Если в двух (или трех) словах, то смотря как нарисуешь!
Вообще, тема довольно холиварная (или дискуссионная, кому как ближе). С одной стороны, многие профессиональные художники, особенно преподающие, скорее всего не одобрят рисование по фото (и это я мягко выразилась).
С другой стороны, фотография может стать вашим другом и помощником в этом стремительном мире. Любой феномен в нашей жизни имеет больше одной грани, а потому редко однозначно хорош или плох сам по себе – скорее, все дело в том, кто, как и зачем его использует.
Итак, почему рисование по фото это плохо
Прежде всего, фотография – это плоская картинка, на которой вы не чувствуете в должной мере объема и массы вашей натуры. Вы не можете обойти ее вокруг, не можете рассмотреть все детали с разных сторон, не можете погладить рукой ее изгибы. Да, иногда даже это важно – пусть вы не прикоснетесь к натуре рукой по-настоящему, но можно “погладить” воздух рядом, повторяя форму изображаемого и это действительно помогает положить как надо штрих или мазок.
Фотография банально не передает того, что видит глаз, не несет в себе обаяния или настроения натуры, неважно, человека или пейзажа. Мне очень нравится вид часто расположенных стволов деревьев в лесу. Я называю его “мельтешение”. Но я ни разу не смогла заснять его камерой смартфона – у меня просто несколько деревьев на экране, никакого мельтешения! А теперь посмотрите на картину, которую я увидела не так давно на выставке: вот именно это ощущение дробности и ритма я безуспешно пытаюсь поймать камерой!
Фото может быть чересчур подробным или размытым. По мне плохо и то и другое. Часто художник с небольшим опытом рисования с натуры не может контролировать степень проработанности разных планов рисунка. Натура дает больше понимания, насколько четкими должны быть ваши планы. На фото же, особенно цифровом, и передний план и дальний одинаково четкие и подробные. Картина же такого себе не может позволить, потому что иначе иллюзии пространства на плоском листе не случится. Конечно, и на картине можно выписать каждую деталь и сделать это шедеврально, но для этого вы должны быть действительно очень грамотным мастером.
Для меня немного странно выглядят и картины срисованные с фото с эффектом боке.
Боке – это размытие фона на фотографии, такая красивая цветная белиберда с зайчиками света, часто применяется на портретах. Позволяет сделать акцент на лице. Мне не нравится именно слепое копирование, когда размазывают фон сразу за довольно четкой и хорошо прорисованной натурой, да еще и кружков света могут напустить. Это интересно и атмосферно на фото, но на живописном полотне не смотрится. Ну и лично для меня такая перерисовка теряет весь свой живописный смысл: я не понимаю, зачем копировать фото. Можно же просто его распечатать и повесить на стену в красивой рамке.
А вот работа того же художника. Снова великолепное и точное исполнение животного, и на мой взгляд, нейтральный фон смотрится гораздо лучше.
Ну и банально, фотография искажает цвет. Да и тоновые отношения тоже. Тут все вместе: и слишком ярко, и все предметы лезут на первый план, и цветовой гармонии нет. На фотографии все выглядит уместно, но при точном переносе на холст или бумагу все какое-то не такое!
Помнится, пыталась я изучать Photoshop, и одним из заданий на курсе было нарисовать яблоко, как можно ближе к референсу. А референсом была фотография обычного красного яблока. Опущу свои отрицательные способности к цифровой деятельности вообще, но это яблоко с фото доставило мне проблем. Потому что я никак не могла смириться с тем, что на сфотографированном яблоке не было рефлекса.
Вы наверняка слышали, что портреты по фото – это дурной тон для многих профессионалов. Честно говоря, многие портреты по фото, которые я вижу в интернете, действительно ужасны. Особенно сделанные по групповому фото, где все широко и натянуто улыбаются. Такие портреты лучше оставить фотографиями, а для картины сделать специальные снимки, посоветовавшись с художником.
И можно было бы закончить на этом, если бы не существовало сладкого слова “референс”.
Референсы – это вспомогательные изображения, которые используются в работе. Проще говоря – образцы. Или примеры. Их еще называют подготовительными рисунками. Этюдами. Да по-разному их называют, главное, что функция их – это помощь в работе над картиной. В качестве референсов вы можете использовать собственные или чужие фотографии, картины, иллюстрации, собственные этюды и наброски. На самом деле, многие известные художники использовали фотографии как основу для своих картин и иллюстраций. И получалось отлично. Потому что главное – это ваши базовые навыки, из которых складывается умение рисовать с натуры, по воображению или по фотографии.
Американский иллюстратор Норман Роквелл тщательно продумывал композицию, позы и костюмы для своих сюжетов, а после снимал их на пленку. В итоге, получались прекрасные живые иллюстрации.
Фотографии дают художнику чуть больше свободы – ведь он может писать в любое время и не зависеть от капризов натуры или натурщика; не торопиться или вернуться к сюжету спустя месяцы; или вообще написать пейзаж страны, в которой он никогда не бывал. Кстати, один из моих преподавателей рассказывал, что в Прибалтике студенты-художники частенько рисовали по фото еще во времена его студенчества. Делали снимок аудиторной постановки и дома продолжали ее писать. По моим прикидкам, наш преподаватель должен был учиться в начале 80-х, то есть, это совсем не тянет на веяние нового времени ни с какой стороны.
Разумеется, учиться рисовать копируя фотографии – нельзя, хотя и есть ”умельцы”, у которых на этом обучение построено. Научившись копировать пятна теней и света с фотки, художником вы не станете. А вот освоив академическую базу, любые снимки с легкостью переделаете в полноценные произведения. Как, например, портретист Нина Городилова.
Ниже я оставлю слова художницы о рисовании портретов по фото. У нее много портретов голливудских знаменитостей и мне они очень нравятся. На мой взгляд, ее работы и ее размышления – это лучшая иллюстрация того, как можно и нужно работать с фото-референсом.
Рисовать или нет по фото и приобретать ли такие картины каждый художник и любитель прекрасного решает сам. В конце концов все мы имеем право на творчество и самовыражение.