Итак, всем, кто сейчас меня слышит, независимо от времени суток, - добрый день! Я рад приветствовать каждого, кто открыл эту страницу в Интернете. Для тех, кто со мной не знаком, представлюсь: автор проекта новой альтернативной конституции России, нового государства — Союза Суверенных Сограждан России. Зовут меня Александр или Александр Иванович — кому как удобно, фамилия Ивасив.
Когда мы говорим, что в России самый большой в мире разрыв между бедными и богатыми, когда 12 миллионов работающих граждан находятся за чертой бедности, и это 25% всех официально работающих граждан, когда 17% граждан России хотят уехать из страны навсегда, из них 40% - это молодежь, то мы ясно понимаем: страна погрузилась в глубокий разрушительный системный кризис.
Когда говорят системный кризис, - это означает, что менять надо экономическую систему и систему общественных отношений. Но как только вы во всеуслышание поставите вопрос именно так, то будьте готовы тут же услышать в ответ:
- А на что вы хотите ее менять, на Советский Союз? Вы хотите вернуться в прошлое? Вы хотите гражданскую войну и репрессии?
И дальше уже можно не продолжать: возвращаться назад, и тем более через гражданскую войну, никто не хочет.
Как оказывается, именно такое состояние медленно умирающего государства лучше всего подходит для власть предержащей элиты. Такая система и такое отсутствие альтернативного пути развития — самое лучшее, что можно придумать для удержания власти. Поэтому самым страшным для преступной системы будет объявление действительно реального и в то же время альтернативного пути экономического развития государства и общества.
Вот об этом мы как раз сегодня и начнем разговор.
А поскольку значение этого вопроса чрезвычайно велико, то чтобы у нас с вами не осталось ни малейшего сомнения в правильности выбранного пути развития нашего общества и государства, мы сначала разберем особенности сталинской мобилизационной системы развития,
затем проанализируем пришедшую ей на смену косыгинско-либермановскую систему
и только потом на фоне современного кризисного состояния нашей экономики и нашего общества со всей очевидностью станет понятным,
в каком направлении двигаться дальше в своем развитии, какие ставить цели, как отладить хозяйственный механизм для решения оперативных и среднесрочных задач, а главное, - как сбалансировать интересы всех слоев гражданского общества и объединить усилия всех здоровых сил вокруг национальных и общечеловеческих ценностей.
Итак, тематический цикл «Основы экономической системы Союза Суверенных Сограждан России, - СССР, - сравнительный анализ», мы сегодня начнем с темы «Особенности сталинской мобилизационной системы экономического развития».
А для начала еще раз напомню: одинаковое сокращенное название СССР бывшего государства — Союза Советских Социалистических Республик и нового государства СССР, как Союза Суверенных Сограждан России, – является... случайным совпадением. А поскольку в наших рассуждениях мы будем касаться особенностей устройства и жизнедеятельности обоих государств, то чтобы не возникало путаницы, мы будем новое будущее государство в некоторых местах обозначать как СССР-2.
Итак, еще совсем недавно, в канун президентских так называемых «выборов», каждый альтернативный Путину кандидат стремился обозначить основную идею своего президентства. У всех она сводилась к простой формуле: выберите меня – и я... не буду воровать. При этом ни у кого даже в лозунгах не было ни постановки, ни решения основного вопроса – вопроса о власти и о перераспределении собственности.
А между тем жить дальше в условиях правления клептократического режима, или как в народе говорят – паханата, - когда воровство возведено в ранг государственной политики, жить дальше в таких условиях становится не просто опасно. Итогом такой политической системы неизбежно становится развал и уничтожение государства. Именно поэтому сменять надо не очередного Букина на Пукина, а надо менять саму систему государственного устройства и систему общественных отношений. Это значит — надо поднять и решить вопросы о власти, о распределении средств и, главное,- как распорядиться этими средствами в новых условиях.
