Одно из самых резонансных событий в истории тайных обществ – Вильгельмсбадский конвент. («Конвент» по латыни СОБРАНИЕ). Он заседал с 15 июля по 1 сентября 1782 года – целых полтора месяца. Всего было проведено 36 заседаний. В конвенте приняли участие 35 делегатов.
Мероприятие проходило на курорте Вильгельмсбад («Вильгельмовы воды») в графстве Ганау.
Когда-то в графстве Ганау, в окрестностях одноименного города, был обнаружен целебный минеральный источник. И вот сюда, чтобы принять оздоровительную ванну, устремились путешественники со всей Европы.
Очень удобное место для сбора «вольных каменщиков» из разных стран континента!
Но не только из-за возможности соблюсти конспирацию масоны собрались именно здесь. Расскажем об истории графства Ганау в XVIII веке более подробно. Начнем с того, что в 1736 году оно вошло в состав княжества Гессен-Кассель.
Наиболее влиятельными масонами в XVIII веке были английские и шведские. Причем в Англии и Швеции «вольными каменщиками» традиционно были короли и принцы. А князья Гессен-Касселя были тесно связаны с обеими королевскими семьями. Они их по сути, соединяли.
Судите сами: ландграф Гессен-Кассельский, Фридрих, одновременно был шведским королём и жил в Стокгольме. Гессен-Касселем в качестве регента управлял его младший брат Вильгельм. А этот Вильгельм, представьте, был сватом британского монарха. (Сын Вильгельма, Фридрих, был женат на дочке английского короля Георга II – Марии).
Здесь немного отвлечемся от нашей основной темы и поговорим о Фридрихе и Марии. Вернее, об их помолвке (поверьте, окажется, что к Ганау это тоже имеет отношение).
Итак, помолвка. Как известно это торжественное мероприятие происходит в доме невесты. Соответственно помолвка названной выше пары должна была состояться в Лондоне. Но Фридрих не захотел туда ехать, и, в качестве представителя жениха, на церемонии выступил…БРАТ ПРИНЦЕССЫ Уильям Август, герцог Камберлендский.
Дальше – больше. Когда 17-летняя Мария прибыла в Гессен-Кассель, жених огорошил её заявлением, что ОН, вправе решать, станет ОНА его женой или нет. Правда свадьба всё-таки состоялась. Но она не стала началом счастливой семейной жизни. Несмотря на рождение четырех сыновей.
Через шесть лет терпение Марии лопнуло, и она уехала в Лондон к родителям. Правда потом, всё-таки вернулась. А куда деваться? Жить с родителями, имея непонятный статус, как-то не очень хотелось.
Ну а муж продолжал чудить. В феврале 1749 года Фридрих (на портрете – это он), прирожденный протестант, живший в протестантском (кальвинистском) княжестве, тайно принял католичество. Может быть в пику тестю, королю Великобритании Георгу II? Ведь англичане, как известно, в XVIII веке по-прежнему пылали жаркой ненавистью к католикам.
Этот факт на время удалось сохранить в тайне, и в 1751 году, после смерти брата Фридриха в Швеции, Вильгельм официально занял трон ландграфства Гессен-Кассель, под именем Вильгельма VIII. Но на сына-католика он очень обиделся и в 1754 году лишил его части наследства: из Гессен-Касселя опять было выделено графство Ганау, которое Вильгельм VIII в завещал своему одиннадцатилетнему внуку, тоже Вильгельму.
Естественно фактически Ганау правил дедушка. Почему-то он очень не хотел, чтобы этот город оказался в католических руках! Когда Вильгельм VIII скончался (1760) регентшей стала его сноха Мария (та самая дочь английского короля Георга II). Естественно она порвала с мужем-католиком. Правительницей Ганау она являлась до совершеннолетия сына, последовавшего в 1764 году.
Итак, с 1764 года полноправный граф Ганау – Вильгельм-внук.
А в 1765 году один знакомый представил Вильгельму молодого торговца антиквариатом Майера Амшеля Ротшильда (его ровесника). Они сблизились (как говорят на почве любви к шахматам). И в 1769 году Ротшильд стал официально считаться придворным поставщиком графа Ганау.
Вскоре Ротшильд стал вести финансовые дела графа, которые шли год от года лучше, что позволило разбить прекрасный ландшафтный парк с купальнями и минеральными источниками, названный его именем – «Вильгельмовы воды».
Вильгельмсбад начал строиться в 1777 году. По тогдашней английской моде одним из украшений парка стало здание, изображавшее руины средневекового замка. Но фактически оно служило принцу Вильгельму комфортной летней резиденцией. На первом этаже внешне обветшалой замковой башни находились элегантные апартаменты. Её верхний этаж занимал великолепный куполообразный зал.
Вот там в 1782 году и собрались на свой конвент масоны почти всей Европы.
Правда английской и шведской делегаций там не было. Да им и нечего было приезжать. От английского и шведского масонства вполне мог выступать сам хозяин замка.