Найти в Дзене
Саратовский гид

Храм Рождества Христова в Нижнем Аблязово - православное барокко в пензенских лесах!

Сегодня расскажу об одном из самых уникальных сельских храмов не только нашего региона, но и всей России! Рядом с городом Кузнецком, в тихом и живописном месте, среди покрытых лесами высоких холмов Приволжской возвышенности, уже триста лет встречает прихожан и паломников Церковь Рождества Христова. Когда-то Кузнецкий уезд был частью Саратовской губернии. Если ехать от Саратова, через Петровск и Русский Камешкир к селу Радищево, родовой усадьбе отца Александра Радищева (про нее отдельный рассказ), чуть в стороне маленькое село, принадлежавшее той же семье - Нижнее Аблязово. (Верхнее как раз переименовали в Радищево). Само село, как и большинство, вымирает. По документам проживает около 100 человек, а по факту — хорошо если около 80. В сети нашел информацию, что развивается в округе только рыболовство. Организованы места. Записываются за несколько недель)) Но здесь скрывается настоящее культурное чудо - белокаменная красавица - церковь Рождества Христова, построена в 1724 году на средс

Сегодня расскажу об одном из самых уникальных сельских храмов не только нашего региона, но и всей России! Рядом с городом Кузнецком, в тихом и живописном месте, среди покрытых лесами высоких холмов Приволжской возвышенности, уже триста лет встречает прихожан и паломников Церковь Рождества Христова. Когда-то Кузнецкий уезд был частью Саратовской губернии. Если ехать от Саратова, через Петровск и Русский Камешкир к селу Радищево, родовой усадьбе отца Александра Радищева (про нее отдельный рассказ), чуть в стороне маленькое село,

принадлежавшее той же семье - Нижнее Аблязово. (Верхнее как раз переименовали в Радищево). Само село, как и большинство, вымирает. По документам проживает около 100 человек, а по факту — хорошо если около 80. В сети нашел информацию, что развивается в округе только рыболовство. Организованы места. Записываются за несколько недель))

Вот так выглядит село сверху. Леса потрясающие.
Вот так выглядит село сверху. Леса потрясающие.

Но здесь скрывается настоящее культурное чудо - белокаменная красавица - церковь Рождества Христова, построена в 1724 году на средства Григория Афанасьевича Аблязова, прадеда писателя Александра Николаевича Радищева. Я посетил ее зимой, вечером, да еще в храме шла уборка. Поэтому фото было делать не удобно. Просьба не критиковать "что своих мало". Для меня главное - интересно рассказать.

А на холме вроде бы обычная церковь...
А на холме вроде бы обычная церковь...
-3

Уникальной ее делает две причины. Первая, что эта старейшая в Пензенской области церковь, дошла до нас почти в первозданном виде! На протяжении трех столетий службы почти не прекращались. Вторая и главная - это интерьер храма – уникальный образец эпохи барокко, искусства первой половины 18 века.

Фото с сайта храма.
Фото с сайта храма.

Тому, что вы сейчас видите 300 лет!

-5

Каменная церковь типа восьмерик на четверике красиво смотрится на высоком холме, утопающем в роскошной зелени деревьев. Рядом с храмом - яблоневый сад, который старожилы называют Барским.

Вроде рядом должны быть две старинные сосны.
Вроде рядом должны быть две старинные сосны.

В храме сохранился полный ансамбль внутреннего декоративного убранства: великолепный пятиярусный резной золочёный барочный иконостас, алтарная резная золочёная барочная сень, уникальная архитектурно-скульптурная группа Плащаница и иконостасы приделов с резными Царскими вратами.

-7
-8

"Барокко — это западная традиция, — рассказывает отец Сергий, много сделавший в наше время для сохранения церкви, - этот западный стиль стал популярен при Петре I. Свойственное стилю убранство часто можно встретить в храмах Санкт-Петербурга. А в глубинке сложно было найти искусных художников, резчиков по дереву, потому использовался более лаконичный стиль."

Справа вот такое чудо, композиция "У Гроба Господня":

Из открытых источников
Из открытых источников

Церковь трехпрестольная: главный престол освящен в честь Рождества Христова, придельные - в честь Покрова Божией Матери и во имя преподобного Александра Свирского.

Вернемся в 1724 год. Храм - обещанный. Но есть построенный по обету. За что благодарил Господа помещик Григорий Афанасьевич Аблязов доподлинно неизвестно, по одной из легенд он был вынужден спрятаться в овраге неподалёку от поместья во время крестьянского восстания. А возможно просто за то, что выжил в Северной войне. Как бы там не было, он дал обет построить пять церквей. Три точно построил.

Так кто же создавал иконостас в Нижнем Аблязово? Самая известная из существующих легенд - о неком итальянце, звучит так: "Помещик Григорий Афонасьевич Аблязов, узнав о прохождении по Владимирскому тракту на каторгу в Сибирь художника-итальянца Лаура Морреля, подменил его на пересыльном пункте своим крепостным, а итальянца оставил у себя в усадьбе и поручил ему изготовление иконостаса для Рождественской церкви. Итальянец прогневал императрицу Екатерину I за отказ писать икону с её ликом. А та, не долго думая, за такую дерзость отправила его на каторгу. За свое чудесное спасение Лаур отплатил Григорию Аблязову сполна, создав памятник красоты невиданной". Это легенда. Некоторые категорически против нее возражают. Исторических сведений о итальянце не осталось. Однако, якобы могила художника сохранялась возле храма до 20 века! Живы люди которым о ней рассказывали их дедушки. Я в таких случаях предпочитаю верить в местные легенды. Ибо если правды все-равно не узнать, то выбирайте покрасивее и местное!))

