Год назад я наткнулся на трек ">< ⋃ ⊃ ⊃ ∑" от артиста с именем, которое не смог ни произнести, ни запомнить. На Spotify он собрал 10 тысяч прослушиваний. А мне понравилось, я в плейлист добавил и забыл. Недавно заметил, что слушаю его снова и снова, а прослушивания выросли до 500 тысяч. Я начал копать и не нашел ничего об артисте Vokeebokæybgo Lochtyblchvvaii (Егор Калещук). Обратился к Егору напрямую, и он с удовольствием рассказал мне о себе и своем творчестве. Так я узнал, что трек, который запал мне в душу, называется "Вакуум", а вдохновляют Егора люди и шум метро. Наш разговор я записал в формате интервью.
Tyurinovich: Расскажи свою историю, как человека и как музыканта.
Vokeebo: Я родился и вырос в пос. Быково (Подмосковье). В 2018-м перебрался жить в Швецию. Мой дедушка Юрий Калещук — писатель-публицист, а бабушка Наталья Ряднова — хористка. Оба на меня повлияли в творческом плане, поэтому присутствуют на дебютном альбоме "Колыбель и гроб" — как заимствованный текст (остывшая зола) и карманная запись выступления бабули (без света).
T: Что означает псевдоним Vokeebokæybgo Lochtyblchvvaii?
V: Псевдоним появился спонтанно, когда мне приспичило создать фейковый аккаунт ВКонтакте — я хлопнул по клавиатуре, и вышел вокебокеибго, которого я переписал латиницей и добавил/убавил букв, придавав псевдониму желаемое звучание. Так появился условный персонаж — имя и фамилия — без гражданства, предистории, абстрактный я-ты-никто.
T: Что ты слушаешь? Какие музыканты тебя вдохновляют?
V: В подростковом возрасте слушал Slipknot, Limp Bizkit, Deftones, Emmure, The Chariot, Bring Me the Horizon, Radiohead, Hans Zimmer, Max Richter. Сейчас чаще всего слушаю Walk Through Fire — Vår avgrund, Elisabeth Colour Wheel — Nocebo, Plebeian Grandstand — Rien ne suffit, Deafheaven — Sunbather, Turnstile — Glow on, Amenra — De doorn. Хотя чаще оставляю свои уши не заткнутыми и впитываю шум улиц, дроун города, крики и тишину природы.
T: Какие музыканты повлияли на твой музыкальный вкус?
V: Думаю, влияние проектов Treha Sektori, Saåad, My Own Private Alaska, Boris, This Gift Is A Curse прослеживается в моем творчестве.
T: Чем вдохновляешься, когда пишешь?
V: Большего всего вдохновляют взаимоотношения с людьми: дружеские, романтические, профессиональные. Все по-своему, так или иначе, оставляли на мне отпечатки, о которых мне в той или иной форме было необходимо высказаться. В плане идеи вдохновляет кино: Тарковский, Бергман, в равной степени с китчем, будь то, например, "The room". Камю, Кафка и Сартр меня сформировали. Из звуков мне импонирует скрежет старого московского метро и поездов казанского направления, ветра шум. На сочинение музыки и творческий процесс вдохновляет открытие новых для себя техник. В последний год встречаю и слушаю работы разных саунд-артистов, учусь у них академическому нойзу.
T: На что ты обращаешь внимание, когда тебе нравится музыка, на то как он сделан, на структуру или на эмоции который он вызывает?
V: На эмоции. И посыл не обязан быть глубоким, но лишь бы не отвлекал глупостью.
T: Расскажи про релиз OTVR и >< ⋃ ⊃ ⊃ ∑. Очень глубокий и даже разножанровый трек, я бы сказал.
