Найти в Дзене

Женская долюшка. Часть 1/2

- Смотри, какой пупсик! Прямо как настоящая лялечка! - умильно улыбалась мать, протягивая Лене коробку с игрушкой. - Его даже можно кормить молочком, а потом он писает.

Лена отшатнулась от подарка. Пупс казался ей каким-то чудовищным существом - огромный, толстый, с противными складками на теле и лице. "Неужели я когда-то была такой же???" - с ужасом подумала девочка.

- Нет! - закричала она, закрывая лицо ладошками. - Не надо! Я хотела другой подарок!

Гости смущенно ковыряли еду в тарелках, а мать напустилась на именинницу:

- Да ты хоть знаешь, сколько эта кукла стоит??? Ее специально из Москвы везли в самолете, а ты нос воротишь? Неблагодарная!

Лена разрыдалась и убежала в свою комнату, а взрослые и остальные дети остались за столом в гостиной. На некоторое время повисло неловкое молчание, которое в конце-концов нарушил дедушка.

- А вот я знал, что именно так и будет! - недовольно произнес он и направился в прихожую, где из большой сумки достал коробку с другим подарком, тем самым, о котором так мечтала его внучка.

- Ну и зачем ей это? - строго спросила мать. - Она - девочка! А это игрушка для мальчиков! Лучше отдай это Витюшке, а Ленка должна играть с куклами.

- Кому хочу, тому и отдам, - возразил дедушка. - Тем более, Витьке, кроме его компьютера ничего не интересно. Он даже на Леночкин День рождения отказался идти, потому что у него там стрелялки драгоценные. И да, если я узнаю, что ты отобрала эту игрушку у Лены и отдала каким-то мальчишкам - пеняй на себя.

С этими словами он зашел в комнату к внучке и вручил ей подарок. Слезы в глазах девочки мгновенно высохли, и она бросилась на шею дедушке:

- Спасибо, дедуля, спасибо тебе! Я всегда мечтала!

- Вот, - улыбнулся дед, - играй на здоровье.

Дрожащими от волнения руками Лена вскрыла коробку, которая в тот момент казалась ей волшебным сундуком с сокровищами. Сколько же тут деталей рельсов? А какие модельки локомотивов и вагонов! А еще деревья, дома, фигурки людей и животных... Лена принялась собирать железную дорогу, вскоре к ней присоединились остальные дети, приглашенные на праздник, и остаток вечера прошел хорошо. Когда гости расходились, мать демонстративно вручила одной из девочек коробку с пупсом.

- Вот, Катя - правильная девочка! Не то, что ты... - нравоучительно произнесла она, глядя на дочь, но Лена даже не слушала - она была очень рада, что в доме больше не будет этой жуткой куклы.

- Помоги мне убрать со стола, - скомандовала мать.

Лена начала послушно таскать грязную посуду из гостиной в кухне, косясь на отца, который в той же гостиной смотрел телевизор.

- Мам, а почему папа нам не помогает? - спросила девочка.

- Потому что он мужчина! - резко ответила мать.

- И что?

- И то! Уборка и мытье посуды - это женские обязанности.

Лена хотела спросить, в чем же заключаются мужские, но поняла, что не стоит этого делать - мать все еще рассержена на нее. Поэтому Лена молча выполняла ее поручения, а потом мать, тяжело вздохнув, обняла ее:

- Ох Ленка, ну в кого ты у меня такая бестолковая, а? У всех девчонки как девчонки - платья любят, в куклы играют. А ты? Железную дорогу ей подавай... Ты что, решила машинистом стать?

Лена на секунду задумалась. Она всегда обожала поезда, но чтобы самой управлять этой огромной железной машиной... Такая мысль даже не приходила ей в голову.

- Да, мам! - радостно воскликнула Лена. - Я хочу быть машинистом!

Мать опять вздохнула, а Лена отправилась в свою комнату, чтобы все оставшееся до отбоя время провести с новой любимой игрушкой. Наблюдая за поездом, который мчался мимо пластмассовых деревьев, домов, гор и людей, она думала - почему мама постоянно на нее сердится? И почему она должна делать то, что ей не нравится?