За последние сто лет в нашей стране система государственного устройства и система общественных отношений менялись дважды. Тем самым накоплен бесценный опыт, который просто необходимо использовать, если мы не хотим оказаться на задворках истории и быть поделенными на части уже безвозвратно. При этом, - внимание, - мы не хотим во время этих системных изменений снова потерять миллионы жизней наших граждан.
Как меняли систему сто лет назад, в общих чертах знают все, хотя белых траниц предостаточно и там. А вот как меняли систему во второй раз, в девяностые годы, сегодня, как это ни покажется странным, знают, пожалуй, только специалисты.
Знают – но... молчат. Почему молчат – об этом будем говорить подробно чуть позже, а сейчас на минуту вспомним еще раз, как в 1917 году большевики обрели власть.
Итак, осенью 1917 года в короткий период практического безвластия, во время становления новых государственных институтов, большевики сумели привлечь на свою сторону большинство населения страны. Для этого они провозгласили простые, понятные всемлозунги: «Власть – Советам!» (а не временному правительству), «Фабрики – рабочим!», «Земля – крестьянам!», «Мир – народам!».
Но одно дело – провозгласить лозунг, и совсем другое – претворить его в жизнь. Да, власть удалось завоевать и затем не только победить в гражданской войне, но и выдержать натиск ведущих капиталистических держав: США, Англии Франции, Германии — их интервенцию, их блокаду, их кабальные условия мира и международной торговли.
О том, как наш народ в мирное время до начала Великой Отечественной войны строил новое государство, написаны сотни тысяч художественных и научных произведений. В них много говорится о трудовом героизме, о сопротивлении несогласных с новым строем, о репрессиях власти по отношению к протестующим. Но в то же время очень мало мы еще знаем о том, как складывались отношения Советской России с ведущими странами капитализма в тот мирный период. Поэтому мне бы хотелось, если позволите, привести несколько примеров по этой теме, взятых из книги очень внимательного и требовательного к фактологии исследователя Александра Георгиевича Мосякина «Судьба золота Российской империи в срезе истории. 1880-1922 годы».
Так, на странице 626 он пишет: «Сталин был диалектическим отрицанием Ленина, и на новом витке истории сделал то, чего Ленин сделать не смог: употребил могучий американский «рычаг» для подъема СССР. Опираясь, прежде всего, на американский промышленный и инженерно-технологический потенциал, Сталин провел индустриализацию, особая роль в которой принадлежит ведущему американскому индустриальному архитектору Альберту Кану (годы жизни 1869-1942).
Его фирма в Детройте проектировала предприятия и офисы крупнейших американских корпораций, включая General Motors и Ford Motor Company.
В 1928 г. Кана пригласили в СССР для участия в проекте индустриализации. Гостя заворожила грандиозность предприятия, и он согласился. В Москве был открыт филиал фирмы Albert Kahn Inc. под названием Госпроектстрой, которым руководил брат главы фирмы Мориц. Там работали 25 ведущих американских инженеров и около 2,5 тыс. советских сотрудников. На тот момент это было самое большое архитектурное бюро мира. За три года существования через него прошло более 4000 советских архитекторов, инженеров и техников, освоивших американский проектный и инженерно-строительный опыт.
Госпроектстрой спроектировал и организовал строительство 521 (по другим данным — 571) промышленного объекта, включая почти все значимые стройки первой пятилетки. Гиганты советской индустрии по проектам инженеров Кана сначала собирали в Америке, потом в разобранном виде перевозили в СССР, где собирали вновь.
Значительная часть техники, производившейся тогда на советских заводах, представляла собой копии либо модификации американских аналогов.
Фирма Кана играла роль координатора между советскими заказчиками и сотнями американских компаний и фирм, поставлявших современное оборудование и специалистов на стройки сталинских пятилеток.
