Если вы тот водитель, который предпочитает приобретать концентраты антифризов вместо готовых к применению растворов или же как раз собираетесь использовать такой продукт впервые, данная статья будет вам полезной. В ней вы найдёте краткий «ликбез» на тему того, в какой пропорции и каким образом лучше смешивать концентрированный продукт с водой, а также почему принцип «больше – значит, лучше» в приготовлении охлаждающей жидкости работает далеко не всегда.
Зачем нужен антифриз
Немного базы. Чтобы температура внутри двигателя внутреннего сгорания оставалась стабильной, конструкция современных автомобилей предусматривает наличие в них систем охлаждения. Если описывать упрощённо, это совокупность шлангов и трубок, по которым при помощи насоса прогоняется жидкость, основное назначение которой — отводить от мотора излишнее тепло. В то же время, данная жидкость должна быть устойчивой к морозу, чтобы оставаться текучей и полноценно выполнять свою работу в зимнее время. По понятным причинам, обычная вода роль такого терморегулятора выполнять не может, так как замерзает уже при нуле градусов, а закипает при ста – то есть аккурат в тех условиях, которые для двигателя являются нормальными рабочими.
Поэтому в качестве охлаждающей жидкости в машине используется не чистая вода, а её смесь с антифризом – специальным техническим реагентом, устойчивым как к низким, так и к высоким температурам. В основе антифриза может быть пропилен- либо этиленгликоль. В большинстве имеющихся на современном рынке продуктов – всё-таки последний, так как, при прочих равных, более экономичен в производстве.
Магия в смешанном виде
Итак, вода в чистом виде замерзает при 0°C. Но стоит в неё добавить 30% концентрата на основе этиленгликоля, можно рассчитывать на то, что получившаяся смесь не замёрзнет при минус 15°C. А если сделать раствор с соотношением воды и антифриза 1 к 1, то он будет способен выдержать морозы до минус 40°C. В то же время, слишком концентрированный раствор заливать в систему нельзя, поскольку результат может быть непредсказуемым. Судите сами:
Из приведённой таблицы хорошо видно, что линейной зависимости морозостойкости готового раствора от доли содержания концентрата в воде – нет. Так, чистый этиленгликоль замерзает уже при минус 12 °C. Кажется парадоксальным, но это – научный факт. Посему, чтобы получить устойчивый к низким температурам раствор, нужно достаточно строго соблюдать пропорции. Например, можно строго следовать инструкции по применению, составленной непосредственно производителем антифриза. В том случае, если инструкция недостаточно подробная, полезно обращаться к таблицам наподобие той, которую мы привели выше.
Так, производитель антифриза HYUNDAI XTeer Antifreeze Coolant рекомендует разводить концентрат в воде так, чтобы его содержание в получившемся растворе составляло не менее 30%. Толковать данную информацию нужно следующим образом: 30% — это тот порог, опускаться ниже которого не следует. А вот повышать концентрацию антифриза можно и даже нужно, особенно если средняя температура воздуха зимой в регионе эксплуатации автомобиля существенно ниже -15°C. Однако и переусердствовать тоже не стоит, так как этим можно добиться эффекта, прямо противоположного ожидаемому. Учитывая данные нашей таблицы и тот факт, что на территории РФ зимние морозы до минус 40 не такая уж и редкость, для наших машин оптимально, если воды и концентрата в конечном растворе будет содержаться одинаковое количество, то есть 50/50 (или 1 к 1).
Как именно смешивать?
Если с пропорциями вы разобрались, но не совсем понимаете, каким именно образом следует готовить раствор, то вот пара рекомендаций:
1. Чем чище будет использованная вода, тем эффективнее будет работать растворенный в ней хладагент. Поэтому лучше всего растворять концентрат антифриза в специально приобретённой для этой цели дистиллированной воде.
2. Абсолютно не имеет значения тара, в которой вы приготовите раствор. Главное, чтобы она была чистой, а также чтобы вам было удобно потом переливать раствор в расширительный бачок.
3. Не нужно лить воду и концентрат поочерёдно сразу в бачок. Даже если вы точно знаете сервисный объём охлаждающей жидкости и рассчитали пропорции, всё может пойти не по плану – например, из-за наличия в системе остатков прежнего антифриза.
4. Доливать одну охлаждающую жидкость к другой нельзя. Помимо собственно этиленгликоля, в современных концентратах также содержатся различные присадки и красители. Присадки одного антифриза могут вступить в конфликт с присадками другого, в результате чего возможно выпадение осадка.
Таким образом, в приготовлении раствора для системы охлаждения ничего особо трудного нет. Самое важное в этом деле — соблюдать рекомендованные пропорции, использовать чистую воду и не смешивать друг с другом разные продукты. Правильно приготовленный раствор не только не замёрзнет в лютую зиму, но и будет отлично служить для отведения тепла от мотора при любых нагрузках во время летней жары.