Вопросом существует ли жизнь после смерти задавался почти каждый из нас, мнение многих мировых религий в этом вопросе расходятся.
• Христианство. В Христианстве считается, что в первые три дня после смерти душа находится около тех мест, которые при жизни для неё были значимы. Вот что писал святой Макарий Александрийский о первых днях после смерти: «Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучилась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду».
В третий день происходит одно из таинств Церкви - отпевание
«Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего её Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за неё совершено, отчего в ней рождается благая надежда… В третий день же Тот, Кто воскрес из мёртвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на Небеса для поклонения Богу всяческих».
Что происходит с душой по истечению первых трех дней?
С третьего по девятый день душа возносится на Небеса для поклонения Богу, а также проходит знакомства с красотами Рая. И даже, если душа пойдёт в ад, то ей всё равно покажут райскую обитель, которая была предназначена для неё в момент её крещения.
В третьей книге Ездры сказано:
«Нам уготованы жилища здоровья и покоя, а мы жили худо; уготована слава Всевышнего, чтобы покрыть тех, которые жили кротко, а мы ходили по путям злым. Показан будет рай, плод которого пребывает нетленным, и в котором покой и врачевство; но мы не войдем в него, потому что обращались в местах неплодных. Светлее звезд воссияют лица тех, которые имели воздержание, а наши лица – чернее тьмы».
Начиная с девятого по сороковой день душа проходит мытарства. Прохождение мытарств в переводе на судебный язык можно было бы назвать «следственный эксперимент».
После этого наступает время частного суда. После суда душа отправляется в то место, где она будет пребывать до Второго Пришествия Христова, до страшного суда. Частный суд не является окончательным решением, ибо так как человек грешил в теле, он будет отвечать в теле. И совершал подвиги, будучи в теле, он будет наслаждаться в теле. Поэтому в этот период Христиане молятся за душу усопшего в надежде на то, что Господь простит его. Душа обретает спасение не по молитвам, а по тому нравственному влиянию, которое оказал на окружающих усопший.
Это и есть то, что, собственно, и заставляет верующих Христиан молиться за него.
• Ислам.
Смерть верующего.
Когда умирает мусульманин, к нему вместе с Ангелом ‘Азраилем приходят Ангелы милости. Особо благочестивым рабам Аллаhа (святым) Ангелы милости говорят: «Ас-саляму ‘аляйка йа уалийяллаh» («Мир тебе, о, тот, особым счастьем.
После того, как Ангел ‘Азраиль забрал душу мусульманина, он отдает ее Ангелам милости, и они поднимаются с ней на Небеса. На каждом Небе открываются врата, и так они поднимаются в ‘иллийин- особое место на Седьмом Небе, где Ангелы записывают имя умершего мусульманина в специальную книгу.
После этого Ангелы возвращают душу на землю, но она не входит в тело умершего, а находится рядом с ним, пока его не захоронят. Не возвращаются на землю души шаhидов — они направляются в Рай и летают там в образе птиц, наслаждаясь пребыванием в райских садах.
Когда люди несут табут с телом умершего, то Ангелы в руках несут над ним его душу. Если умерший был богобоязненным, то его душа торопит носильщиков, говоря: «Быстрее! Быстрее!», зная, что в могиле его ждут благоденствия6. И, как замечали люди, тело такого благочестивого человека легко нести.
Что происходит с верующим в могиле
После того, как тело захоронили, душа снова входит в него, и к человеку возвращаются сознание и чувства. Он слышит, видит, ощущает боль или наслаждение и понимает, что происходит, то есть осознает все, как при жизни.
О том, что происходит дальше с верующим в могиле, описано в Хадисе Пророка Мухаммада, который передал Ибн Хиббан означающее:
«Когда похоронят умершего человека, то приходят к нему два иссиня черного цвета. Одного зовут Мункар, другого — Накир. Ангелы спросят его: «Что ты говорил о Мухаммаде»? И он скажет, то, что говорил о Нём на этом свете. Если был верующим, то скажет: «Он — раб Аллаhа и Его Посланник. Я свидетельствую, что нет создателя, кроме Аллаhа, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник». И Ангелы говорят Ему: «Мы знали, что ты так ответишь». Затем его могила расширяется в длину и в ширину семьдесят на семьдесят локтей и освещается. Они скажут ему: «Спи»! И он уснет как молодожен, которого никто не разбудит, кроме самого любимого в его семье, и он спит до того времени, пока Аллаh не воскресит его с его ложа».