Есть посвященные храму книги.
Есть посвященные храму книги.

Краевед из села Пионер Кузнецкого района Владимир Николаевич Кудрин пишет целый роман «Святыня» о временах помещика Григория Аблязова, где едва ли не центральная роль отведена Моррели.

Настоятель Христорождественского храма иерей Сергий Боровиков:

- Научный подход к истории страдает одним недостатком: сухостью и невыразительностью изложения. А вот художественное творчество стимулирует и научный поиск и интерес к истории родного края у массового читателя и зрителя. Так что, ничего плохого в позиции Владимира Кудрина я не вижу. Но хотелось бы напомнить, что церковь Рождества Христова в Аблязово была домовой церковью, отчётную документацию помещик Аблязов вряд ли вообще вёл. К тому же, многие архивные документы, нас интересующие, сгорели в Саратове во время пожара. Выходит, что, к сожалению, восстановить правдивую картину появления уникального иконостаса в глухом селе Аблязово вряд ли вообще возможно.

Единственная дочь Григория Афанасьевича, Анастасия вышла замуж за Афанасия Радищева (деда писателя). Передав большую часть состояния и имущества дочери и зятю, сам он ушел в монастырь - Жадовскую пустынь, расположенную неподалеку. Где был избран казначеем и на свои средства возвел новый соборный храм. У обители то же необычная история, сейчас это Жадовский Богородице-Казанский мужской монастырь.

Про усадьбу Радищевых - Верхнее Аблязово и их семью (потомков в том числе Г.А. Аблязова), а так же про второй храм, здесь:

Николай Афанасьевич, внук Григория Аблязова и отец Александра Радищева, человек многих достоинств, просвещенный и культурный, обновил убранство храма по столичному образцу в 1762-1764 годах.

Из открытых источников
Из открытых источников

Когда с приходом большевиков наступили тяжелые времена, храму все же удалось устоять и избежать печальной участи благодаря крепкой вере христиан. Согласно преданию, когда церковь хотели взорвать, люди внутрь и объявили, что не выйдут, пусть, даже их подорвут вместе со святыней. Храм устоял, правда, старинный колокол был все же сброшен и отправлен на переплавку. Человека, который руководил этим варварским деянием, по рассказам местных жителей, через несколько дней разбил паралич и вскоре он умер.

И вот колокола снова на месте!
И вот колокола снова на месте!

Но использовать здание как храм, конечно, запретили. Был отдан под хозяйственные нужды. Тогда принято было храмы приспосабливать под зернохранилища, гаражи, клубы. Здание церкви было приказано использовать в роли сельскохозяйственной постройки для хранения зерна. Тогда местная жительница Анисья Волякова совершила в то время поистине героический и очень смелый поступок. Женщина буквально «отвоевала» алтарную часть храма, куда переместила и церковную утварь. Обращались к председателю ЦИКа Михаилу Калинину с просьбой запечатать центральный церковный предел. Всероссийский староста разрешил. Некоторые иконы верующие спрятали в своих домах. Анисья не разрешила сыпать зерно на алтарь, а молодежь, работающую на зерновом складе, просила уважать святыню, ведь когда-то она обретет новую жизнь. Благодаря этому большая часть церковного убранства сохранилась до наших дней. А в передней части храма десять лет хранили зерно.

Данный иконостас из передней части, где хранили зерно. Дерево потемнело.
Данный иконостас из передней части, где хранили зерно. Дерево потемнело.

После войны, в 1946, в храме возобновились церковные службы. Иконы снова вернулись на свои прежние места, а Крест Спасителя был торжественно пронесён через живой коридор, который создали верующие.

В Храме находится много старинных икон, написанных в 18-19 веках. Как и прежде перед ними не угасают лампады, а люди со всей страны приезжают, чтобы помолиться за себя и за близких, попросить помощи и покаяться.

-14

Храм православный, но в "западном" стиле. Этим он и уникален. Некоторые из икон, то же очень редкие, большинство написаны в 18-19 веках. Среди реликвий - "Господь Вседержитель", "Распятие Христа", "Казанская икона Божией Матери", "Моление о чаще", "Святых благоверных Петра и Февронии Муромских"...

Такого изображения я не встречал!
Такого изображения я не встречал!

Уже много лет дарит людям исцеление икона Пресвятой Богородицы "Скоропослушница", написанная на горе Афон специально для аблязовской церкви.

Церковь пережила богоборческие времена, а сегодня ей нужно выиграть битву у времени. К сожалению уникальное старинное здание нуждается в капитальной реставрации: проседает фундамент, пошли трещины по фасаду, с левой стороны грунтовые воды разрушают стены.

Паломники и туристы постоянно посещают храм. В нем есть и сувенирная продукция. Пожертвования паломников позволяют поддерживать порядок и безопасность в здании, но чтобы привести его в надлежащий вид, нужны большие деньги. Только на смету требуется около 7 млн рублей.

Христорождественская церковь является историко-архитектурным объектом федерального значения, поэтому любой ремонт тут требует массы согласований, допусков, специальных лицензий у работников.

Пенза
7966 интересуются