Найти тему
c.i.h.

Министерство автомобильных дорог Грузинской ССР — архитектурная критика

Советская эпоха оставила после себя множество интересных зданий и сооружений, родила минимум три самобытных и широко представленных на территории постсоветского пространства архитектурных стиля — авангард, сталинский ампир и советский модернизм.

Здание, о котором пойдёт речь, стало одним из символов последнего из перечисленных стилей — советского модернизма. Чтобы понять архитектурный замысел проекта и цели, поставленные его архитектором, стоит погрузиться в контекст времени и вспомнить что такое модернизм того времени в целом.

-2

Модернизм — зародившийся в начале 20 века и живущий по сей день стиль в архитектуре, который имеет множество различных течений в разных промежутках времени и разных регионах земли: европейский конструктивизм 1910-х—1920-х годов, функционализм 1920—1930-х годов, рационализм раннего СССР 1920-х годов, архитектурная школа «Баухауса» в Германии, интернациональный стиль в 1930—1950-х годах в Германии и Соединённых Штатах, брутализм, советский модернизм, органическая архитектура.

-3

Родной нам советский модернизм зародился и существовал с 60-х годов до прекращения существования самого Советского союза, то есть стал своеобразным эхо от разорвавшегося снаряда интернационального модернизма, который буйствовал в 50-х годах на территориях развитых стран по всему миру.

Министерство автомобильных дорог Грузинской ССР — строительство
Министерство автомобильных дорог Грузинской ССР — строительство

Взяв основные принципы интернационального стиля, советский модернизм впитал в себя и некоторые особенности брутализма — мощь объёмов и конструкций, масштаб и размах композиций. Так, в 70-х годах прошлого столетия, на плодородной почве советского модернизма стали появляться крупные плоды — здания министерств, гостиниц, санаториев, кинотеатров и филармоний.

-5

Рассматриваемое в этой рецензии здание — одно из них.
Здание Министерства автомобильных дорог Грузинской ССР было построено в 1975 году по проекту грузинских архитекторов Георгия Чахавы и Зураба Джалагания и закончен в 1975 году. Инженером был Темур Тхилава. Стоимость строительства составила 6 миллионов советских рублей.

-6

Исключительное положение проекта стало понятно ещё до его появления: в момент проектирования здания министерства дорожного строительства Чахава являлся министром дорожного строительства, то есть стал выполнять свой заказ сам — явился и заказчиком, и ведущим архитектором одновременно.

-7

Вероятно, это и позволило ему добиться реализации столь сложного, как в исполнении, так и по расположению проекта. А расположение, выбранное архитектором, было настолько же сложным, насколько живописным.

-8

Располагается здание в живописном районе Тбилиси на западном берегу реки Куры. Мимо здания на север от грузинской столицы уходят три автомобильные магистрали, с которых можно увидеть удивительную постройку.

-9

К зданию можно подобраться с любой из сторон, мало того, к зданию можно подобраться снизу — редкая возможность для наблюдателя архитектуры. Войти внутрь можно с самой нижней точки и с самой высокой- в подножии холма и на его вершине.

-10

Здание очень умело вписано в ландшафт — скорее даже не вписано, а едва набросано на ландшафт карандашом. Едва касаясь земли, постройка не мешает быть естественно растущим под ней растениям и бегущему со склона горному ручью.
Сохранение естественных растительности и рельефа было одной из задумок Георгия Чахавы.

-11

Архитектор просто не мог уничтожить то, что его вдохновляло: «…главный вдохновитель моего творчества — неповторимая природа моей страны, с её индивидуальностью и своеобразием каждого региона с гармоничном вписанными в них горными сёлами.»
Минавтодор — единственный реализованный проект, созданный в парадигме идеи Георгия Чахавы о «городе-пространства». Её суть заключается в том, что поверхность земли при строительстве зданий стоит использовать как можно меньше.

-12

Это позволит постройке влиться в естественную экосистему и стать, своего рода, антропогенным деревом, где крона- поднятая над землёй и наполненная функцией часть здания, а ствол — колонны, содержащие в себе вертикальные коммуникации, обслуживающие блоки и сети. Эта идея, по задумке автора, должна была улучшить психофизическое состояние жителей городов и оставить в первозданном виде флору городских территорий.
Структура здания — это монументальная ортогональная сетка взаимосвязанных бетонных форм. Конструкция состоит из 5 горизонтальных, двухэтажных поперечных балок (ригелей), которые будто бы сложены одна на другую. Они опираются на находящиеся внизу ригели. Горизонтальные двухэтажные балки крепятся на трёх стержнях.

-13

В стержнях находятся лестницы и лифты, наивысшее ядро имеет 18 этажей. Несущие конструкции выполнены из стали и железобетона и опираются на массивную скалу. Конструктивное решение на момент строительства не ново, но очень распространено и повсеместно использовалось при строительстве.
Отделка и интерьеры здание выполнены в простых материалах. Три части ориентированы по оси восток-запад, под прямым углом к склону, две — с севера на юг, вдоль склона. Проектная площадь здания составляла 10 960 м2. Дизайн восходит к идеям русских конструктивистов 1920-х годов и супрематизма.
Эль Лисицкий спроектировал свои
горизонтальные небоскребы в 1924 г. очень похожие на грузинское министерство. Он также разделил основные и офисные помещения на вертикальные и горизонтальные элементы в противовес американской концепции небоскреба. Стиль можно назвать «постконструктивистским», и он является одним из лучших примеров этой архитектурной концепции в городе.

<Продолжение статьи> Владислав Сиборнов

А также: