16 июля умерла Джейн Биркин. Министр культуры Франции говорит, что “Франция потеряла икону”. Это правда так. Но если подумать, как удивительно, что французская икона была англичанкой.
В 2021 году Шарлотта Генсбур, ее вторая дочь, сняла документальный фильм “Джейн глазами Шарлотты”, очевидно понимая, что мать уходит. У Джейн Биркин в 2002 году была лейкемия, в 2014 году рецидив, проблемы с сердцем, инсульт в 2021 - и это только то, о чем мы знаем.
Уже к вечеру того же дня я прочитала кучу текстов о том, что и актриса никакая, а певица еще хуже, если бы не Серж Генсбур, где бы она была, и все в таком духе.
Однако по каким-то причинам мы все знаем, кто это. Глупо ссылаться на мастерство самопиара Генсбура, потому что они расстались в 80-м, а в 91-м он умер, уж точно прекратив ее пиар. Да и как-то так вышло, что многие сейчас узнают о Генсбуре только в связи с Биркин, или их общей дочерью Шарлоттой.
На самом деле, и первый ее муж был более чем известным человеком - это британский композитор Джон Барри, и третья дочь рождена от известного французского режиссера Жака Дуайона. А потом у нее были серьезные отношения с писателем Оливье Роленом. Я ненавижу определять женщин через мужчин, но для кого-то это единственный способ признать, что она явно была интересным человеком и что-то представляла из себя помимо “бывшей Генсбура”. Обесценивание выглядит лишь проявлением раздутого ЧСВ, чувства собственной важности.
В 2001 году Биркин наградили орденом Британской империи, и у нее два ордена “За заслуги” от Франции. Британский орден она отдала маме, актрисе Джуди Кэмпбелл - “Это ей за храбрость, проявленную во время Второй мировой надо было вручить Орден Британской Империи”.
Вы, конечно, знаете про сумку, названную в честь нее, так что я вам об этом рассказывать не буду. И про корзинку тоже. Если хотите, про корзинку можно прочитать тут.
У Биркин есть две книги мемуаров-дневников. Первая, о ранних годах до расставания с Генсбуром называется “Дневник обезьянки”. Очень трогательная, искренняя, местами смешная и вполне интересная книжка. Вторая называется “Post-scriptum. Дневники 1982-2013”. Ее читать гораздо сложнее, это действительно дневники с минимальной обработкой, так что временами очень непросто разобраться, кто все эти люди и что вообще происходит. Она перестает писать дневники со смертью старшей дочери, Кейт Барри.
Ну, а большинству из нас она известна как икона стиля. Хотя она говорила, что не понимает, как так вышло: “Я просто одевалась по моде своего времени”. Например, прическу и кукольный макияж глаз повторяла за Джейн Шримптон. О которой помнит гораздо меньше народа.
Ну, и мы-то с вами знаем, что стиль проявляется не только в том, что вы надели, но и в том, что вы НЕ надели. Джейн Биркин запомнилась большинству по минималистичным нарядам, которые вроде бы легко повторить - джинсы с футболкой, джинсы с рубашкой, ультра-короткие платья… Как будто даже и писать не о чем. Однако все это, плюс ее уверенность, сложились в икону стиля.
За ее стилем еще интереснее стало наблюдать в возрасте сорока-шестидесяти лет: она была очень красивой и по-прежнему одевалась вроде бы и по моде, и вроде бы совершенно вне ее, как-то гораздо свободнее. Я все собиралась написать про ее стиль, когда она стала старше, но никак не доходили руки. В 53 года она вышла на подиум для Hermes, на который тогда работал культовый дизайнер Мартэн Маржела. И было совершенно прекрасно и то, что он к ней обратился и то, что не вручил ей всем известную сумку.
Еще мне нравится, что с возрастом она вдруг вздумала время от времени крутить кудри - говорит, у меня очень скучные прямые волосы. Не очень по-французски, они всё больше за естественность. Но я тоже так себя чувствую и про кудри очень даже понимаю!
И немного историй из ее второй книги дневников:
- Лу (ее третья дочь, Лу Дуайон) рожала первого ребеночка: "Мы с Дорой (собака) врываемся к ней. Схватки, вначале терпимые, уже начались. Джон (отец ребёнка) пошел спать, поскольку не спал предыдущую ночь. Лу делает положенные упражнения, похожая на маленькую лягушку на полу, а чтобы скоротать время, я читаю ей о сексуальной жизни Гитлера. И мы покатываемся со смеху."
Как ей сказал фотограф Дэвид Бейли, снимавший её и в юности, и уже в возрасте: безумная как всегда)))
- Есть фильм, о котором вы, возможно слышали "Джейн Б. глазами Аньес В." Но, скорее всего, не видели. Я тоже пока не видела))) Но что-то страшно меня насмешило, что Джейн Биркин написала свое первое в жизни фанатское письмо Аньес Варда. В 39 лет! И Аньес ей позвонила, чтобы сказать, что она не смогла разобрать почерк, предложила встретиться и рассказать, что же было в письме.
- Джейн Биркин пишет про режиссера Риветта: дома у Риветта были дорожки между стопами газет, — так он ходил по квартире, было место для холодильника, но самого холодильника не было, и он не отвечал на телефонные звонки — надо было подсовывать ему записки под дверь… Очень, пишет, привлекательная личность.
- И еще одна история из другой книжки:
В фильме “Дон Жуан в юбке” персонаж Брижит Бардо соблазняет персонаж Джейн Биркин. На съемках, когда обе уже улеглись в постель голенькие, им пришлось ждать, пока вокруг них расставляли аппаратуру. И они решили что-нибудь спеть. Начали петь My bonnie lies over the ocean, но выяснилось, что ни одна из них не помнила слов.
Тогда Брижит предложила: «Знаешь, давай споем песню, которую и ты и я знаем». И они вдвоем затянули «Je t'Aime, Moi Non Plus».
Только представьте! Та самая песня, которую Серж Генсбур написал для Брижит Бардо, записал с ней, но по ее настоянию убрал в шкаф. А потом перезаписал с Джейн Биркин и песня стала хитом, скандалом, и даже первым запрещенным синглом номер 1 в Британии.
Вот ее-то они и спели, лежа голые в постели.
Еще пара забавных историй здесь
Джейн Биркин, конечно, кажется и странной, и сумасшедшей. И, вроде бы, говорят, и актриса не лучшая, и певица посредственная. Но тем не менее, почему-то стала иконой, о которой помнит мир. Умберто Эко пишет, что культовый фильм должен быть посредственным со стандартной критической точки зрения - может, с некоторыми людьми тоже так?
Я не буду притворяться знатоком актерской игры, и не берусь судить, насколько хорошей актрисой была Джейн Биркин. Но странное дело, у меня возникло ощущение, что я знала про Джейн Биркин всегда. Порылась в памяти и поняла, что я с ней “знакома” с пяти лет. Маме некому было меня оставить, и она всучила меня своей сестре, моей любимой тёте Оле. Которой тогда было двадцать, и которая собиралась с подружками в кино. Так что, я тоже пошла с ними кино и посмотрела комедию “Не упускай из виду” с Пьером Ришаром и Джейн Биркин. Не то, чтобы у меня был выбор, сами понимаете) Вряд ли я, конечно, запомнила тогда, как ее зовут. Но с тех пор узнавала ее всегда и везде. А ведь не так-то просто заставить пятилетнего ребенка запомнить тётю из кино!
А вы помните, примерно когда вы узнали о Джейн Биркин?
https://vk.com/wall-191229080_1266