Американский гидростроитель Хью Купер был главным консультантом строительства Днепрогэса, а гидротурбины для него были закуплены у General Electric и Newport News Shipbuilding,
Магнитогорский металлургический комбинат спроектировала американская фирма Arthur G.McKee and Co, которая осуществляла строительный надзор.
Стандартная доменная печь для всех металлургических комбинатов периода индустриализации была разработана чикагской компанией Freyn Engineering Co.).
В Советском Союзе трудились также тысячи инженеров и техников из Германии, Швеции, Англии Франции, Чехии и других западных стран, разбитых Великой депрессией. Электротехническое оборудование поставлял «красинский» концерн Siemens-Schuckertwerke AG.. Германия предоставила СССР два крупных займа по 300 млн. марок в 1926 и 1931 гг. Были норвежские и шведские займы, но гораздо меньшие. Опираясь на материально-техническую и финансовую помощь Запада, Сталин создал мощный военно-промышленный потенциал, без которого Советский Союз не устоял бы под гитлеровским ударом.
Ленинскую идею откупа от враждебного Запада Сталин трансформировал в идею подкупа западных политических и деловых кругов, используя для этого драгоценности Гохрана и музейные ценности.
Он подкупил американского алюминиевого короля, министра финансов США Эндрю Мэллона, продав ему 21 шедевр картинной галереи Эрмитажа и заставив служить себе, за что тот едва не угодил в тюрьму.
Эндрю Мэллон ратовал в конгрессе и администрации США за дипломатическое признание СССР и обеспечил доступ на американский рынок советских товаров (асбеста, марганца, леса, спичек и др.). При его содействии в феврале 1930 г. был подписан договор между Амторгом и Albert Kahn Inc., согласно которому эта фирма стала главным консультантом советского правительства по промышленному строительству и получила пакет заказов стоимостью 2 млрд. долл. - это около 250 млрд. долл. в нынешних ценах!
…Советский вождь очаровал предвоенного американского посла Джозефа Девиса и его супругу-миллиардершу Марджори М. Поуст, ставшую подругой жены В.М.Молотова, позволив им объездить Советский Союз и собрать коллекции искусства: одну — выдающуюся (у г-жи Поуст), а у посла — наполовину фальшивую...
В январе 1940 г. вернувшийся из Москвы Джозеф Девис, как «знаток Советского Союза», был назначен специальным помощником госсекретаря, а позднее возглавил созданный при президенте США комитет по объединению деятельности организаций, занимающихся вопросами помощи союзникам во время войны…
«За успешную деятельность, способствовавшую укреплению дружеских советско-американских отношений и доверия между народами обеих стран» 18 мая 1945 г. по указанию Сталина Джозеф Эдвард Дэвис был награжден орденом Ленина. Такой награды не удостаивался ни один западный политик, ни один дипломат.
Начатую Лениным «работу с Западом» Сталин повернул в другое русло и придал ей совершенно иной масштаб. Он заставил главные страны Запада работать на Советский Союз, а потом сделал союзниками в войне против Гитлера… Ленин грезил о мировой революции, а Сталин вершил мировую политику. Но он получил от Ленина дорогое наследство: золотовалютные резервы партии, вывезенные за границу. И он ими пользовался».
Мосякин А.Г. Судьба золота Российской империи в срезе истории. 1880-1922. С. 626-629
Я вот сейчас думаю, прошло всего каких-то полтора десятилетия, и наш народ сумел пройти гигантский путь. Быстро учился, быстро самоорганизовался, быстро строил... творчество во всех сферах и физическая культура достигли высот мирового уровня и обретали массовый характер. Почему, за счет чего и благодаря чему этого удалось достичь? Ответы на эти вопросы, я думаю, находит для себя каждый из нас — граждан России. Они разные будут, эти ответы. И я не претендую на истину. Но мне все же видится: главное, что в таких случаях определяет успех, - это ясное понимание всеми четких, вполне достижимых, общих целей. Всё остальное: умный и талантливый лидер-организатор, руководящее партийное ядро с военной дисциплиной, наличие средств, богатая природа, культурные традиции и прочее — всё это сопутствующие или вторичные факторы.
