Великолепный парусник «Агнес Блейки» являлся ярким примером английского корабельно-строительного искусства середины XIX века. Злой рок настиг судно в мае 1855 года у входа в Балаклавскую бухту. Парусник затонул, столкнувшись с другим британским кораблем. Изящный барк нашел вечное пристанище в глубинах Черного моря, и пролежав там полтора столетия, все еще хранит свои тайны. На сегодняшний день «Агнес Блейки», пожалуй, единственное в своем классе судно того периода, сохранившееся почти в первозданном виде.
На морских навигационных картах в указанном районе давно отмечалось неизвестное затонувшее судно. Но первое исследование состоялось лишь летом 2003 года, когда объединенная поисковая команда нескольких крымских дайвинг-клубов решила проверить это место с помощью гидролокатора. На глубине 84 метров на экране обозначились очертания и точное расположение объекта. Совершив погружение, дайверы идентифицировали находку: на дне покоилось деревянное парусное судно поразительной сохранности, только мачты были сломаны и лежали по правому борту. На юте возвышалось большое штурвальное колесо, через прямоугольные окна в корме просматривались детали внутреннего убранства, леерные ограждения и палуба были опутаны рыбацкими сетями, а два адмиралтейских якоря закрепили барк на вечной стоянке, превратив его в корабль-призрак из морских легенд. С тех пор балаклавский парусник стал притягательным объектом для глубоководных технических погружений.
«Агнес Блейки» построили в 1841 году на верфи шотландского города Абердин, знаменитой своими прекрасными, легкими на ходу, парусниками. Автор проекта корабля талантливый судостроитель Уолтер Худ воплотил в нем все свои профессиональные достижения. Главой муниципалитета Абердина того периода был сэр Томас Блейки. Он являлся лордом-провостом, фактически этот чин можно приравнять к должности мэра. Жену высокого сановника и одну из дочерей звали Агнес, а потому неудивительно, что одно из многочисленных судов, построенных в городе, получило имя в честь его любимых женщин.
Дайверы разных клубов неоднократно спускались к судну и проводили фото- и видеосъемку, обследовали трюмы и поднимали на поверхность различные артефакты. Сенсация произошла осенью 2006 года, когда группа технодайверов опознала необычную конструкцию на носу корабля, ею оказался судовой колокол. До этого главный интерес ныряющих вызывали штурвал и содержимое трюмов. Во время очередного погружения, когда рынду очистили от морских обрастаний, проступила четкая надпись – «Agnes Blaikie», и несколько букв под ней – ABD, обозначающих порт приписки судна – город Абердин в Великобритании. Найти на корабле колокол с названием – удача редкая. Последовательная работа с английскими архивными документами позволила пролить свет на судьбу парусника и его трагическую гибель.
По знаменитому Ллойдовскому регистру барк «Агнес Блейки» – трехмачтовое судно, водоизмещением в 385 регистровых тонн. Изящный корпус корабля достигал 35,45 м в длину и 7,19 м в ширину, при глубине трюма 5,12 м. Для «Агнес Блейки» была характерна изысканная декоративность отделки, о чем свидетельствуют сохранившиеся фрагменты орнамента на корме и в трюмах. При строительстве использовались высококачественные породы дерева: английский дуб, иностранный белый дуб, американский горный ильм, южная желтая сосна.
Судну был присвоен класс 9A1, наивысший в то время. Барк, упокоившийся у берегов Балаклавы, являлся ярким примером английского кораблестроительного искусства середины XIX века. Изящные обводы корпуса, совершенство конструкции и парусной оснастки – замечательное наследие романтичной эпохи парусного флота. Автор максимально использовал свойства дерева как лучшего материала для строительства кораблей своего времени. Среди моряков того периода бытовали полумистические поверья о чудесных свойствах упругости и собственной жизни деревянных конструкций.
Новый барк, спущенный на воду в октябре 1841 года, вошел в состав флота известной судоходной компании «Aberdeen White Star Line». Корабль был грузопассажирским и достаточно быстроходным для своего времени. География морских переходов «Агнес Блейки» обширна, за свою нескучную жизнь судно побывало на Балтийском и Средиземном морях, у берегов Западной Индии, Южной Африки и обеих Америк, но преимущественно оно ходило на Австралийско-Новозеландских линиях. В поисках лучшей жизни многие англичане покидали родину и отправлялись в далекое плавание в надежде найти свою землю обетованную. В знаменитой английской газете «Таймс» нередко можно было встретить рекламные объявления, приглашавшие совершить рейс в Мельбурн на прекрасно оснащенном быстроходном паруснике: «Это роскошное судно совершило рейс к Западному побережью всего за 8 месяцев и 25 дней».
