Найти в Дзене

Деревенька моя 2

Продолжение Хроники уходящей земли "Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".
С. Есенин С годами всё чаще оглядываюсь на пройденный путь. Раньше, в советской действительности, нас воспитывали на простой и ясной формуле человеческого предназначения: посадить дерево, построить дом, вырастить ребёнка. И делали мы всё это не только для себя — для будущих поколений, для Родины, которая отвечала тебе взаимностью. Работающему человеку государство давало зелёный свет. А с тем, кто не хотел работать, — вело бой, но работу предлагало всегда. Вокруг Якутска тогда кипела жизнь: совхозы "Хатассы", "Маган", "Марха", подсобные хозяйства. В селе любой мог получить от государства скотину, растить её, параллельно работая на полях и фермах. О том, что работы может не быть, мы и не задумывались. И отдыхали с чувством — путешествовали по республикам Союза, соцстранам, а кто-то и в капстраны прорывался. Запретов для простого человека не существовало. Но

Продолжение

Хроники уходящей земли

"Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте родину мою".

С. Есенин

С годами всё чаще оглядываюсь на пройденный путь. Раньше, в советской действительности, нас воспитывали на простой и ясной формуле человеческого предназначения: посадить дерево, построить дом, вырастить ребёнка. И делали мы всё это не только для себя — для будущих поколений, для Родины, которая отвечала тебе взаимностью. Работающему человеку государство давало зелёный свет. А с тем, кто не хотел работать, — вело бой, но работу предлагало всегда.

Вокруг Якутска тогда кипела жизнь: совхозы "Хатассы", "Маган", "Марха", подсобные хозяйства. В селе любой мог получить от государства скотину, растить её, параллельно работая на полях и фермах. О том, что работы может не быть, мы и не задумывались. И отдыхали с чувством — путешествовали по республикам Союза, соцстранам, а кто-то и в капстраны прорывался. Запретов для простого человека не существовало.

Но вот уже тридцать лет как нет СССР. А по большому счёту — и того больше, с тех самых горбачёвских "перестроек". Что стало с сельским хозяйством Якутии? С её предприятиями?

Возьму для примера родные Хатассы.

Во что превратился сегодня молочно-овощной совхоз "Хатасский"? А ведь это был гигант, один из крупнейших в республике, объединявший посёлки Хатассы, Табага и Пригородный. Цифры, как сухие штрихи к портрету былого могущества: на 1990 год — поголовье в 1500 скота, удои по 3475 кг молока с коровы. Два современных комплекса на 800 и 400 голов, да ещё 300 — в старых, добротных деревянных коровниках. Свои кормоцех, АВМ, силосные ямы — целый город для жизни и труда. Жаль, не сохранилось фотографий той поры — эпохи, когда совхоз первым в Якутии перешёл на комплексную механизацию.

А поля! Они раскидывались вокруг посёлков живым, дышащим ковром: картофель, капуста, свёкла, морковь, турнепс, кукуруза, подсолнух… Всё, что нужно для жизни. А теплицы с огурцами и помидорами казались настоящим чудом. До 1984 года совхоз обеспечивал Якутск овощами на 30, 50, 20 процентов — цифры говорят сами за себя. Потом пришла перестройка, и маховик развития начало заклинивать.

Кем был я в той, прежней жизни? С 14 лет — школьником на полях и фермах. Не бегал от работы. Потом, юношей, — сварщиком-сантехником. Обслуживал эти самые коровники, полив теплиц и полей. В сенокосную пору варил всё, что требовалось сельхозтехнике: от косилок до кормоцеха. Чинил отопльные системы в поселках Хатассы, Табага, Пригородное. Я это видел. Я это делал.

А что теперь? Теперь сельское хозяйство легендарного совхоза — это хлам. Поля заросли бурьяном. От коровников — рёбра сгнивших стропил. Теплиц и следа не найти. Кто-то скажет: "Да нет, кое-что же работает!" Работает "кое-что". Но нет того мощного, дышащего полной грудью организма. Нет той жизни.

И вот парадокс: сегодня, будучи на пенсии, я снова строю. Объекты здравоохранения, образования, соцкультбыта. Снова — для будущих поколений. Я строил для них тогда, в прошлом веке, создавая, как теперь модно говорить, "фонд будущих поколений". А пришедшие вслед за нами взяли и порушили созданное. И я смиряюсь с мыслью, что то, что строю сейчас, через N лет тоже снесут. "Это Россия" — как говаривал один известный политик.

В заключение — выражение, над которым долго думаю. Ответ у каждого свой: "Душа человека — это не только его корни, но и побеги".

Вот какое чувство меня гложет: старею я — и стареют, умирают места моей памяти. Но это не естественная старость. Это скорее насильственное забвение. Их "старит" не столько время, сколько равнодушие. Не ветер перемен их сносит, а конкретные решения конкретных людей. И тогда вопрос: "Где она, Родина?", превращается в другой: "Родина — это то, что от нас не зависит, или то, что мы сами позволили разрушить?"

Владимир "degotb"

#СССР #Якутия #ностальгия #история_России #сельское_хозяйство #память #Родина #поколения #Якутск #личная_история