Расскажу о выставке "Режиссёр Гайдай. Как он это делал?", которая проходила в Новосибирском краеведческом музее. Ранее та же самая выставка уже состоялась в Иркутске, с этим городом связан период творческого становления Гайдая. Куратор выставки - общественная организация из Иркутска "Гайдайцентр", а сама выставка посвящена исследованию творческого метода Леонида Гайдая. Его комедиям уже более полувека, а мы до сих пор смотрим их с удовольствием. В самом деле, как он это делал?
Выставка начинается с телефонной будки. Можно зайти внутрь и послушать телефонные разговоры из любимых комедий: как Жорж Милославский изображает поклонницу Антон Семеныча Шпака или "Аллочка? Ты сейчас упадёшь! Якин влюбился в меня как мальчишка!.."
Пространство выставки четко структурировано и даже пронумеровано. Номер 1 - это "Сценарий". Эта инсталляция демонстрирует рабочее место Леонида Гайдая: стол, полка с книгами, его печатная машинка, фрагменты сценариев. Можно рассмотреть книги, по которым Гайдай снял свои произведения. Что это за книги? Они перечислены!
- В. Г. Короленко. Добрый путь
- Н. В. Гоголь. Ревизор
- Илья Ильф и Евгений Петров. 12 стульев
- М. Булгаков. Иван Васильевич
- Степан Олейник. Пёс Барбос и необычный кросс
- О. Генри. Рассказы
Среди любимых писателей Гайдая указаны Владимир Маяковский, Василий Шукшин, Джером К. Джером, Джеральд Даррелл, Карел Чапек.
Мало кто знает, что первый фильм Гайдая был совершенно не комедийным. Второй был изрезан цензурой так, что никто ничего и не понял (фильм "Жених с того света"). После третьего фильма, который тоже не стал популярным, он решил, что не вышло из него режиссера. Гайдай вернулся к родителям в Иркутск и сказал им, что продолжит работать актёром в Иркутском драматическом театре. В этот самый момент ему попался фельетон украинского автора Степана Олейника, опубликованный в газете "Правда", который назывался "Пёс Барбос и необычный кросс".
Тогда-то Гайдай и придумал свой короткометражный фильм, ставший необычайно популярным. Он был уверен, что фильм легко пройдет цензуру, потому что в нем не будет ни одного слова. Именно в этом фильме мы впервые увидим тот самый стиль, в котором Гайдай снял все свои самые знаменитые комедии.
Вторая часть выставки называется "Раскадровка". Здесь мы можем увидеть распечатку раскадровки фильма "Бриллиантовая рука" из архива Мосфильма. Здесь я надолго зависла, читала сценарий и рассматривала нарисованные Гайдаем кадры. Рядом с этой зоной на интерактивном экране можно пройти "Гайдай-тест", он совсем простой, нужно угадать продолжение фразы из какой-нибудь комедии. Я прошла без единой ошибки (кто бы сомневался, такого фаната комедий, как я, надо еще поискать).
Третья зона выставки посвящена подбору актеров и называется "Кастинг". На большом экране демонстрируется информация о самых известных актерах, которых Гайдай регулярно снимал в своих комедиях, а рядом висят плакаты с фотопробами тех, кто мог бы стать знаменитыми Иваном Васильевиче или Шуриком, но не стал.
Например, молодой Евгений Петросян так и не стал Шуриком, а Евгений Евстигнеев и Георгий Вицин не стали Иваном Васильевичем. Также на выставке собрана уникальная коллекция автографов актеров из гайдаевских фильмов.
Четвертая зона выставки рассказывает о костюмах. Интересно, что для иллюстрации этого раздела выбрали малоизвестный фильм режиссера Бориса Барнета, который называется "Ляна". Гайдай там выступает не как режиссер, а как исполнитель одной из главный ролей и режиссер-практикант. Я этот фильм не смотрела, узнала о нём на выставке, хотя, казалось бы, читала книгу Новицкого про Гайдая, видимо, забыла. Судя по описанию, это что-то вроде "Кубанских казаков".