В тот сложный предвоенный период практически весь многонациональный народ одинаково понимал смысл и значение строительства нового. При этом слово «новое», как термин, пронизывало все сферы общественной жизни. Эта всеобщая сопричастность к новизне, осознание общих целей сильно способствовало тому, что за полтора десятилетия понадобилось сформировать — и была сформирована особая экономическая система: жесткая, взаимосвязанная как часовой механизм, скрепляющая, мобилизационная система. При этом всё, что мешало, являлось лишним, тормозило работу экономической системы, безжалостно выбрасывалось и уничтожалось, а там, где “скрипело”, смазывали «маслом».
Такая мобилизационная система была создана в СССР. Она выдержала все тяготы величайшей в истории человечества войны и просуществовала . . . 40 лет: условно с 1922 года, со времени основания СССР, до 1962 года, когда была опубликована в газете «Правда» статья Евсея Либермана под названием «План, прибыль, премия».
Каковы же были особенности этой редко сегодня вспоминаемой экономической, как сегодня говорят, сталинской системы, сломавшей хребет европейской фашистской диктатуре? Я не оговорился. Именно европейской фашистской диктатуре, потому что на стороне Гитлера союзниками выступало девятнадцать европейских стран!
Давайте попробуем перечислить основные элементы и важнейшие принципы той модели, а заодно попытаемся определить ее сильные и слабые стороны.
При подготовке этой части выступления я активно использовал материалы, представленные в книге Валентина Юрьевича Катасонова «Сталинский ответ на санкции Запада. Экономический блицкриг против России».
Для чего нам это нужно сейчас? Для того, чтобы понять: можем ли мы взять из той системы что-то для нас сегодняшних и для наших детей. Ведь мобилизационная система в те сталинские десятилетия проявила свой огромный потенциал невиданными до той поры темпами развития хозяйства. Но с тех пор за последние сто лет мир сильно изменился. Изменился состав производительных сил. Изменились общественные отношения. Коренным образом изменились технологии, и в первую очередь в области коммуникаций. Появился принципиально новый инструментарий. В управлении и планировании открылись новые очень важные возможности ускоренной обработки огромных массивов информации, чего не было раньше.
И что очень важно - для принятия совместных решений одновременно огромным количеством людей появились новые формы и способы общения через Интернет, интерактивное телевидение и мобильную связь, чего никогда не было за всю историю человечества.
Отсюда вывод простой: если мы сегодня не воспользуемся накопленным уникальным опытом прошлых эпох, если сегодня не воспользуемся открывшимися политическими и технологическими возможностями, если сегодня не изменим коренным образом экономическую систему и систему общественных отношений, то будем навсегда отброшены на обочину мирового прогресса, а может и перестанем существовать вообще как нация.
Итак, что из себя представляла «сталинская» модель экономики?
Она включала в себя восемь важнейших элементов и шестнадцать принципов.
Восемь элементов это:
1 - директивное планирование
2 – централизованное управление экономикой
3 – государственная монополия внешней торговли (и внешнеэкономической деятельности в целом)
4 - государственная валютная монополия
5 - двухконтурная система денежного обращения
6 - одноуровневая банковская система
7- государственное регулирование цен и тарифов
8 – общественные фонды потребления
А теперь – чуть подробнее о каждом элементе:
Итак, первое, - директивное планирование.
Обратите внимание: не просто планирование и не научное планирование, а именно директивное. Это значит, что планирование производства конкретной продукции на каком-то конкретном заводе осуществлялось не на самом заводе, а централизованно в отраслевом министерстве и уже затем доводилось до всех предприятий в виде конкретных экономических показателей, которых данное предприятие должно было в течение года достичь. Причем, обратите внимание, план в таком варианте обретал силу закона.
