Чтобы продлить сертификат электронной подписи (ЭП), необязательно лично ехать в налоговую или в удостоверяющий центр. В большинстве случаев это можно сделать дистанционно и сэкономить время. Рассказываем, при каких условиях ЭП перевыпускается онлайн, и как это сделать.
Что нужно для дистанционного продления ЭП
Когда квалифицированною электронную подпись (КЭП) получают первый раз, нужно лично прийти в налоговую или в аккредитованный удостоверяющий центр (УЦ). Это нужно, чтобы провести идентификацию будущего владельца и привязать данные его документов к сертификату ЭП. Такое правило установлено в п. 25 порядка, утверждённого приказом ФНС России от 30.12.2020 № ВД-7-24/982@.
Сертификат от УЦ ФНС России действует 15 месяцев; от коммерческого УЦ — 12 месяцев. По окончании этого срока ЭП перестанет работать, поэтому её нужно вовремя продлить.
Для продления КЭП онлайн понадобятся:
- Действующий сертификат ключа ЭП. Вы будете подписывать им заявку на продление, и если он устарел, то сделать это не получится. Придётся лично идти в УЦ, чтобы подать заявление на перевыпуск сертификата. Поэтому позаботьтесь о продлении ЭП заранее, за 15-30 дней до окончания её срока действия.
- Компьютер, на котором есть программное обеспечение для работы с ЭП. Это драйвера для флешки в зависимости от её типа (например, Рутокен), программа шифрования «КриптоПро CSP».
- Тот же носитель (токен), на который первоначально был записан сертификат ЭП, если вы перевыпускаете подпись налоговой. При дистанционном продлении новую флешку не дадут.
Если вы забыли пароль от токена ФНС или потеряли сам носитель, придётся лично обращаться в налоговую за выпуском нового сертификата. В той же ситуации но с электронной подписью от аккредитованного центра подойдёт резервная копия, если вы её делали.
Перед перевыпуском убедитесь, что сведения владельца в сертификате соответствуют фактическим. Например, компания с момента предыдущего получения ЭП не сменила наименование или адрес, а у ИП остались те же паспортные данные. Если были изменения, за сертификатом придётся обращаться лично в УЦ.
Продлить сертификат электронной подписи можно только на действующего владельца. Переоформление ЭП на другое физическое лицо законы не предусматривают.
Как продлить ЭП в налоговой
С конца марта 2023 года ФНС России внедрила сервис, который позволяет сделать это дистанционно, без личного посещения удостоверяющего центра.
ИП или руководители юридических лиц могут перевыпустить сертификат через Личный кабинет на сайте ФНС.
Порядок действий следующий:
- Вставьте в компьютер флешку с действующим сертификатом и зайдите на сайт nalog.gov.ru.
- Перейдите в личном кабинете в раздел «Заявление на перевыпуск квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи»:
- для юридических лиц — с главной страницы сервиса из блока «Заявления. Запросы» раздела «КЭП» по ссылке «Перейти»;
- для ИП — в меню «Все сервисы» по ссылке «Перевыпустить сертификат электронной подписи».
3. Подпишите заявление действующей ЭП. На этом этапе важно
проверить все данные ИП или юридического лица на соответствие
фактическим. Если что-то устарело, сначала нужно обратиться в ФНС
для обновления сведений.
4. После проверки заявления нажмите «Изготовить сертификат ЭП».
Сервис предложит пошаговую инструкцию, чтобы выполнить установку
сертификата. Следуйте подсказкам и в конце нажмите «Получить
сертификат ЭП».
5. Подпишите заявление об отзыве действующей подписи через кнопку
«Отозвать».
6. Запишите на токен новый сертификат ЭП. Используйте носитель,
первоначально выданный в ФНС России.
Иногда у пользователей могут возникнуть проблемы при дистанционном перевыпуске ЭП. Например, из-за сбоев с доступом к сайту ФНС. Либо на компьютере пользователя установлен браузер, который блокирует действия с ЭП. В таких ситуациях обратитесь в службу технической поддержки Удостоверяющего центра ФНС России.
Как продлить ЭП в удостоверяющем центре
Точная последовательность действий зависит от того УЦ, где оформляли электронную подпись, поскольку у всех УЦ свои интерфейсы. Обратитесь за перевыпуском ЭП заранее, за 15-30 дней до истечения срока действия электронной подписи.
Алгоритм действий:
- Войдите в личный кабинет УЦ по логину и паролю. Подпишите действующим сертификатом ЭП заявку на продление. Перед этим проверьте свои данные. Если что-то изменилось, придётся сначала изменять сведения в офисе УЦ.
- Запишите новый сертификат ЭП на старый токен или на резервный носитель, если первоначально выданный испорчен или утерян.
Новый сертификат можно записать поверх старого в имеющийся контейнер, или создать новый контейнер. Во втором случае у вас будет два сертификата электронной подписи с разной датой окончания действия. Пока не закончится срок действия старого сертификата, подписывать документы можно будет любым из них.
Сертификат ЭП от аккредитованного УЦ, в отличие от сертификата налоговой, можно экспортировать и записать дополнительно на другие носители: ноутбук, стационарный компьютер. Это удобно, чтобы не потерять доступ к электронной подписи, если первоначальный токен станет недоступен.