Найти в Дзене
Знать на ЯТЬ

Интервью с Ломоносовым (продолжение)

Начало беседы читайте в предыдущей статье.

– МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ, КАК ВЫ ОКАЗАЛИСЬ В ЕВРОПЕ?

Россия нуждалась в специалистах, чтобы продолжать великие начинание Великого Петра. Академия наук отправила в Европу способных молодых людей для обучения химии и горному делу. 3 ноября 1736 я прибыл в Марбург.

– КАКОЙ БЫЛА ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ?

В Марбургском университете мы 3 года осваивали основы наук, слушали лекции по теоретической и практической химии. Ещё год во Фрайберге у физика Генкеля: минералогия и металлургия. Во время посещения рудников и металлургических заводов профессор объяснял нам производственные процессы. Мы знакомились с устройством рудников, подъёмными машинами и способами укрепления шахт.

– ЧЕМУ БЫЛИ ПОСВЯЩЕНЫ ВАШИ НАУЧНЫЕ РАБОТЫ?

Меня интересовало устройство материи. Первая работа – «О превращении твёрдого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости». Далее – «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул».

– ВАС ИНТЕРЕСОВАЛИ ТОЛЬКО ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ?

Нет, конечно! В университете мы занимались математикой, философией и юриспруденцией под руководством выдающегося Христиана фон Вольфа. Порой мне казалось: нет того, чего бы он не знал. Поистине великий учёный!

Ещё были танцы, рисование и фехтование. Я укреплял знания немецкого языка, освоил французский и итальянский, занимался стихотворными переводами. Мне удалось познакомиться с новейшей немецкой литературой. В Марбурге я начал собирать свою первую библиотеку. Кстати, тратил на книги почти все деньги, которые нам выдавали.

– ПОЧЕМУ ВЫ ПОКИНУЛИ ФРАЙБЕРГ?

Университетская жизнь была независимой и свободной. Генкель же был с нами неоправданно строг. Первая серьёзная ссора случилась в декабре 1739, спустя полгода после нашего прибытия во Фрайберг. Профессор заставил меня выполнять черновую работу, вместо того чтобы заниматься наукой. Конечно, я был против такого положения дел. Весной 1740 после очередного скандала мы с коллегами просили денег на своё содержание, Генкель нам отказал. Мне уже нечему было учиться во Фрайберге. Я решил вернуться домой.

Понравилось интервью? Что ещё об известных людях вам хотелось бы узнать?