«Кавказский вид возле селения Сиони» — самое большое живописное полотно М.Ю.Лермонтова. Картина написана в 1837–1838 годах.
Находясь в первой ссылке на Кавказе, поэт много путешествовал и своему другу С.А.Раевскому писал: «Я снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал, и везу с собою порядочную коллекцию».
Позднее по этим зарисовкам он создавал кавказские пейзажи маслом на холсте. Как и другие работы, это полотно «овеяно духом гениальности» М.Ю.Лермонтова и таит в себе «своеобразный аромат его восприятия природы, подлинные куски его зрительных впечатлений».
На картине изображён вид Дарьяльского ущелья, названного поэтом «вратами Кавказа», недалеко от селения Сиони. Это один из самых
романтичных пейзажей Лермонтова: среди мрачных скал на крутом утёсе стоит старая караульная башня, на каменистые отроги падают последние лучи заходящего солнца, на горизонте громоздятся снежные вершины, в глубокой расщелине «утёса‑великана» отдыхает серебристо‑серая туча.
Искусствоведы отмечают, что в этой работе проявилось «мастерство поэта в лаконичном построении композиции, в передаче глубины и удалённости пространства, а также в сочетании документальной точности выбранного пейзажа с поэтическим обзором природы», что «весь его кавказский цикл живёт, „дышит“ как нечто цельное, единое, составляя органическую часть всего творчества поэта, и ключ к осмыслению содержания его живописи нужно искать в его излюбленном круге чувств и дум, в его „философии“ природы».
История бытования реликвии такова. По легенде поэт написал картину для своей бабушки Е.А.Арсеньевой (в девичестве Столыпиной). После
гибели Лермонтова она, потрясённая потерей, раздала родственникам
и друзьям «все вещи, все сочинения внука, тетради, платья, игрушки»,
не в состоянии «терпеть около себя что‑либо, до чего касался поэт».
Картину «Кавказский вид возле селения Сиони» Арсеньева передала в дом пензенских дворян Кишенских, с которыми Столыпиных связывали близкие отношения. Глава семьи, Николай Фёдорович Кишенский, в 1822–1831 годах являлся пензенским губернским предводителем дворянства. Его жена Варвара Николаевна была известна в Пензе тем, что в 1824 году танцевала с Александром I на балу, специально данном дворянством губернии в честь приезда императора. В. Н. Кишенская до 1850‑х годов жила в пензенском имении Бессоновка.
По соседству, всего в пяти верстах, проживали помещики Сазоновы — Пелагея Степановна и её муж, штаб‑ротмистр Никифор Николаевич.
П.С.Сазонова — столбовая дворянка, внучка известного пензенского помещика‑театрала Григория Васильевича Гладкова. П.С.Сазонова приобрела у Кишенских картину М.Ю.Лермонтова, и долгие годы реликвия хранилась в её доме. В 1986 году она передала полотно в дар вновь учреждённой областной Лермонтовской библиотеке.
«Пензенские губернские ведомости» от 9 марта 1896 года сообщали,
что в библиотеку «поступило весьма ценное пожертвование: г‑жа П.С.Сазонова принесла ей в дар картину, написанную самим М.Ю.Лермонтовым. Жертвовательница П.С.Сазонова, не желая, чтобы столь драгоценная реликвия и предание об её происхождении утратились со временем, решила навсегда удержать картину в родной поэту Пензенской губернии, пожертвовав её в учреждение, основанное в память поэта. Приветствуя жертвовательницу со столь счастливым решением, мы надеемся, что пример высокого уважения к памяти великого поэта найдёт себе подражателей и что со временем при Лермонтовской библиотеке составится того же имени музей, в котором будут собраны все
предметы, имеющие отношение к нашему великому поэту».
До 1939 года полотно «Кавказский вид возле селения Сиони» хранилось в библиотеке. Когда в селе Лермонтове — бывших Тарханах — открылся дом‑музей поэта, бесценную реликвию передали сюда.
Картина «Кавказский вид возле селения Сиони» кисти М.Ю.Лермон‑
това входит в золотой фонд музея, экспонируется в гостиной барского
дома.
Вера Ульянова, журнал МИР МУЗЕЯ, декабрь, 2018 год.
Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»
#мирмузея #архивмирмузея #мирмузеяархив #мирмузея2018 #Лермонтов #Тарханы #настоящиеценностибудущего #знание