Второй элемент сталинской модели - централизованное управление экономикой.
Думаю, не требуется подробно разъяснять, что означает централизованное управление. Все понимают, что при централизованном управлении ответы на вопросы что строить, где строить, когда и сколько строить, откуда брать деньги, технологии, специалистов и на другие вопросы ответы опять же дают где? Правильно - в отраслевых министерствах.
А теперь - маленькая ремарка: при таком жестком директивном планировании и централизованном управлении экономикой неизбежно возникают и определенные требования к исполнительским кадрам. В таких жестко очерченных условиях можно за сравнительно короткий период времени достичь относительно высоких показателей в двух случаях: либо за счет высокой самоотдачи и самоотверженного труда во имя исполнения светлой мечты и достижения благородных целей, либо за счет жесткой трудовой дисциплины на уровне армейских уставов или … тюремных режимов.
Сразу скажем: в период становления новых, до той поры никогда и нигде в мире не опробованных общественных отношений в обществе были задействованы все механизмы и способы достижения цели: и самоотверженный труд, и жесткая трудовая дисциплина, и тюремный режим.
Как мы уже отметили, концентрированное средоточие ресурсов дает очень эффективный результат, но... при условии кратковременного задействования либо, в крайнем случае, при достижении среднесрочных целей. Работа в таком режиме длительное время противопоказана. В какой-то момент наступает нервное переутомление, эмоциональный перегрев, быстрый износ материальных ресурсов. Таким интенсивным способом можно дать импульс движению к цели, заложить хороший прочный фундамент, но решение стратегических задач, достижение длительных по времени целей возможно лишь при равномерном движении или плавном ускорении. Однако этот второй, долгий период плавного постепенного движения к конечной цели сопряжен уже с другого рода опасностью.
Набрав большую массу при плавном устойчивом ускорении очень трудно на полном ходу резко менять что-либо в системе. Но самое разрушительное действие в этом случае – резкая смена курса. В таком разе неизбежна катастрофа. Чтобы достичь конечной стратегической цели - материального и духовного равновесия – и при этом не впасть в рутинный консервативный застой, требуется постоянно совершенствовать технологии, максимально перекладывать утомительный монотонный не творческий физический труд на автоматы и механизмы. А освободившееся время посвящать творческой работе, научной, исследовательской, защите отечества, воспитанию и обучению.
Наряду с директивным планированием и централизованным управлением экономикой третий элемент сталинской модели экономики - государственная монополия внешней торговли (и внешнеэкономической деятельности в целом) - выглядит вполне уместным и логически оправданным.
Собственно, как и четвертый элемент - государственная валютная монополия;
и пятый элемент - двухконтурная система денежного обращения (имеется в виду контур наличного и контур безналичного денежного обращения с жесткими ограничениями на перемещение денег из одного контура в другой);
и шестой элемент - одноуровневая банковская система (то есть, - Государственный банк и несколько специализированных банков с широкой филиальной сетью).
Все эти элементы органично вписываются в общую систему как само собой разумеющееся.
Еще один, седьмой элемент мобилизационной модели экономики – государственное регулирование цен и тарифов – весь советский период постоянно находился в процессе изменений и дополнений.
Это связано с тем, что в процессе ценообразования необходимо учитывать постоянно меняющиеся факторы, влияющие на ценообразование. Какие факторы?:
первый - действующие на рынке цены;
второй - уровень издержек;
третий - соотношение спроса и предложения;
и четвертый фактор - необходимость учитывать соотношение экономических и социальных задач.
Кроме того, требовалось обеспечить постоянный контроль соблюдения цен.
Наконец, еще один, восьмой элемент мобилизационной экономики - общественные фонды потребления.
Об этом элементе – чуть подробнее.
Общественные фонды потребления – важная форма общественного распределения материальных и духовных благ. Общественные фонды потребления являлись частью национального дохода, которая предоставлялась государством или предприятиями членам общества сверх оплаты их труда как в форме предметов потребления и услуг, так и в денежной форме.