Лена не любила ни кукол, ни нарядные платья, зато любила игрушки в виде животных, джинсы и активные игры во дворе. Но мама почему-то постоянно ругала ее за это и пыталась упаковать в неудобную одежду и усадить играть в "дочки-матери". А какая из нее мать в шесть лет? Сама еще ребенок, а уже заставляют нянчиться с другими, пусть и игрушечными. К тому же, Лену возмущало то, что пока она делает какую-то работу по дому, мужчины валяются на диване. Однажды во время семейного торжества она даже расплакалась от такой несправедливости:

- Почему я должна весь день убираться, а Витьке разрешили на речку?

- Потому что он - мальчик, - с улыбкой объясняла мать, - а мальчикам вся эта домашняя работа не интересна.

- Мне тоже не интересна! - зло крикнула Лена. - Пусть Витька сам за собой тарелку моет! Я ему не слуга!

Виктор был двоюродным братом Лены, которого она терпеть не могла, потому что он был наглым, жадным и ленивым. Если им выдавали сладости, то Вите всегда больше, потому что он мальчик, и ему нужно расти, а слопав свою порцию, он мог запросто отобрать у Лены её. Девочка плакала от обиды, а взрослые лишь смеялись. С Витькой носились, как с писаной торбой, потому что мужчин в семье было маловато, а из молодого поколения - только один Витька и был, и на него возлагались великие надежды. А Лена даже в своем юном возрасте понимала, что с таким воспитанием ничего хорошего из него не вырастет.

Единственными взрослыми, которые были на стороне Лены - это дедушка и старшая двоюродная сестра Оля, которая уже училась в колледже. Но Оля жила в другом городе, и они редко виделись, а вот любимый дедуля всегда был рядом.

Когда Лена с Витей только-только подросли, дед пытался приобщить внука к мужским хобби и занятиям, но тот ни в какую не хотел ковыряться в гараже, копать червей и смотреть фильмы про войну.

- Ну и что это такое? - огорчался дедушка. - Хотел внука мужскому ремеслу обучить, а он... Кто ж со мной на рыбалку пойдет?

- Я! Я! Я пойду на рыбалку! - радостно закричала Лена, и мать тут же шикнула на нее:

- Рыбалка - не женское дело!

- А вот и женское, - резко возразил дедушка. - Песню про рыбачку Соню все слышали? Ну и вот. Давай, Леночка, собирайся, я тебя научу ловить рыбу.

-2

Лена оказалась способной ученицей и вскоре научилась не только удить, но и помогать деду в гараже. Чему мать была в крайней степени не рада:

- Ты из нее пацана вырастишь! Кто ее такую замуж возьмет?

- Кому надо, тот возьмет, - говорил дед. - Вон, наша Лида из своего Витьки тютю и лентяя растит. Тоже мне, завидный жених.

- Витюшка еще намучается во взрослой жизни, его же армия ждет! - возражала мать.

- Ну вот может хоть там ему мозги и вправят. Два года без мамкиных пирожков творят чудеса.

Вот так Лена и ходила с дедом на рыбалку, училась ковыряться в двигателе, а потом и сама впервые села за руль в двенадцать лет, научилась стрелять из воздушки и двустволки, разжигать костры, мастерить шалаш из веток и даже различать голоса птиц на слух.

Мать к тому времени давно махнула на нее рукой.

- Хочешь быть мужичкой - ради бога! - заявила она Лене. - Но когда через двадцать лет ты проснешься в холодной постели и поймешь, что жизнь прошла зря, винить ты в этом должна будешь только себя!

Лена лишь плечами пожала. На тот момент у нее были более важные дела и мысли - у ее дворового приятеля Тимки недавно овчарка родила, и теперь дети по очереди приглядывали за щенками. А что важнее для ребенка - маленькие пушистые комочки милоты или какие-то далекие перспективы замужества?

-3

Новые проблемы начались, когда Лена была в старших классах, и настала пора выбирать специальность для поступления. Почти вся родня требовала, чтобы Лена пошла в мед, на что девушка лишь отшучивалась: "Какой из меня врач? Я даже мухи убить не могу!" Тогда ей стали навязывать пединститут, специальность менеджера или социального работника, в общем, "женские" направления. Но Лене все это было не интересно - она настроилась идти на программирование.

- Какое тебе программирование! - шипели родственники. - С твоими-то куриными мозгами? К тому же, это совершенно не женственная профессия!

