Среди памятных мест города Сочи нельзя не назвать знаменитый парк «Дендрарий», уже более столетия сохраняющий свою величавую красоту, которая, однако, была бы неполной без композиционного центра — виллы «Надежда».
Поднимаясь по аллеям верхнего парка, поражаешься открывающимся
здесь видам: фонтанам, статуям, белокаменным террасам, которые предшествуют встрече с необычным особняком, обрамлённым экзотической южной растительностью. Это дом Худековых, широко известный на рубеже XIX – XX веков, полузаброшенный и обветшавший столетие спустя, воссозданный и получивший новую жизнь сегодня.
Дом‑музей гостеприимно открыт для всех, пришедших в Дендрарий. Именно особняк Худековых придаёт знакомству с Дендрарием особое содержание, наполняет его глубоким смыслом, отзвуками событий отечественной культуры, искусства, истории.
Сочинский дендрарий занимает особое место в истории отечественного садово‑паркового искусства, отличается яркой образностью благодаря причудливым переплетениям аллей, террас, перспектив, боскетов, полян, клумб, обрамляющих сверкающую белизну изысканной виллы.
Архитектурные и парковые композиции обращены к определённой эпохе, будь то барокко XѴIII века, строгий классицизм XIX столетия, непредсказуемый в деталях историзм или изящный модерн.
Историческое время, период расцвета дома‑музея Худековых — рубеж XIX – XX веков. Именно тогда владельцы этих земель приобрели заслуженную известность, а их усадьба стала подобием культурного центра.
Но как же возникла эта необычная усадьба и что с ней связано?
Обратимся к её истории, овеянной памятью событий конца XIX века, свершений в сфере культуры и искусства. Сергей Николаевич Худеков (1837 – 1928) дворянин, издатель, редактор «Петербургской газеты», драматург, историк балета, общественный деятель, известный также как основатель Сочинского и Ерлинского
парков‑дендрариев. Он и его супруга Надежда Алексеевна Худекова (1848 – 1918) считались незаурядными личностями своего времени, вся жизнь которых была связана с деятельностью ради процветания отечественной культуры.
В 1889 году Сергей Николаевич приобрёл земли на черноморском побережье, в двух километрах от посада Сочи, на южном склоне Лысой горы. В то время многие дворяне и купцы закладывали здесь парки и сады, строили дачи и особняки. Так поступает и Сергей Худеков, расчищая склон горы от дикой растительности и задумывая развести здесь сады и виноградники. Вместе с немецким садовником К.А.Лангау он приступает к планировке декоративного парка, выписывая растения из лучших ботанических питомников Франции, Германии и Италии.
Основная посадка растений была закончена к 1892 году, и именно эта дата считается временем основания Дендрария. Чуть позже, в 1896–1899 годах, по проекту архитектора А.И.Костарева на землях парка была построена вилла, названная С.Н.Худековым в честь супруги виллой «Надежда». Её архитектурный стиль — модерн с элементами эклектики, особенно характерный для юга Франции времени La вelle époque (прекрасная эпоха).
Двухэтажный особняк увенчан бельведером, смотровой башенкой для обозрения «прекрасных видов». На первом этаже к средней части здания с высокими арочными окнами примыкают веранды с изящными опорами, с ажурной металлической оградой, отлитой на заводе Ф.К.Сан‑Галли в Санкт‑Петербурге. Особую изысканность интерьерам дома Худековых придавали лепные потолки, изразцовые печи, отделка из ценных пород дерева, со вкусом подобранные предметы мебели и обширная библиотека.
Многое в доме‑музее и в наши дни напоминает о Худековых, позволяет
погрузиться в атмосферу их жизни. В правом крыле здания, принадлежавшем хозяину виллы Сергею Николаевичу, ныне расположена экспозиция «История русского балета». Здесь представлены фотографии артистов Петербургского балета XIX столетия, эскизы декораций к спектаклям Мариуса Петипа, эскизы
костюмов, ноты балетных партитур, сценические костюмы и пуанты мастеров отечественного балета XX–начала XXI века, выполненные в мастерских Большого, Мариинского, Кремлёвского театров, а также театра Станиславского и Немировича‑Данченко. Обращение к эскизам Петипа далеко неслучайно, служит напоминанием о многолетней дружбе прославленного балетмейстера и Сергея Худекова. Известны слова Петипа о том, что он не смог бы поставить балет «Баядерка» без сценария Худекова.
В следующем зале — библиотеке — книжные шкафы воссозданы из каштана по старинным чертежам. В них хранятся многочисленные раритетные издания из личного собрания Худековых — четырёхтомная «История танцев», энциклопедия Брокгауза и Ефрона в 82 томах, альманахи и альбомы с видами парков мира, каталоги растений на французском, немецком и итальянском языках и многие другие.
Один из центральных интерьеров дома, а ныне один из значимых залов музея — просторная и светлая столовая, расположенная в левом крыле
здания, где собиралась многочисленная семья и гости. Обстановка рубежа XIX–ХХ веков передана благодаря многим тщательно подобранным элементам убранства. В деревянном киоте представлены семейные иконы Худековых. По сохранившимся фотографиям здесь воссозданы овальный обеденный стол каштанового дерева и дубовые стулья. Особый колорит комнате придал старинный буфет из кавказской груши, в котором экспонируется гарднеровская и кузнецовская посуда. Дополнили интерьер тульский самовар, керосиновая лампа, патефон.
Среди экспозиций дома‑музея нельзя не выделить просторную гостиную с выходом на веранду. Ныне это «Зал жизни и творчества С.Н.Худекова», где можно видеть фотографии представителей их древнего рода — семьи Сергея Николаевича, его друзей и единомышленников, среди которых — Ф.И.Шаляпин, А.П.Чехов,
Н.С.Лесков, семья Плещеевых, И.Е.Репин, К.Е.Маковский и многие другие.
О профессиональной деятельности Сергея Николаевича Худекова напоминают фотографии известных танцовщиц, выступавших здесь в спектаклях, поставленных Мариусом Петипа по сценариям Сергея Худекова: Екатерина Вазем в роли Зорайи из балета «Зорайя, или Мавританка в Испании», Юлия Седова в партии Гамзатти и Екатерина Гельцер в партии Никии из «Баядерки», Евгения Соколова в роли Роксаны из балета «Роксана, краса Черногории», Элена Корнальба в роли Аматы из балета «Весталка».
Вновь и вновь привлекают внимание образы хозяйки виллы — Надежды Алексеевны Худековой, урождённой Страховой, — яркого, неординарного человека, личность которой во многом характеризует свою эпоху. В доме‑музее можно видеть копию её портрета кисти выдающегося портретиста Константина Маковского и многочисленные фотографии Надежды Алексеевны, вместе с Сергеем Николаевичем создававшей в своих владениях «рукотворный парадиз», сказочную усадьбу.
Надежда Худекова, будучи образованным человеком, увлекалась музыкой и театром, вела театральный отдел в «Петербургской газете», переводила романы и рассказы с французского языка, помогала Сергею Николаевичу во всех его начинаниях. Она
воспитала трёх сыновей — Николая, Алексея и Сергея, трёх детей близких родственников и приёмного сына.
Музей был открыт в 2014 году.
Автор: Екатерина Скоробогачёва, журнал МИР МУЗЕЯ, декабрь, 2018 год.
Дом-музей С.Н.Худекова
#мирмузея #архивмирмузея #мирмузеяархив #мирмузея2018 #Сочи #Дендрарий #ВиллаНадежда #ДоммузейХудековых #настоящиеценностибудущего #знание