Смерть неверующего
Когда умирает неверующий, к нему вместе с Ангелом ‘Азраилем приходят Ангелы наказания. Ангел ‘Азраиль говорит ему: «О, враг Аллаhа! Знай, что тебя ждет наказание, и ты вечно будешь в аду». Тогда человек узнает, что он неверующий, и его ждут страшные мучения за его неверие. После этого Ангелы наказания бьют его. Иногда следы от этих ударов проявляются на его теле в виде синяков и кровоподтеков.
Когда Ангел ‘Азраиль вырывает душу из тела неверующего, тот испытывает сильнейшую боль, хотя внешне это не всегда проявляется. Затем Ангел ‘Азраиль отдает эту душу Ангелам наказания. Сначала они поднимаются с ней к Первому Небу, но небесные врата не открываются перед душой неверующего — это в знак унижения! Тогда они спускаются с его душой на седьмую землю в особое место, где в специальную книгу (сиджин) записываются имена умерших неверующих. После этого душу неверующего возвращают к его телу, и она находится рядом с ним, пока его не захоронят.
Когда люди несут тело неверующего к могиле, то Ангелы в руках несут над ним его душу. Но душа неверующего не хочет в могилу, ведь там его ожидают страшные мучения. И она кричит носильщикам: «Подождите! Не спешите!» Поэтому людям, которые хоронят неверующих, бывает тяжело их нести.
Что происходит с неверующим в могиле
После того, как неверующего захоронили, его душа снова входит в тело. К нему возвращается сознание и чувства, и он испытывает сильнейший страх и ужас. Об этом сказано в Хадисе, который передали имамы Аль-Бухарий и Муслим от Анаса означающее:
«После того, как раба похоронят в могиле и оставят его друзья, то, воистину, он услышит звук их удаляющихся шагов. Подойдут к нему два Ангела, посадят его и спросят: «Что ты говорил о Мухаммаде»? Если умерший был верующим, то ответит им: «Я свидетельствую, что Он — раб и Посланник Аллаhа». Тогда Ангелы говорят ему: «Посмотри на место в аду, куда бы ты попал, если бы был неверующим — Аллаh заменил тебе его местом в Раю»; и он увидит эти два места. А если умерший – неверующий или мунафик, то он отвечает: «Не знаю. Я говорил то, что говорили о Нем люди». Ангелы скажут ему: «Не знал и не ответил». И бьют его железным молотом по затылку. И он кричит таким страшным криком, который слышат все окружающие, кроме людей и джиннов».
• Буддизм.
Буддизм говорит, что когда мы умираем, наш разум вновь вернется в этот мир, но только перейдет в новое существо. Таким образом вырастет новая личность. И этот процесс смерти и возрождения будет продолжаться до тех пор, пока вы не достигните Нирваны — состояния просветления, которое не желает или не жаждет, а просто живет в мире и любви.Буддисты считают, что ничто не вечно. Все меняется. Это значит, что такие вещи, как вечные души или вечные боги, не могут существовать. Буддизм, в отличие от других религий, не верит в Бога-творца или в вечную или вечную душу.
Буддисты верят, что не существует постоянного я или души. Поскольку нет неизменной постоянной сущности или души, буддисты иногда говорят о возрождающейся энергии, а не о душах.Будда учил своих учеников не бояться смерти. Это было истолковано буддистами как предположение, что если они будут жить хорошо, их перерождение будет хорошим. После своего просветления Будда мог вспомнить свои предыдущие жизни. Некоторые из этих предыдущих жизней записаны в буддийском писании джаката.
Традиционно в буддизме выделяют шесть миров сансары, т. е. шесть возможных путей перерождения:
Мир Богов;
Мир асуров;
Мир людей;
Мир животных;
Мир голодных духов;
Адские миры;
Интересно отметить, что все шесть миров отражены в каждом из них. Например, в мире людей можно встретить тех, кто живёт, словно в аду, т. е. человека могут подвергать пыткам, издевательствам; дети в голодных районах Африки всё равно, что голодные духи, при том, что на земле достаточно еды и воды, для них это практически недоступно, и они мучаются от голода и жажды; есть люди, которые живут, как животные, — спят на улице, едят, что подберут и т. п.; есть и те, кто живут по-человечески; люди преисполненные зависти, при этом ни в чём не нуждающиеся, являют собой мир асуров; существуют, конечно, и такие, кто живёт, словно боги, у них всё есть уже в человеческом теле, они красивы, здоровы и не знают бед. И, таким образом, можно рассмотреть каждый из миров. Всё же распространено мнение, что рождение человеком — одно из самых драгоценных рождений, поскольку здесь есть развитие и способность продвинуться дальше, чего трудно достичь, например, в мире Богов, поскольку отсутствует стимул к развитию ввиду отсутствия нужды в чём-либо. Перерождение в тот или иной мир происходит исходя из накопленной кармы, т. е. должны создаться определённые причины для рождения в конкретном мире и обстоятельствах. В целом и для попадания души в христианский ад или рай тоже должны создаться условия при жизни — чем не карма.