V: До 2018-го все мои проекты были лишь формой эскапизма, жили у меня в комнате, и очень многие там и остались, в полках погребены. Некоторые из них, однако, напоминали о себе в качестве старых демок. Когда я обнаружил себя в коммунальном колледже звукорежиссуры и музпродакшна в Швеции, я к этим демкам десятилетней давности порой обращался, желая завершить начатое. "Вакуум" — один из тех случаев. Первая версия была написана в 2010-х и звучала совершенно наоборот (https://egorkaleshchuk.bandcamp.com/track/hardest). Инструментал был интереса ради реверсирован и замедлен. Тогда я наткнулся на Ютубе на "Radiohead — Pyramid song 800x slower". Думаю, это и стало триггером. Для студийной версии в 2020-м я припомнил миди инфу оригинального трека и скрупулезно реконструировал ее задом наперед с желаемым темпом и хронометражем. Синты и дисторшн, коих не было в моем распоряжении десять лет назад, вдохнули в новую версию трека жизнь, а семпл NASA с Apollo 11 привнес в него новый контекст и подчеркнул для меня расстояние между новым и оригиналом — воспоминанием себя самого и я настоящим.
T: Мне в нем, помимо самой музыки, очень нравится обложка. Какой смысл ты закладывал в нее?
V: Обложку для меня нарисовал мой друг Александр Шевченко. Он был ответственен за визуал всех трех полноформатников. Так же, как я реконструировал свои миди годы спустя, он в цифровом формате реконструировал рисунок, который бессознательно сделал в моей гостиной, и который предположительно символизирует путешествие по реке жизни/вечный поиск. Сказал: "Он один в лодке, как ты четыре года назад в Швеции". Тема поиска отражается в прочих треках EP OTVR — я будто ищу, на какой жанр опереться, не руководствуюсь целью, а лишь сплавляюсь между ними.
T: Я впервые услышал этот трек, когда на нем было 10 тысяч прослушиваний в Spotify. Сейчас больше 400 тысяч. Ты ожидал, что твоя музыка получит такой охват?
V: Модераторы плейлистов Spotify были благосклонны ко мне. Я планировал быть никогда никому не открыт и забвен. Обнаружил, что трек что-то да значит для людей, которых я никогда не встречал. И что он все же приятен мне, хоть порой и чужд, т.к. я уже не тот, не идентифицирую себя с релизом.
T: Пару слов про Oskal. Что это за группа, и почему ты решил заняться своим проектом в свободное от группы время?
V: ỌƧꝀΛꝆ мы организовали с вышеупомянутым Сашей Шевченко вскоре после знакомства. Мы вдвоем просто собирались, и я лупил по барабанам, а он изнемогал гитару, и мы оба по очереди орали в комнате без микрофона. На наш вкус в то время сильно влиял The Chariot и питерская Euglena, на которую в свою очередь сильно повлиял ранний Plebeian Grandstand. Наши джемы я записал на диктофон, и некоторые песни обрели новую форму в студии (III, IV). Наша коллаборация с А. не была особо активной, и на момент моей эмиграции показалось вполне обыкновенным привлечь ее с собой и переиначить — переосмыслить на новый лад. Сегодня Оскал это наша коллаборация с Акселем Якобссоном, за которой мы ухаживаем дистанционно в домашних условиях — дописываем гитары, вокал, сводим звук для очередного альбома, каждый в своей спальне. Так находится выход непредвзятому выражению более структурированного музла, а личному проекту достаточно импровизации. Коммуникация с группой рождает новые нейронные связи благодаря желанию найти и разрешить новые задачи, а личный проект окутывает кассетными петлями и погружает меня в болото скорби, в котором мне комфортно.
T: Выступаешь вживую в составе группы или как сольный проект?
V: Не очень активен в пределах страны и совершенно безынициативен за ее пределами в данный момент. Но выступаю регулярно с импровизационными эмбиент/нойз сетами. Грубо говоря, дважды/трижды в год. В недавнем прошлом довелось выступить в стенах культового заведения экспериментальной музыки Fylkingen в Стокгольме, соло. А Оскал собирался в прошлом году на фестивале Nonagon.
T: Финальный вопрос: 3 трека, которые все обязаны послушать на твой взгляд?
V: 1. valnöt - timglas (röstmemo).
2. aiexa - eden fields.
3. kasuma - drained.