Найти в Дзене
AstroBlogus

Четверка Кубков. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.

Затрону немного тему Четверок, в частности, Четверки Кубков. Через масть Кубков принято прочитывать сферу эмоций, чувств, переживаний и состояний, то есть, по сути, одну из разновидностей эроса, движение которого особенно заметно именно здесь: нам чего-то страстно хочется или так же страстно не хочется, какие-то образы и фантазии вдохновляют, рождают энтузиазм, желание жить и что-то делать или, наоборот, ввергают в уныние и тупое оцепенение, шокируют, вызывают противоречивые переживания; мы кого-то любим, причем тоже надо различать виды этой самой любви, а кого-то не любим, к кому-то дружелюбно нейтральны, а к кому-то холодно равнодушны, что тоже балансирует на грани отвержения. В общем, это довольно интенсивная сфера psyche, мимо нее не пройдешь никак, ибо жизнь многими так и понимается - как интенсивность и амплитудность переживаний. А если переживаний нет, то и жизни нет.

Четверки - карты устойчивые, причем нельзя сказать, что устойчивость это однозначно плохо или однозначно хорошо. Как посмотреть. В одних случаях это может говорить о какой-то долгожданной фиксации того, что было неустойчиво, неопределенно, в какой-то своей начальной фазе, может говорить о наработке первоначальной базы (в какой-то деятельности, например), а в других случаях может говорить о выхолощенной ритуальности, за которой уже не проглядывает суть, осталась только форма, о косных привычках и бессмысленных традициях, о зацикленности в одних и тех же повторяющихся процессах, которые никак не переосмысляются, а просто продолжают воспроизводиться, в них не возникает свежести (потому что повторять изо дня в день одно и то же можно о-о-о-очень по-разному), ибо отсутствует огонь вдохновения, творческое горение, интерес.

В третьих случаях Четверки могут говорить об уравновешивании индивидуальных дисбалансов человека по четырем углам стихий, о компенсациях, что ненадолго приводит к ровному и приятному состоянию, но эти компенсации довольно низкого качества, очень вещные и материальные. Это как регулярно перегорать на рабочих проектах (Огонь) и ехать на море отвлечься (Вода) - вроде что-то приятно, но эффект долго не держится, надо повторять. Или, перегрузившись информацией, иметь привычку заземлиться - сожрать что-то очень вкусное, выпить что-то дорогое, массаж, шмотки, то-се. А если слишком много физического труда (Земля), то в конце дня книжку почитать развлекательную (Воздух). Почему я тут говорю про уравновешивании: "согласно философам всех времен, включая Пифагора и Платона, совершенство определяется как баланс и полная гармония между всеми элементами композиции", а элементы суть то, что также принято называть стихиями, - Земля, Вода, Воздух, Огонь. Тогда надо смотреть натальную карту и текущие транзиты, чтобы понять, что там такое вообще может уравновешиваться в стихиях. Причем избыток, допустим, Огня может уравновешиваться как активной деятельностью или физической активностью, так и попытками просто успокоиться и полежать. У китайцев это хорошо описано в их медицине: избыток Ян может случиться из-за увеличения природного Ян, а может случиться из-за уменьшения природного Инь, и это два РАЗНЫХ избытка с разными симптомами и методами лечения, и они по-разному ощущаются самим человеком. Я вот утро начинаю с кофе, без него вообще не просыпаюсь, и если не выпью свою чашку до полудня, день дальше будет складываться очень плохо. Это моя Четверка, я так компенсирую свои дисбалансы темперамента, но это компенсация очень низкого качества, сродни зависимости, и это уже привычка.

Итак, Четверка может констатировать факт того, что нечто до сих пор неустойчивое наконец обрело какую-то устойчивую проявленную форму, обрело плоть, летучее фиксировалось, и это не является проблемой par exellence: например, появился какой-то базовый доход, были освоены азы какой-то деятельности, и это внутри себя переживается довольно конкретно - как чувство опоры, проявившейся базы, как уверенность и стабильность, какие-никакие гарантии хоть чего-то, и на этой основе мы уже можем расслабиться и позволить себе думать о чем-то другом или о том, как развивать и утоньшать то, что уже наработано.

Но также Четверка может констатировать и наличие проблемы, если речь о том, что уже должно трансформироваться, а мы всё сидим и держимся за мнимую стабильность, боясь ее потерять. То есть, по сути, это одна из форм рабства, в которое мы же сами себя и помещаем, потому что всё равно не знаем, что будем делать со свободой, если вдруг ее обретем. Хотя в этот момент человек обычно вопит о том, как он устал от однообразия и повторяемости. Но начни копать - окажется, что он сам далеко не всегда готов с этим и расстаться.