На выставке представлены костюмы из фильма "Ляна". Среди других костюмов есть кепка таксиста, которую носил Папанов в "Бриллиантовой руке", и мотоциклетная каска из реквизита Горбунова.
От костюмов переходим к реквизиту. Здесь можно полюбоваться на пылесос Шурика, склад самогонщиков, шкатулку с монетами (внутри нее лежал клад, который нашёл шеф в "Бриллиантовой руке"), шприц Жане (которым Моргунову ставили снотворное в "Кавказской пленнице").
Есть там даже кошки из "Приключений Шурика", помните, наверное, фразу "Тренируйся лучше на кошках!" Те самые кошки не сохранились, поэтому специально для выставки сибирская художница-керамистка сделала точно такие же, а на сопроводительной табличке рассказывается дальнейшая судьба тех самых кошек. Например, через десять лет их можно было увидеть в фильме "Любовь и голуби" в доме Василия Кузякина. Также керамические кошки из "Приключений Шурика" появлялись в фильмах "Не может быть!" и "Ты - мне, я - тебе".
В следующем зале мы попадаем в зону съемки. Там множество фотографий со съемочной площадки гайдаевских фильмов, а также автомобиль, на котором Трус, Балбес и Бывалый ездили на фильме "Операция Ы". Там же можно полюбоваться на киножурнал с рассказом о том, как снимались фильмы Гайдая (так называемые "бекстейджи"), можно посмотреть, каким Гайдай был на площадке.
После съемок начинался монтаж. Для демонстрации этого этапа создатели выставки привезли монтажный стол, за которым раньше делалась эта работа. Сейчас это делается на ноутбуке или телефоне и не требует подобной громоздкой техники.
В советские годы каждый фильм проходил этап "худсовета", на котором решалось, подходит фильм для советского зрителя или нет. Именно на этом этапе из фильмов вырезали "ненужное" или вовсе отправляли фильм "на полку". На выставке приведены выдержки из стенограмм худсоветов по фильмам Гайдая, на которых мы можем прочитать, как авторитетные люди советовали удалить из "Бриллиантовой руки" линию с Мордюковой, песню про зайцев и песню про остров невезения.
Как Гайдай спас картину? Он приклеил в конец фильма атомный взрыв, чтобы отвести фокус внимания худсовета от других эпизодов. В итоге он убрал этот самый взрыв при условии, то больше ничего убирать не будет. На выставке есть целый экран, на котором можно прочитать выдержки из заседаний худсоветов.
Отдельная зона выставки посвящена звуковому сопровождению фильмов Гайдая. Там можно почитать о композиторах, с которыми работал Гайдай. Большую часть музыки для его фильмов сочинил Александр Зацепин, и это особенно приятно, ведь этот композитор родом как раз из Новосибирска. А Аида Ведищева, которая пела "Песню о медведях" и "Помоги мне", некоторое время жила в Иркутске, откуда приехала эта выставка.
Предпоследняя часть выставки - это пропаганда советского кино, которая осуществлялась Бюро пропаганды советского киноискусства. Было особенно интересно читать статьи из журнала "Советский экран" с рецензиями на фильмы и интервью с Гайдаем.
Последняя зона выставки - премьера. Можно посмотреть фрагменты фильмов в небольшом кинозале, а также полюбоваться на многочисленные афиши к фильмам Гайдая на разных языках. Здесь большая галерея, потому что мне очень понравились все афиши!
В заключение скажу, что на youtube-канале Новосибирского краеведческого музея можно посмотреть видеоэкскурсию по выставке от куратора выставочного проекта и основателя "Гайдайцентра" Юрия Яшникова. И еще несколько фотографий выставки!
***
Надеюсь, что вам было интересно посмотреть эту выставку и почитать о фильмах Гайдая. Какая комедия Гайдая у вас самая любимая?