Барк «Агнес Блейки» неоднократно менял хозяев. С началом Крымской кампании судно в числе многих других было зафрахтовано британским правительством для снабжения войск экспедиционного корпуса на далеком полуострове. В январе 1855 года «Агнес Блейки», приняв в свои трюмы груз для английской армии, состоявший из 180 тонн пушечных ядер и 250 тонн угля, с экипажем в 13 человек, среди которых были капитан Ричард Пирнан и первый помощник Генри Хамден, отправилось в свое, как оказалось, последнее плавание. Маршрут следования был таков: Англия–Мальта–Крым. 16 февраля парусник прибыл на Мальту и пробыл там два месяца. За это время на судне поменялся капитан, а также, с высокой степенью вероятности, и часть груза. Скорее всего, это было военное снаряжение или провиант – отправка продуктов с острова была обычной практикой. 15 апреля 1855 года парусник «Агнес Блейки» под командованием Генри Хамдена вышел с Мальты в направлении Балаклавы и к началу мая уже стремительно несся по бескрайним просторам Черного моря.
5 мая 1855 года изящный барк настиг злой рок. В результате столкновения с другим британским кораблем «Медина», он затонул примерно в трех километрах от входа в Балаклавскую бухту. Военный гидрографический корабль «Медина» был большим колесным паровым пакетботом, габариты которого почти втрое превышали размеры парусника. При столкновении он проломил большую дыру в левом борту «Агнес Блейки», шансов выстоять у барка не было. В судовом журнале пакетбота с точностью до минуты скупыми строками расписана гибель легкого парусника. Корабль тонул около пяти часов. Экипаж был благополучно спасен в полном составе и поднят на борт «Медины», отделавшись лишь испугом и купанием в еще холодной черноморской воде. Корпус парусника заполнялся водой постепенно, и у людей оставалось достаточно времени покинуть тонущее судно. Команда успела забрать с борта даже личные вещи. Но удивительно то, что судовой журнал и все документы барка легли на дно вместе с ним.
Однако вовсе без жертв не обошлось: вахтенный офицер «Медины», ответственный за курс корабля, потрясенный происшествием, покончил жизнь самоубийством, перерезав себе горло. Официальный отчет о гибели судна был составлен постфактум, в 1856 году. Военные ведомства всячески скрывали аварийные инциденты, именно поэтому материалов по расследованию крушения так немного. Это было время, когда пар активно теснил парус на море, и столкновение барка «Агнес Блейки» с пароходом «Медина» можно назвать трагическим символом необратимого технического прогресса. Великолепный парусник ушел на дно Черного моря, превратившись в невольный памятник смены эпох.
На сегодняшний день «Агнес Блейки», пожалуй, единственный в своем классе парусник середины XIX века, сохранившийся почти в первозданном виде и потому являющийся исключительно ценным и редким образцом судостроения. Именно поэтому британский парусник пользуется такой популярностью у технодайверов. Однако эта разновидность дайвинга связана с немалым риском для жизни. Весной 2006 года «Агнес Блейки» заполучила еще одну жертву: трое дайверов оказались в критическом положении, нарушив технику безопасности. Во время погружения у них закончились дыхательные смеси. Один из дайверов всплыл уже без признаков жизни, двое других получили тяжелые формы кессонной болезни.
В советское время в Балаклавской бухте в недрах горы скрывалась знаменитая подземная база субмарин. Ее подводники наверняка видели парусник, который находился прямо на их пути. И, скорее всего, даже спускались к нему – уж очень аккуратно лежат его мачты вдоль бортов, по всей видимости, их спилили военные водолазы. Все это, конечно, было засекречено.
Множество слухов ходит вокруг рынды «Агнес Блейки». Всеми отмечена нехарактерная особенность конструкции крепления колокола. Обычно это было сооружение из прямых балок, а тут – причудливая, художественная форма. Поговаривали даже, что это не обычная рында, а церковный колокол. Но версия не находит подтверждений. На паруснике установлен стандартный судовой колокол, просто с несколько необычной системой крепежа, которая, кстати, исключает снятие рынды без разрушения всей конструкции. По всей видимости, колокол все же пытались снять «дайверы-мародеры», возле него была найдена забытая кем-то ножовка. Но эта попытка не увенчалась успехом. Останки парусника с судовым колоколом по-прежнему радуют глаз всех, кто имеет возможность к нему погрузиться. В настоящее время прекрасная «Агнес Блейки» поставлена на государственный учет и является объектом подводного культурного наследия.
Фрагмент статьи из Крымского научно-популярного журнала "Полуостров сокровищ", выпуск №31.