В этом контексте конкретно Четверка Кубков может говорить о том, что накапливается какой-то повторяющийся эмоциональный опыт, который при этом, скорее всего, никак не осмысляется, а просто фиксируется. Этот опыт может быть как приятным, так и неприятным. Мы либо получаем его на каждодневной основе, например, на любимой или уже нелюбимой работе, либо что-то с нами в жизни происходит, мы получаем какие-то переживания и состояния, а потом в похожих ситуациях эти переживания начинают себя воспроизводить уже по накатанной, сгущаясь и концентрируясь с каждым новым повторением, и в конце концов дает внутри тяжелые осадочные циркуляции. Проще говоря, это прошлая карма, отраженная в эмоциональной сфере, уже заложенный сценарий эмоциональной реакции. "Накапливается недовольство" - это как раз про Четверку Кубков, потому что это недовольство что-то же ведь вызывает на повторяющейся основе, и оно при этом никак и никуда не разрешается. Разрешаться оно будет либо в перевернутую Четверку Кубков, тогда "весь пар уходит в свисток", либо в Пятерку, когда происходит реальная трансформация сферы эмоций.

Если выразиться иначе, Четверка Кубков может указывать на навязчивое зацикленное переживание привязанности, которое всё никак не может быть развито во что-то другое. Да и вообще на любое переживание и состояние, которое воспроизводит себя и не может быть развито во что-то другое, сдерживает в себе энергию и не даёт ей трансформироваться.

Приятный опыт просто внутри постоянно воспроизводится, к нему идет обращение, мол, вот я какой, вот как было классно, "а помнишь, как мы в таком-то году тусовались круто?" - и всё это продолжает бесконечно воспроизводиться по кругу, так что никому вокруг уже этого слушать не хочется, всем уже оскомину набило по сотому разу переслушивать, как там кто тусовался и теперь пытается наслаждаться переживанием своего "я", приседая на уши окружающим. Можно даже и не приседать на уши, просто внутри себя постоянно это проигрывать: "ай да я, ай да сукин сын", так и сяк вертеть это переживание собственной офигенности, пока не станет самому приторно тошно. Причем надо понимать, что это лишь личная интерпретация, которая никак ни с кем и ни с чем не соотносится. У других людей по поводу тебя могут быть совсем другие мнения, они смотрят из своих проекций. Проблема тут в определенной неадекватности и зашоренности, похотливости, вульгарности переживания, и оно, постепенно становясь довольно грязным коагулированным осадком, застит взор, не дает считывать обратную связь, укрепляет чувство собственной правоты и важности, не дает пробиться к более тонким состояниям.

В. Васнецов. Аленушка явно варится в своем эмоциональном котле и выхода из этого котла не находит.
В. Васнецов. Аленушка явно варится в своем эмоциональном котле и выхода из этого котла не находит.

То же самое с неприятными переживаниями: они оседают внутри, не проходят и не растворяются, а постоянно напоминают о себе, поднимая голову при каждом удобном напоминающем о них случае. "Не пойду больше в этот магазин - тут меня оскорбили". А если еще и в следующем оскорбят, всё, приехали - готовый закрепленный сценарий. Стоит ли говорить, что человек становится рабом этой постоянно воспроизводимой реальности и эти эмоции начинают влиять на его поведение. Такие готовые закрепленные сценарии могут тянуться из далекого-далекого прошлого и воспроизводиться десятилетиями (например, распространенный случай постоянной обиды на мужа из-за недостатка внимания), там уже такие канавы прорыты, что двинуться из этой канавы куда-то вбок стоит огромного труда, да обычно никто и не хочет двигаться - гораздо удобнее оставаться в понятном воспроизводимом сюжете подкрепления чувства собственной значимости. А подкрепляться оно может самыми разными извращенными способами. Но это не про нас на Четверке, ведь Четверка уже маркирует, что для нас это - проблема, которая требует решения.

Возьмем вариант негативный, когда человек постоянно варится в одной и той же циркулирующей эмоции обиды (на человека, на жизнь), разочарования, каждодневных фрустраций, несбывшихся надежд и ожиданий, каждый день (или, по крайней мере, достаточно регулярно ее воспроизводя на основе происходящих с ним событий), и человек в принципе не может найти объяснений, почему его надежды и ожидания не сбываются и то, что кажется совершенно разумным, логичным, назревшим, всё никак не происходит. И это доводит просто до отчаяния, хочется выйти из этого круга. А дело всё в том, что здесь я вижу только одну сторону медали - себя и свои ожидания. А ведь ситуация наверняка включает в себя каких-то других людей, от которых, собственно, и зависит "сбыча мечт", но они себя не ведут так, как мне бы хотелось. Почему-то вот не ведут, и мои надежды остаются тщетными. Ну так вот: у этих людей тоже есть свои обстоятельства, и если я хочу выйти из заколдованного круга своих зацикленных переживаний, которые мне просто вот уже где сидят, ибо они дают очень тяжелый осадок внутри, нужно хоть в каком-то приближении попытаться увидеть ситуацию их глазами. Не своими. Своими - я уже ситуацию и так сто раз обмусолила и не нашла внутри своего ума удовлетворительных объяснений, иначе бы не пребывала до сих пор в своем унылом/недоумевающем/тягостном состоянии "доколе?!", а скорее всего, сто раз уже натянула сову на глобус, то есть приписала другим людям свои воззрения и мотивации, спроецировала на них, как бы я себя вела на их месте, и ни на йоту не приблизилась к истине и выходу за пределы зацикленности Четверки. Обычно так и происходит: мы объясняем поведение людей именно проецируя себя на них, свой опыт, свои представления. Это именно здесь актуально выражение try walking in my shoes: человек в Четверке патологически не может себе представить ничего за пределами своих знаний и опыта, он натягивает на окружающих только их, мерит всё по своей мерке. Конечно, ведь так приятно ныть, какой я несчастный, и глубоко внутри все равно питать надежду, что оно само магически изменится, а мне делать ничего не придется. Говоря словами Шантидэвы, «Всё блаженство мира происходит от желания блаженства другому; Всё страдание людей мира от желания своего личного блаженства». Главное тут не впасть в сентиментальность, не впасть в узкое понимание блаженства своим ограниченным умом, а также в самолюбование, мол, вот какой я хороший, желаю другому блаженства. Блаженство в данном контексте - от освобождения.

