ней.

Читать и чтить, в молитве бдеть, все шоры снять и вмиг прозреть.

И лучше не рождаться нам, коль верить не хотим Словам.

Так писал сэр Вальтер Скотт.  А умирая, попросил своего зятя: «Принеси мне Книгу».

— Которую, сэр?  — спросил тот.

— Существует только одна Книга, — ответил умирающий, — принеси мне Библию.


Примечание:

* «ловить рыбу» — в ранней Армии Спасения так называлось приглашение к скамье покаяния (солдаты и офицеры после проповеди ходили среди людей и старались найти тех, кто был готов к молитве и общению)