Атака звука — начало работы голосовых связок в сцепке с дыханием и артикуляцией, это способ взятия звука.
Владение атакой звука требует максимальной точности, от этого зависит качество всей музыкальной фразы, чистота первого тона и последующего интонирования. В этом секрет красивого вокального звука.
Теория по атаке звука в этом коротком видео.
В этом видео можно услышать, понять и потренировать, копируя звучание с разными атаками.
Виды атак звука.
Раньше выделяли 3 основных, но ведь их по факту больше и каждая зависит от характера прикосновения к звуку и с этой точки зрения их ,как минимум 7:
1) очень твёрдая (в экстрим вокале ,в бэлтинге)
2) оптимально твёрдая(основная)
3) оптимально мягкая(основная)
4) очень мягкая (придыхательная)(основная)
5) воздушная;
6) скрипящая ( по приему пения vocal fry)
7) плаксивая ( по приему пения vocal cry)
Каждый вид атаки звука обеспечивается различной степенью приведения голосовых складок к взаимодействию друг с другом перед началом фонации и силой голоса, что поддаётся произвольному управлению со стороны вокалиста.
Атака звука по виду смыкания связок:
- Грудная атака звука Связки смыкаются полной массой по всей своей длине.
- Фальцетная атака звука. Связки смыкаются краями.
- Смешанная атака звука. /Микстовый. Полное, но не плотное смыкание.
Атака звука в трех основных манерах пения тоже характеризутся по-разному и имеет кардинальное различие:
- академический
- эстрадный/джазовый
- народный
Атака звука и прием пения связаны неразрывно, поэтому атак звука столько же сколько и приемов пения.
В эстрадном вокале: расщепление (хрип, рок-вокал), драйв, субтон, обертоновое пение (горловое), вибрато, глиссандо, фальцет, микст, йодль и штробас.
В экстрим вокале: гроулинг (рычание или рык),скриминг же (кричать или крик),Грим (мрачный или зловещий),шрайк (вопль),фальцет-скрим,харш (хриплый).фрай-скриминг или фолскорд (ложные связки),гроулинг,гуттурал (гортанный или горловой) и т.д.
Суть в том, что сейчас в каждом слове разное прикосновение к звуку рождает новую атаку и их разновидностей становиться все больше.
В каждой фразе меняется ,как минимум две-три -пять атак звука по характеру приема пения.
Как надо смотреть на атаку звука, чтоб получать желаемое звучание, можно проследить на примере в этом видео с урока.
Атака звука влияет на звуковедение в смысле образования звука с самого начала правильно и полноценно.
Это значит, что звук надо начинать:
- с дыханием(дыхательные мышцы)
- с произношением(артикуляционные мышцы)
- с прикосновением к звуку(голосовые складки)
- с эмоцией (характер звука и окраска его от чувства)
В этом секрет красивого звука и влияние начала звука на всё дальнейшее звучание.
Меняя способ взятия звука, мы тем самым можем влиять на характер работы голосовых складок. Поэтому атака является важнейшим средством сознательного воздействия на работу голосовых складок.
Раньше пение было с твердой, мягкой и придыхательной атакой.
Теперь их стало много и постоянно появляются новые.
Это надо тренировать, чтоб быстро и умело переключать режим работы голосовых складок.
Сначала просто меняйте 2, потом 3. потом 4 и т.д.
Наращивайте постепенно, привыкайте к звучанию, просто слушая.потом пробуя в упражнениях и в песнях. Умелое переключение рождается на практике.
Например, как в упражнении:
Я советую изучить и пользоваться всеми видами атак, в зависимости от характера произведения, и от личных технических возможностей. Применение широкого спектра голосовых атак увеличит количество средств художественной выразительности, а значит, сделает ваше пение наиболее интересным для слушателя.
«Человек, умеющий петь, знает, как известно, наперед, т.е. ранее момента образования звука, как ему поставить все мышцы, управляющие голосом, чтобы произвести определенный и заранее назначенный музыкальный тон» (Сеченов, 1952).
Это сказал человек, чьи исследования сделали Россию мировым центром развития представлений о механизмах работы головного мозга.
Итак, понятно, что атака звука — это начало работы голосовых связок в сцепке с дыханием, артикуляцией, голосовыми складками и чувством.
И чтоб это сделать вам нужен натренированный вокальный слух!
Слух, который стал чувством, как выяснил Морозов в своей теории резонансного пения:
Вокальный слух - это не просто слух, но сложное полисенсорное чувство, возникающее как результат взаимодействия Искусство резонансного пения многих сенсорных систем.
Благодаря тесной функциональной связи между этими системами, вокальный слух обеспечивает не только регулирование собственного голоса певца, но и возможность понять механизмы голосообразования у любого другого поющего человека путем внутреннего моделирования его певческого процесса собственными певческими ощущениями.
В.П.Морозов.
У НАЧИНАЮЩИХ НЕТ ЭТОГО СЛУХА И ПОЭТОМУ ИМ НЕЯСНО,КАК ДЕЛАТЬ ЗВУК. Поэтому им многое непонятно, непривычно, необычно. Это надо уметь слышать. Умении слышать РОЖДАЕТ ПОНИМАНИЕ КАКОЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗВУК И КАК ЕГО ТАКИМ СДЕЛАТЬ.
А ПРАКТИКА РОЖДАЕТ УВЕРЕННОСТЬ В УПРАВЛЕНИИ ЗВУКОМ.