• Северная традиция.
Согласно скандинавской мифологии, существовало несколько различных загробных миров, где мог находиться элемент души Хугр.
Таких как:
Валхалла — самая знаменитая страна мертвых, считалась большим залом в Асгарде, царстве скандинавских богов. Этот зал принадлежал Одину, королю скандинавских богов и богу войны и мудрости.
Фольквангр — царство богини Фрейи, скандинавской богини плодородия и магии, она также забирала с поля боя павших воинов викингов, самые знаменитые оказывались здесь.
Согласно скандинавской мифологии, викинги, которые не пали в битве, скорее всего, окажутся в Хельхейме, мире под Мидгардом в космологии скандинавской мифологии, управляемом богиней Хель.
Некоторые истории из скандинавской мифологии также предполагают, что мертвые могли оказаться в Хельгафьеле, Святой горе, которая могла быть определенным местом или просто горой в окрестностях.
Тёмная обитель - Хельхейм
Тёмное, холодное и туманное место представляет собой Хельхейм. И находится он, согласно древнескандинавской космологии, в самой преисподней. Вокруг протекает непроходимая река Гьёлль. Иногда мир мёртвых ещё называют Хельгард или просто Хель, по имени властвующей здесь великанши Хель.
Из Мидгарда в Хельхейм ведёт длинный и узкий мост Гьялларбру. Он начинает звенеть, если по нему ступает живой человек и молчит, если его пересекает мёртвый. Поскольку всё долгое расстояние почившему приходится преодолевать самостоятельно, то зажиточные семьи кремировали своих родственников вместе с повозками – чтобы усопшему легче было добраться до загробного мира. Люди с меньшим достатком обряжали своих близких в добротные постолы (обувь), ибо путь предстоял далёкий.
Когда мост заканчивался, умершему следовало зайти в Железный лес Ярнвида. И стволы деревьев, и корни, и крона в нём – всё состояло из сплошного железа. Листья к тому же были остро наточены по краям и ранили странствующую душу при касании.
Последнее испытание – преодоление входа, который охраняют стражница Модгуд вместе с чудовищной четырёхглазой собакой Гарм. Пёс растерзывает всех, кто при жизни слыл гордецом и гнушался помогать ближним. Если кто справился со всеми препятствиями и вошёл в мир умерших, тому уж не суждено вернуться никуда обратно.
Пребывание в Хельхейме безрадостно, скучно и однообразно. Помимо духовных страданий, души мучаются физически: от вечного холода, голода и болезней.
Альтернативой Хельхейму считаются два места в Асгарде:
Вальхалла (чертог убитых) – вотчина верховного бога Одина, гигантская зала с 540 дверями, стены которой увешаны мечами и щитами;
Фолькванг (людское поле) – луг или поле во владениях богини любви и войны Фрейи.
Светлая обитель - Вальхалла.
Если же воин отдавал жизнь, доблестно сражаясь с врагом на поле сражения, то его душа встречалась с прекрасными девами-воительницами валькириями. Те переносили его в светлую обитель Вальхаллы. Среди таких же умерших воинов новый герой начинал пиршество, на котором вино подносили красавицы-валькирии, а сам Один возглавлял праздник. По сути, после такой гибели человек если не приравнивался, то приближался к богам. «Младшая Эдда» так рассказывает о Вальхалле (Вингольве):
Тогда молвил Третий:
«Всего же важнее то, что он создал человека
и дал ему душу, которая будет жить вечно и никогда не умрет,
хоть тело и станет прахом иль пеплом.
И все люди, достойные и праведные,
будут жить с ним в месте,
что зовется Гимле или Вингольв
А дурные люди пойдут в Хель,
а оттуда в Нифльхель.
Это внизу, в девятом мире”.
В центре чертога павших располагается великий зал. В зале этом, за большим столом, пируют и рассказывают легенды эйнхерии — павшие воины, сыны Одина. Каждый эйнхерий считается приемным сыном Одину.
Верховному богу и его дружине прислуживают девы валькирии. Разносят они самый вкусный напиток — мёд козы Хейдрун и лучшее мясо — вепря Сенхримира. Вепря этого каждый день готовит повар Андхримнир, а на следующий день животное возрождается снова.
Каждый день воины сражаются в смертельном бою друг с другом, оттачивая свои боевые навыки. Каждый вечер они пируют и наслаждаются песнями и героическими историями. Каждую ночь их ублажают прекрасные девы.