Найти тему

Меч-бабочка

Оглавление

ПРИМЕНЕНИЯ:

 Китай

ПОЛЬЗОВАТЕЛИ:

Шаолиньские монахи, Бойцы Вин Чунь, Хайбайндеры, Триада

РАЗНОВИДНОСТИ:

Старинный или довинчуновский тип, повстанческий тип или батчамдоу "Оперы Красных джонок", новый тип

Меч-бабочкаБатчамдоу или Ху Де Шуан Дао — китайское парное холодное оружие, приёмы с которым изучаются в северокитайском у-шу.

Правильный перевод китайского термина батчамдоу (в кантонском произношении, официально по-пекински — бачжаньдао) — "парные тесаки", или даже более правильнее — "тесаки в виде иероглифа "бат". Что касается русского термина "мечи-бабочки", то он есть прямой перевод английского "butterfly swords". Почему понадобилось брать это наименование и устраивать путаницу с филиппинскими ножами-бабочками (балисонгами), вместо того, чтобы перевести его собственное, понять невозможно. К слову, в германоязычном мире это оружие принято называть "doppel Messer", т. е. двойные ножи.

История


Согласно Уильяму Чуну — автору книги "Вин Чун кунг-фу. Мечи-бабочки" — изобретение парных тесаков батчамдоу принадлежит 
монахами-экономами Шаолиньского монастыря.

В обязанности монахов-экономов входило снабжать всем необходимым монастырское хозяйство, в том числе собирать оброк с крестьян, живших на монастырских землях. Разбойники, обитавшие в дремучих лесах по соседству, знали об этом. И когда нагруженные земными плодами экономы возвращались в обитель, они встречали их и обирали дочиста. Хорошо представляю себе сцену, как с пустыми руками и свежими синяками и шишками горемыки приходят на кухню, а там их с мрачными лицами ждут монастырские повара, поигрывая цайдао — большими ножами для резки овощей. Шаолиньские повара вообще издавна славились решительным нравом. Так, рассказывают, что однажды в монастырь ворвались полтора десятка бандитов и принялись крушить всё вокруг. На шум из кухни выбежал старший повар со здоровой деревянной лопатой в руках, которой он мешал рис в огромном общем котле. В одиночку он избил и выкинул за ворота всех нападавших. В общем, совместными усилиями братия, сидя на кухне, переделали цайдао таким образом, чтобы можно было, не привлекая внимания, носить с собой по паре ножей, привязав к ногам обмотками, а рукояти прикрыв полами ряс. Так и руки свободны, чтобы мешки таскать, и ноги постоянно упражняются (каждый батчамдоу весит-то грамм 700 - 800), и бандюганам страшнее, когда перед носом внезапно возникают два внушительных тесака. Убивать-то их монахи не собирались — грешно убивать, даже если это озверевший от вина, мяса и плотских излишеств подонок. Если всё-таки не устрашатся, то братья должны были применять технику воздействия на восемь суставов — колени, локти, лодыжки и запястья. Чтобы, сокрушив тело, укротить дух, а не доводить до смерти. Так учит Будда.

Правда, когда монахи Су Фа и Тэ Цюань писали фундаментальный труд "Тайное оружие Шаолиня", они почему-то не включили парные тесаки батчамдоу в свой подробнейший список из 220 видов оружия. Зато там много других превосходных орудий для обращения на путь истинный без серьёзных повреждений и даже без пролития крови (вообще, довольно любопытно взглянуть на эту проблему с точки зрения уголовного законодательства того времени — любое убийство, даже преступника уже приговорённого к смертной казни, каралось весьма строго, понятие самообороны вообще отсутствовало, нанесение телесных повреждений наказывалось в зависимости от тяжести ущерба здоровью и от тех предметов, которыми эти повреждения наносились, например, применение предметов неиспользуемых в домашнем хозяйстве являлось отягчающим обстоятельством). Имеются в виду тупые мечи цзянь (не путать с прямыми обоюдоострыми мечами цзянь — они пишутся разными иероглифами!), металлические плети бянь, железные линейки течи и особенно парные железные линейки шуаншоу течи с плоской месяцевидной гардой.