- А, я поняла, - "догадалась" одна из тетушек. - Ленка выбрала факультет, где больше парней, чтобы замуж поскорее выйти. Умно, умно! Молодец, Ленуська.

Лена лишь скривилась в ответ - ни о каких парнях она не думала, ее интересовала лишь перспективная профессия.

Пришлось приложить немало усилий, но все же Лене удалось поступить на избранную специальность. И вот там-то она поняла, что ее родственнички с заскоками на тему женских и не женских дел и специальностей - сущие младенцы по сравнению с некоторыми преподавателями.

Например, доцент Залесский прямо говорил, что бабью в программировании не место, это наука для людей. Доцент Мелков любил рассуждать о том, что все проблемы современного мира в том, что женщины нарушили свое женское предназначение и теперь лезут в мужские профессии вместо того, чтобы рожать детей и трусы мужу настирывать. Правда, Мелков никогда бы не посмел высказать такие мысли в лицо Церберу - профессорше Цирюльниковой, которая просто ненавидела всю женскую часть факультета, так как считала, что только она одна достойна быть единственной женщиной-программистом в стенах этого вуза.

Многие девчонки не выдерживали давления и переходили на другие специальности.

- Еще одна отвалила, - нагло ухмылялась Цирюльникова. - Пусть идет на манагершу учиться, туда вам всем и дорога!

Лена же просто отключала мозг в такие моменты и читала свою личную модификацию "Литании против страха": "Я ничего не слышу. Это не слова, это потоки воздуха, которые проходят через мое тело, не оставляя ничего. Слова растворятся в воздухе, а я останусь там же, где и была".

Эту троицу преподавателей-тиранов злило равнодушие Лены, но ничего поделать они не могли - все дисциплины она сдавала на "отлично", лабы сдавала вовремя, на всех семинарах активно работала, посещаемость была стопроцентной, еще и стипендию получала. Хотелось бы придраться, да не к чему. Однажды на экзамене Залесский задал Лене вопрос из программы следующего курса, и девушка почти без запинки ответила на него.

- А вы откуда это знаете? - проворчал доцент. - Мы это еще не проходили.

- Я много читаю, - ответила Лена.

-4

В общем, с учебой у нее ладилось хорошо, а вот с семьей постоянно возникали конфликты. Родителям, а особенно матери, не нравилось в Лене абсолютно все - внешность, поведение, выбранная специальность и планы на будущее: Лена поставила себе цель пройти стажировку за границей.

- Ну и сколько лет тебе будет, когда ты перестанешь быть вечной студенткой?! - возмущалась мать. - Двадцать пять? Ты о будущем думать собираешься или нет?!

- Я только о нем и думаю, - холодно отвечала Лена. - Я как раз думаю о том, чтобы получить хорошее образование и найти высокооплачиваемую работу.

- Тьфу ты, опять за свое! - фыркала мать. - Тебе не о карьере, а о семье надо думать! О семье! О будущих детях! Или ты всерьез решила оставить меня без внуков?!

Ситуация накалялась. Проблема была в том, что Лена не могла съехать от родителей. Конечно, она получала стипендию и подрабатывала немного, но плотный график учебы не позволял ей заработать столько, чтобы полностью себя обеспечить и снять отдельное жилье. Перед Леной стояла дилемма - частично забить на учебу, найти более оплачиваемую работу, но при этом потерять стипендию и шансы на стажировку, или продолжать терпеть унижения от родни, но сохранить репутацию и прочие преимущества в институте.

Внезапно на помощь, как всегда, пришел дедушка, заявив, что он окончательно уходит на пенсию и переезжает в свой дом в частном секторе, которым семья пользовалась как дачей, а квартиру переписывает на Лену.

- Квартиру - Ленке???

Ор стоял до небес - как это так?! А как же Витенька? Ему же надо!

- Он мальчик, ему своя квартира нужна! - кудахтали мать с теткой на перебой. - Куда он будет девушек водить? А куда будущую жену приведет?! Да и вообще, за какие это заслуги Ленке квартира? Витенька что, хуже?!