Итак, надо постараться увидеть ситуацию другими глазами. Можно пойти к кому-то за другим взглядом на вещи, а можно, если вопрос слишком интимный, чтобы с ним к кому-то обращаться, постараться найти, ухватить, создать (кто умеет) уравновешенное состояние покоя, тем самым сменив доминанту и уведя беспокоящие переживания на задний план, и уже в нем посозерцать вопрос, стараясь встать на позицию другого человека/других людей, не проецируя сразу свои взгляды и концепции, а постаравшись почувствовать, целостно представить человека/людей с его обстоятельствами, как бы помещая всё свое внимание в него на внутреннем экране. Тогда вполне возможно, что где-то там на подкорке вызреет вообще другое понимание ситуации, которое раньше было не на поверхности, к нему не было доступа из-за тяжелых эмоций, ограниченного видения и чувства собственной важности. Даже если оно не вполне соответствует реальному положению вещей, даже если оно шокирует, это всё равно ценно, потому что дает прорыв в иное, уравновешивает через квинтэссенцию, дает внутреннее разрешение накопленного напряжения.Тогда, из этой облегченности, и поведение становится другим, и состояния меняются, а через это меняется и течение событий. (Хотя надо оговориться, что такое внятное изменение именно в ходе событий может произойти не сразу и может потребоваться еще определенное количество повторений этой операции). И это - путь и выход на Пятерку, где я уже не очень-то хочу быть рабом своих эмоций и состояний, а хочу, чтобы было наоборот, и двигаюсь в этом направлении. Наоборот - это когда эмоции есть, состояния сменяют друг друга, но я за них не цепляюсь, сердце прозрачно и пропускает всё, что приходит, эрос течет и рождает движение, а я в этом сохраняю покой и некоторую отрешенность. Потом уже с этим покоем можно будет более осознанно погружаться во всякие различные среды и получать другой эмоциональный опыт.

Если сложно просто на ровном месте воспроизвести искомое состояние покоя, то к нему можно прийти через апофатическое состояние усталости "задолбался уже, ничего не надо мне", то есть через отпускание и растворение. Это состояние обычно долго не держится, страстность снова берет свое - я снова впадаю в уныние или разухабистое шапкозакидательство, но если поймать этот момент, можно в нем открыть нужную дверь.

А если вопросы все-таки не к людям, а в целом к своей жизни и судьбе типа неудачной или отдельной больной области, то алгоритм всё равно остается тот же: найти состояние покоя и в нем как бы отстраненно посозерцать себя и свою ситуацию, как бы внешним наблюдателем. Созерцательность не равно пассивность ума; мысль всё равно направляется на исследование объекта, но мы заранее не знаем, что мы обнаружим, мы открыты всему, потому что изначально, как уже говорилось, избежали проекции своих существующих концепций на процесс созерцания. А концепции эти есть яд, потому что не учитывают нашу индивидуальную природу и текущую ситуацию.

Четверка Кубков возникает, в частности, от сравнения своей ситуации с некой сферически идеальной ситуацией в вакууме, то есть как оно должно бы быть и хорошо бы было. А это, в свою очередь, возникает от сравнения себя с другими, либо с собой же, но в прошлом (в чем-то мы со временем деградируем неизбежно), либо с принятыми в окружающем социуме стандартами. И от этого сравнения надо избавиться при созерцании.

Итак, если видим какую-то Четверку в раскладе, это может говорить о том, что в теме, о которой спрошено, надо выходить за край и искать другое понимание, другое переживание, другой образ действий, другой источник вдохновения, другой тип обратной связи или вознаграждения. Мы слишком заварились в вязкой, душной и неразнообразной среде, выбирая иллюзорную стабильность и понятность, боясь перемен, и уже на грани постепенного становления в этом объектом, а не субъектом. Сам выход Четверки и подразумевает, что это вообще не удовлетворительный уровень существования, что мы наконец имеем возможность осознать, как мы это создаем, и что-то с этим сделать.

Поддержать публикации: https://yoomoney.ru/to/410011532778801 (регистрация не нужна).