Стоит ли читать "Консуэло" Жорж Санд?
"Я начала с мыслью написать всего-навсего новеллу. Это начало понравилось: меня побудили его развернуть, заставив прочувствовать все, что восемнадцатый век представлял интересного в области искусства, философии и чудесного."
Ж.Санд (1804-1876)
1. Исторические данные
Писательница использовала многочисленные исторические источники, которые помогли ей показать историю Чехии 18 века достоверно и ярко.
Первые венецианские главы полны личных воспоминаний Жорж Санд о пребывании в Венеции в 1834 году.
Для описания музыкальной жизни, писательница воспользовалась восьмитомником Фетиса и посвятила этому целый эпизод.
Однако, история для писательницы — это лишь фон и декорация.
Обращаясь к истории, она стремилась в прошлом найти причины событий, происходящих в современности. Например, такие как "жажда национальной независимости и ненависть к чужеземцам", "борьба равенства, пытавшегося утвердиться, с неравенством, которое пыталось продлить свое существование", "уничтожение кастовых различий, всеобщее братство".
2. Проблема художника, артиста
В "Консуэло" главная героиня исполняет проповедническую и миссионерскую роль, которая способна силой своего искусства объединять людей. Она идеал художника, идеал артиста. В произведении "идеал" проходит большие испытания и трудности, преодолевая соблазны и опасности, лишь для одной цели - обрести свободу, независимость и возможность передать свое искусство народу (прототипом образа главной героини послужила французская певица Полина Виардо).
Стоит отметить наличие в произведении большого количества вставных эпизодов, событий, описаний и рассуждений, что может затруднить чтение.
Несомненно, данное произведение поможет понять какую цену платит артист за свой тяжелый труд и талант, и как публика отличает настоящее искусство от подделки.
Данное произведение необходимо прочитать тем, кто является или хочет стать артистом или же просто работает на публике.
Предлагаю вам, дорогой читатель, ознакомиться с некоторыми цитатами и поразмышлять на этот счет в комментариях:
- - Смущение - признак глупости, - ответил учитель, - тот, кто по-настоящему любит искусство, ничего не боится. Если ты трусишь, значит ты тщеславна. Если будешь не на высоте, значит способности твои дутые.
- Люди понимающие очень редко бывают добросовестны, а добросовестные так мало смыслят, что малейшее проявление смелости ослепляет и увлекает их.
- Обожествление другого существа возвышает и облагораживает души, наименее склонные к величию и самоотверженности.
- Публика все понимает. То, что заслоняет от нее невежество, ей подсказывает сердце. Публика — это большой ребенок, она хочет, чтобы ее развлекали и умиляли. Она довольствуется тем, что ей дают, но стоит показать ей лучшее, как она сейчас же начинает сравнивать и понимать.
- Для нее не существовало трудностей, и она не подозревала, что работа для тех, кто ее не любит и у кого нет усидчивости, является главным и непреодолимым препятствием.
- Завистливым душам свойственно ненавидеть людей за то, что те якобы отнимают у них счастье.
- Ужас жизни артиста — это зависимость от публики, вечная необходимость заглушать собственные чувства, подавлять собственные волнения для того, чтобы постоянно изображать чужие чувства и заставлять волноваться других.
- Есть много людей, которые воображают, что они станут важнее, если будут оскорблять других, но немало и таких, которые считают, что, покровительствуя другим, они тем самым возвышают себя.