- Ну давайте сравнивать, - усмехнулся дед. - Лена учится на "отлично", получает стипендию, не пропускает ни одной пары да еще и умудряется работать. А Витька что? Сколько раз его из универа выгоняли? Если бы вы ему липовую справку от армии не купили в свое время, уже бы дембелем был. И работать он не желает. Я уж не говорю о том, что Лена постоянно ко мне в гости ездит и звонит, а Виктор даже с Днем рождения меня не поздравил.

- Во-первых, Ленка занимается непонятно чем, - возражали мать с тетей. - Что это за профессия для девушки - ремонт компьютеров?! Ладно бы ногти делала, а это что? Курам на смех! А у Вити есть самоуважение и стандарты, он по мелочам размениваться не будет. Когда подвернется денежное место, тогда и пойдет работать. И кстати, из универа его выгнали, потому что преподаватели придираются. А во-вторых, к тебе ехать неудобно. Это Ленке вечно заняться нечем, вот и мотается на другой конец города.

Дед снисходительно смотрел на дочерей, слушая этот поток бреда, а потом сказал:

- Ну хорошо, отпишу я Витьке квартиру...

Женщины радостно вздохнули, а дед продолжил:

- Но с одним условием! Он поступит в вуз и сдаст первую сессию без троек.

-5

Надо ли говорить, что квартира досталась Лене? Витя даже вступительные экзамены не смог сдать, не говоря уж о каких-то сессиях. И опять виноваты были все кругом - предвзятые педагоги, жаркая погода, мало времени для подготовки... Но дед ничего слушать не стал и отписал квартиру внучке.

Лена была счастлива. Мало того, что она наконец-то съехала от токсичных родственников, так еще и жила в месте, которое ей всегда нравилось. Дедушка почти все оставил на привычных местах, лишь забрал с собой в дом несколько бытовых вещей типа кастрюль и пылесоса. Впрочем, Лена его не забывала и регулярно навещала.

- Вот, Ленок! - гордо сказал дедушка, наливая девушке ароматного варева. - Лучший овощной суп в твоей жизни. Я все компоненты сам вырастил.

- Мммм! - Лена с наслаждением вдохнула вкусный запах. - Прямо как в том стишке, который мы с тобой в садике учили. Помнишь?

Картошка, капуста, морковка, горох,

И суп овощной оказался не плох.

- Это точно, - улыбнулся дедушка.

- А зелень тоже сам вырастил? Я не видела ее на огороде...

- Ну, зелень не сам, каюсь, - рассмеялся дедушка. - У соседки беру. Она такой чеснок выращивает! Я его готов прямо сырым есть. Кстати, она и закрутки прекрасные делает. Особенно зеленые помидорки с чесноком. Возьми пару банок, не пожалеешь!

Лена часто ездила к дедушке, и он угощал ее плодами своего сельского труда и регулярно давал с собой консервы от соседки, которые и правда были невероятно вкусными. Особенно Лене полюбилось лечо.

Как-то поздней весной дедушка и внучка сидели в саду и пили чай из мяты, мелиссы и листьев малины и черной смородины. Дедушка поделился с Леной последними новостями:

- Я ведь Витьку тоже не забыл. Отдал ему свою "Волгу". Меня-то уже зрение подводит, за руль нельзя, а вот парню машина в самый раз. Только, как всегда, условие поставил - отдаю с расчетом, что он ее снова на ход поставит. Там работы-то на пару дней. А он что?

- Что? - с интересом спросила Лена.

- А! - разочарованно махнул рукой дед. - Ладно хотя бы в автосервис загнал, если самому колупаться лень. Так ты представляешь? Он ее продал! Причем, по цене лома! Эх, "ласточка" моя... Жалко стало так, что я аж расплакался. Я ж по винтику ее сто раз разобрал и снова собрал! А сейчас даже горько думать, что с ней будет...

Пожилой мужчина смахнул набежавшую слезу и заметил, как ехидно на него смотрела Лена.

- А ты чего такой лисой глядишь? - пробурчал дед.

- А то, что ничего с твоей, точнее, с нашей "ласточкой" не будет, - с улыбкой сказала девушка. - Это же я у Витьки машину выкупила. И более того, в следующий раз я к тебе на ней и приеду.

Вряд ли в тот момент во всем мире можно было сыскать более счастливого человека, чем дедушка Лены.

-6
-7

Часть 2