Найти в Дзене

Обратная связь: как сделать любой урок лучше

Оглавление

Вот уже больше года, как из российского законодательства исчезла формулировка «образовательные услуги». Многих педагогов она возмущала, многие говорили, что она как будто коммерциализирует преподавание. Мол, от образовательных услуг до платного образования и превращения обычных школ в бизнес – один шаг.

С другой стороны, иногда смотреть на преподавание и школу как на своеобразный бизнес довольно полезно. Особенно если воспринимать нашу прибыль не как деньги, а как высокие результаты наших учеников и удовлетворение от процесса работы.

Один из главных и наиболее эффективных подходов в любом бизнесе – это клиентоориентированность, т.е. внимательное отношение к потребностям, запросам, жалобам и требованиям покупателей. Есть огромное количество замечательных примеров такого отношения к людям, которые превращают их в «клиентов навсегда», друзей и соратников.

Абсолютно уверен, что такая же «детоориентированность» или, выражаясь благозвучнее, «ориентация на ученика» может в корне изменить качество преподавания и обучения. Может изменить практически все, что происходит в классе и за его пределами.

Сначала спроси

К учебному процессу можно и нужно относиться еще и как к научному или маркетинговому исследованию. Любой профессиональный ученый предварительно собирает большой объем информации об объекте исследования – кого или что он изучает, каковы его характеристики, особенности, привычки, интересы, потребности, какова его история, предыдущий опыт и т.п.

Часто ли делают нечто подобное педагоги? Довольно редко. И понятно почему – огромная нагрузка, много бюрократии, беспокоящие родители, не всегда комфортная психологическая атмосфера в коллективе и др. Впрочем, иногда учителя этого не делают просто потому, что им об этом не рассказывали, их этому не учили и у них просто нет соответствующего опыта.

«Знай своего клиента» - для успешных бизнесменов по всему миру эти слова стали чуть ли не аксиомой. А знаем ли мы наших «клиентов»? Чем интересуются наши дети? Что они любят? Как им комфортнее учиться? Как у них дела с другими предметами? Что они читают, смотрят, слушают?

Попробуйте начать (или продолжить) знакомство с детьми с одной большой анкеты (или с нескольких малых анкет). Задайте детям представленные во врезке вопросы, попробуйте лучше их узнать. Вы удивитесь тому, какую полезную и одновременно откровенную, искреннюю и разнообразную информацию вы получите.

10 вопросов, чтобы лучше узнать детей (ВРЕЗКА)

-2

1. Что ты любишь делать в свободное время?

2. Какие предметы в школе тебе больше всего нравятся?

3. Какие предметы в школе тебе нравятся меньше всего?

4. Чего тебе не хватает на уроках в школе?

5. Что из того, что делает учитель на уроках, нравится тебе больше всего? А меньше всего?

6. Какие у тебя предпочтения в музыке, литературе, играх, кино?

7. Оцени по 10-балльной школе то, насколько тебе комфортно работать и учиться

- индивидуально

- в паре

- в группе

- фронтально (это когда я задаю вопросы всему классу).

8. Хотел бы ты, чтобы в классе была другая расстановка парт? Ты хотел бы все время сидеть с одним человеком или на каждом уроке сидеть с разными одноклассниками?

9. Что тебя мотивирует учиться? Знания, отметки, похвала, деньги? Или что-то другое?

10. Что я (как учитель) должен знать о тебе, чтобы помочь тебе с учебой?

Постоянная обратная связь

Спросить один раз недостаточно. Спрашивать нужно постоянно, желательно на каждом уроке. Более того, важно дать детям возможность написать свои пожелания, отзывы, рекомендации, критику в любое время. Как?

1. Ящик (коробка) для анонимных обращений – классический вариант, который давно используется в школах для разных целей. Пусть у вас в классе появится такая коробка. Будет замечательно, если вы попросите кого-нибудь из своих учеников самостоятельно сделать ее. Для любого из них это будет не только большая честь, но и постоянный источник радости и гордости за свою работу. А если желающих помочь вам будет много, то пусть каждый сделает свою яркую и необычную коробку. Зачем вам 10 или 20 таких коробок? Подарите их коллегам. Вместе с создателем этого шедевра сходите к коллеге, объясните ему назначение этого предмета, после чего пусть ваш ученик подарит ее учителю. Педагоги тоже любят нестандартные подарки.

-3

2. Гугл-форма или Яндекс-форма. Сделайте форму в одном из популярных сервисов, задайте там детям несколько вопросов (впрочем, можно ограничиться и одним). Спросите, что им нравится или не нравится в ваших уроках, что они хотели бы улучшить и исправить, попросите поделиться советами и идеями. Обязательно распространите ссылку на форму в чате (группе) с детьми в мессенджере или соцсетях. Не забудьте сделать QR-код, ведущий на эту страницу, распечатать его и повесить на видном месте в вашем классе с какой-нибудь заметной и запоминающейся подписью (например – «Напиши мне! Я хочу, чтобы наши занятия были лучше!») И, разумеется, будет очень полезно, если вы поделитесь этой идеей со своими коллегами. Может быть вы даже повесите такой код в учительской со словами «У вас есть идеи, как сделать нашу учительскую уютнее?».

3. Дополнительный вопрос в письменных заданиях. Без контрольных и проверочных работ представить жизнь школы крайне сложно. Попробуйте добавить в качестве последнего вопроса (после всех заданий по тригонометрическим функциям и правам человека) следующее «упражнение»: «Друзья, поздравляю с окончанием контрольной! Теперь остался самый важный для меня вопрос. Расскажите, пожалуйста, что вам нравится или не нравится на наших уроках, какие чувства они у вас вызывают, что бы вы хотели изменить или улучшить? Можете делать замечания и критиковать, обещаю, что никаких санкций не будет, наоборот, я вам буду очень благодарен!»

Эффективная реакция

-4

Описанные идеи бесполезны, если мы не реагируем на предложения и обращения учеников. Учитывайте их в своей работе, следуйте советам учеников, обсуждайте с ними их идеи, обсуждайте их идеи со всем классом, внедряйте рекомендации в жизнь, пробуйте, экспериментируйте!

Действуя таким образом, вы по сути внедряете в классе японскую концепцию непрерывного повышения качества и эффективности производства кайдзен. «Ни дня без улучшений!» — вот главный принцип кайдзен.

Грамотно, быстро и внимательно реагируя на замечания детей, вы не только повысите успеваемость в классе, но и (возможно, неожиданно для себя) быстро измените психологическую атмосферу в вашем коллективе, сблизитесь с ребятами, станете друзьями. А иначе и быть не может. Потому что спрашивая и учитывая мнение детей, интересуясь их жизнью, проявляя к ним уважение и доверие, вы в кратчайшие сроки станете для них героем, любимым учителем и человеком, ради которого стоит идти в школу. И что не менее важно – вы сами будете получать удовольствие от работы и общения с детьми.

Алихан ДИНАЕВ,

Учитель года России, учитель обществознания

#ОбратнаяСвязь#Уроки#Школа#ОбразовательныйПроцесс#УчительГодаРоссии#АлиханДинаев#ЧГПУ