Нет, речь пойдет сегодня не про игрушки композитора Михаила Ивановича Глинки, а про советские ёлочные игрушки по методу "Глинка".
Я решила собрать воедино всю информацию, которую находила в разных источниках про эти игрушки. Ну и рассказать вам, какие есть особенности у этих игрушек.
Наверняка вы встречались хоть раз с этими игрушками - они имеют красивые зеркальные рисунки.
Информации, кстати, не так уж и много о производстве данных игрушек. В каталоге и вовсе игрушки данной тематики собраны вместе на одном фото без особых комментариев.
Лет 6 назад я спокойно покупала при встрече эти игрушки и на них не было никакого ажиотажа. Потом кто-то из коллекционеров решил "распиарить" их и цены на них подлетели до безумных, их стали считать редкими. Но так ли это? Давайте с вами разберемся в этом вопросе.
Слышали ли вы названия игрушек "глинка" и "каустик"?
Считается, что с 1960-65 года (точный год начала производства не известен) на клинских фабриках применяется новый метод декорирования игрушек, который местные мастера прозвали "глинка", а позже "каустик".
Но по факту название у этих игрушек среди производств звучало так: "стеклянно-елочное украшение алюминированное с художественными просветами, покрытое цветным лаком" (это "глинка") или игрушки "алюминированные с художественной росписью" (это "каустик"). Ещё так же встречается название игрушек "с гравировкой орнамент алюминированный".
Итак, что же собой представляют эти игрушки по методу "глинка" и "каустик"? И есть ли между ними разница?
Выдутая стеклянная заготовка (формы самые разнообразные от шариков до юлы и попугая) игрушки обмазывалась глиной, просушивалась и на глине наносили рисунок - снимали часть глины. На очищенную от глины игрушку наносили амальгаму, а потом сверху амальгаму покрывали прозрачным цветным лаком. В итоге получалась игрушка, где были и прозрачные части и раскрашенные, из которых на поверхности игрушки был сформирован рисунок. Окрашенными могли быть рисунок и/или фон или то и другое - комбинаций масса.
Редко такие игрушки могли и дальше расписать цветными красками и дополнить рисунок. К примеру, вот такие игрушки "Березки", в них есть дорисованные непрозрачные элементы - типа лица, низа платья и тд.
В 1967 году в материалах Всесоюзной технической конференции по обмену опытом в производстве стеклянных елочных украшений была опубликована информация по декорированию елочных игрушек с помощью щелочного раствора [1]: "После алюминирования половина изделия, с которой надо снять покрытие, протравливается 6% раствором щелочи. Затем изделие промывается в воде, просушивается и покрывается нитролаковой смесью различных цветов. И тд."
Обратите внимание, что с 1967 года было рекомендовано увеличивать выпуск и снижать себестоимость продукции. Попросту производство "глинки" удешевили и появился "каустик".
Важно понимать, что при внешнем сходстве данных игрушек - технология их выпуска отличается.
Итак, чтобы окончательно вас запутать или наоборот, показываю разницу между игрушками по методу "глинка" и "каустик":
Ниже на фото игрушки, выполненные по методу "глинка":
А вот так выглядят игрушки "каустик":
Игрушки по методу "глинка" более скромные в раскраске и рисунке. Если внимательно их рассматривать, то можно увидеть огрехи вырезки глины - неровные линии, зазубрины на рисунках и тд. "Каустик" же напротив, имеет более яркие и разнообразные рисунки. "Глинка" из-за сложности её производства и модернизации технологии встречается реже.
Ну что, получилось у меня показать вам разницу?
Что же касается времени выпуска этих игрушек, как выше отмечено, начали выпуск этих игрушек не позднее 1965 года. Но выпускали далеко не 1 год, как трубят продавцы, чтобы повысить ценность этих игрушек. Для начала вспомним о игрушке Факел, которая выпущена по методу глинки к Олимпиаде в Москве - а это 1980 год. Так же коллекционерами был приобретен набор таких игрушек в коробке 1988 года выпуска. То есть по меньшей мере 20 лет шел выпуск таких игрушек.
Не все игрушки глинки/каустик являются редкими. К редким игрушкам этих способов производства можно отнести те формы, что были выпущены малыми тиражами. К примеру, юла, попугай, витые сосульки и подвесы. У меня вот в коллекции редких форм типа юлы и тд нет, к сожалению.
А вот в шарах эксклюзивной можно считать только роспись. Но шаров выпускалось заметно больше, чем других форм, это были достаточно массовые формы для глинки/каустика.
Бонусом хочу показать вам еще один вид игрушек, который очень часто путают с глинкой/каустик. Особенно часто эти игрушки подмешивают в лоты на торговых площадках то ли от незнания, то ли специально.
Речь вот об этих игрушках на фото:
Согласитесь, что они очень похожи на глинку/каустик? Но по факту на фото - это игрушки, выпущенные по другой технологии. У данных игрушек сначала на форму напылялся цвет, а сверху происходило напыление амальгамы, из-за чего цветная (окрашенная) часть находится всегда "внутри" игрушки и создает эффект оптической иллюзии.
Так же часто цветные мазки на амальгамных игрушках называют глинкой, как на фото ниже - длинные сосульки. Но это, как мы уже знаем, не так. Поэтому будьте бдительны.
Очень часто за глинку/каустик выдают игрушки Ермаковой (для примера на фото вверху подвеска "Закат").
По части реставрации игрушки глинки/каустика представляют собой серьезную проблему. Чаще всего эти игрушки имеют прозрачное стекло, что делает их не ремонтопригодными, так как прозрачные части не будут скрывать ремонт, в частности эпоксидку. Но это уже тема отдельной статьи.
Делитесь в комментариях есть ли у вас подобные игрушки?
Использованная литература:
1. Книга "Сказка Стекла" С.В. Горожанина
2. Каталог "Советские елочные украшения" Балашова Е.А., Прибыткова А.А., Балашов В.В., Прибытков Д.В.
П.С. Приветствую своих подписчиков. Мой канал на Дзене не ради заработка, а для души. Для меня ценны ваши комментарии, идеи, опыт, вопросы и тд. Буду рада вашим рассказам о ёлочных игрушках, опыте реставрации и вашим вопросам.