С точки зрения учения Будды сифу (так себя называет сиф Бенни Мену) и основателя Музея Вин Чун в городе Дэйтон (штат Огайо, США), первые парные тесаки делались принципиально тупыми, затачивались только 3 дюйма возле острия. Ведь монахам запрещено причинять вред всем живым существам. А необычную для Китая конструкцию с защитной дужкой и крюком на обухе (хотя, поди разберись, где он, обух, если нет лезвия) он объясняет необходимостью эффективного парирования действий вооруженного противника и его обезоруживания. Вполне миролюбивая концепция была разрушена, когда после варварского уничтожения Южного Шаолиня техника Вин Чун и парные тесаки (которые с того времени стали называться батчамдоу) перешли в руки Тайного Общества (впоследствии ставшего известного как триада) борцов с ненавистным маньчжурским игом. Только зверства иноземных захватчиков заставили подпольщиков заточить батчамдоу и сильно сузить к острию, превратив в подобия больших кинжалов. Дальнейшая история парных тесаков Вин Чун в изложении этого автора вполне традиционна, не содержит никаких смелых выводов, и пересказа не заслуживает.

А вот система аргументации сифу Мена весьма оригинальна. Значительная часть статьи посвящена изложению генеалогии его наставника, выходца из семьи потомственных военных, прямым предком которых был знаменитый учёный Чжу Си (1130 - 1200 гг.), восстановивший учение Конфуция из упадка, в котором оно в то время пребывало. Никаких других источников, кроме краткого изложения буддийских монашеских правил, автор не приводит.

Если оставить в покое популярные версии, и обратить внимание на особенности конструкции самого оружия, то очень скоро выяснится любопытный факт. Самой характерной деталью батчамдоу является защитная дужка в форме латинской буквы D переходящая в крюк на обухе. Ни в Китае, ни где-либо еще в Восточной Азии от Бирмы до Японии включительно, оружия с такими элементами конструкции не было, пока в 1553 г. в гавани Макао не обосновались португальские моряки с их абордажными тесаками. Впрочем, необходима одна оговорка — доподлинно не известно, что в руке первого португальца сошедшего на китайский берег был тесак именно с защитной дужкой. В широкое употребление эта форма эфеса вошла в 80-е годы XVI века. К слову, D-образная защитная дужка появившаяся на южновьетнамских саблях с воцарением династии Нгуен (1802 г.) является, по мнению исследователя вьетнамского оружия Скотта Роделла (Scott M. Rodell), основным признаком французского влияния.

Однако, европейцы побывавшие в старом Китае в один голос утверждают, что китайцы того времени были народом совершенно несклонным к заимствованиям. И указывают, что для перемены мнения жителей Поднебесной была необходима чрезвычайно убедительная и многократная демонстрация превосходства зарубежного предмета над исконно китайским. В нашем конкретном случае несложно представить эту убедительную демонстрацию. Нет, уважаемые поклонники романтических историй, до показательных поединков на пристани дело не доходило. А вот нападения пиратов на европейские суда были явлением частым и почти привычным (и даже по сей день им являются). И, судя по всему, применение абордажного тесака должным образом впечатлило китайских пиратов. Воспользоваться трофейными (если те были, разумеется) они не могли по самой простой причине — народ на юге Китая и сейчас мелковат, а тогда и подавно значительно уступал европейцам в росте и силе. Но изготовить оружие по мерке не являлось проблемой — на больших джонках имелись кузницы. Вполне вероятно, что известная теория о том, что "Вин Чун рожден на палубе джонки" для батчамдоу верна в буквальном смысле.

Первые тесаки китайского производства имели дужку, перекрестье и крюк, выгнутые из одной толстой стальной полосы, как на европейских оригиналах, рукоять похожую на ручки современных теннисных ракеток, обмотанною кожаной либо матерчатой лентой и привычный для местных кузнецов широкий клинок традиционного в тропиках большого хозяйственного ножа. Можно сказать и наоборот, что они приделали родному хозяйственно-бытовому тесаку европейскую боевую рукоятку. Китайцы также внесли еще одно серьезное усовершенствование — сделали тесаки непременно парными. Сейчас невозможно доподлинно сказать, было это сделано в соответствие с китайской традицией или под влиянием европейской практики (абордажный тесак очень часто использовался вместе с ножом или кинжалом, а позднее с пистолетом, массивные рукоятки которых специально оковывали медью, чтобы после выстрела удобно было пользоваться как дубинкой), тем не менее это позволило резко увеличить эффективность, одновременно снизив вес и уменьшив размеры. Так появилось оружие с отличными боевыми качествами, удобное, компактное, простое в изготовлении и недорогое. Произошло это где-то после 1553 г. и скорее всего между 1580 и 1644 гг. В 1644 г. взошел на трон первый император новой маньчжурской династии Цин и большинство авторов указывает этот год как дату рождения стиля Вин Чун, первым оружием которого и стали парные тесаки.

Простота и доступность сыграли с батчамдоу злую шутку — антикварные экземпляры чрезвычайно редки, просто никому в голову не пришло сберечь их для потомства. Была и другая причина — парные тесаки были широко распространены среди преступников: пиратов и бунтовщиков.