Общественные фонды потребления являлись общенародной собственностью (за исключением их части, принадлежащей колхозам). Эти фонды направлялись на индивидуальное и коллективное потребление. В форме общественного обслуживания предоставлялись все услуги учреждений здравоохранения, просвещения и физической культуры. Коллективным путём также удовлетворялись потребности населения в жилье и коммунально-бытовых услугах.
Основная часть общественных фондов потребления (примерно 70 %) формировалась за счёт государственного бюджета (в том числе бюджета государственного социального страхования) и использовалась в централизованном порядке. Меньшая часть их образовывалась на предприятиях за счёт прибыли (фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства) в пределах, регулируемых государством, а также в колхозах при распределении их доходов.
Состав общественных фондов потребления не оставался постоянным. Одни блага и услуги сокращались, другие, наоборот, расширялись. Так, например, уже во второй половине 1970-х годов планировалось достичь следующих показателей:
- бесплатное содержание детей в детских учреждениях и школах-интернатах (по желанию родителей);
- бесплатное образование во всех учебных заведениях;
- бесплатное медицинское обслуживание всех граждан, включая обеспечение медикаментами и санаторное лечение больных;
- бесплатное пользование квартирами, а также коммунальными услугами;
- бесплатное пользование коммунальным транспортом;
- бесплатное пользование некоторыми видами бытового обслуживания;
- последовательное снижение платы и частично бесплатное пользование домами отдыха, пансионатами, туристскими базами, спортивными сооружениями;
- всё более широкое обеспечение населения пособиями, льготамии стипендиями (пособиями - одиноких и многодетных матерей, стипендиями - студентов);
- постепенный переход к бесплатному общественному питанию (обеды) на предприятиях, в учреждениях и для занятых в производстве колхозников.
Таким образом, в процессе использования общественных фондов потребления выделялись две их части:
1) расходы по содержанию нетрудоспособных, - стипендии и пособия, которые в основном осуществлялись в форме денежных выплат;
2) предоставление всему населению бесплатно или на льготных условиях предметов потребления и услуг.
Мы перечислили восемь основных элементов мобилизационной модели экономики. А теперь разберем, какие же основные принципы требовалось соблюсти, чтобы эти восемь элементов работали с наибольшей эффективностью.
Важнейшими принципами функционирования сталинской модели экономики были следующие шестнадцать принципов:
первый, - общественный характер присвоения при распределении по труду;
второй принцип, - ориентация всех звеньев экономики на конечный народнохозяйственный результат, который заключался в максимальном удовлетворении общественных потребностей каждого члена общества;
третий,- гармоничное сочетание общественных и личных интересов;
четвертый принцип, - распределение общественного продукта между членами общества по принципу трудового участияи через общественные фонды потребления (и соответственно строгое пресечение любых случаев получения нетрудовых доходов);
пятый, - возрастающая роль общественных фондов потребления в распределении общественного продукта;
шестой, - превалирование моральных стимулов труда над материальными стимулами;
седьмой, - государственная собственность на природные ресурсы и средства производства;
восьмой принцип, - полное исключениеприродных ресурсов и средств производства из товарно-денежных отношений (их директивное распределение на основе планов);
девятый, - поддержание обороноспособности страны на основе принципа «разумной достаточности»;
десятый, - сочетание отраслевого и территориального принципов управления экономикой при доминирующей роли отраслевого принципа;
одиннадцатый принцип, - доминирующая роль натуральных показателей над стоимостными показателями в системе управления и планирования экономикой;
двенадцатый, - недопустимость использования в качестве основного стоимостного показателя прибыли (основным стоимостным показателем может быть снижение себестоимости продукции);
тринадцатый, - выравнивание уровней экономического развития отдельных регионов;
четырнадцатый, - подчиненная роль товарно-денежных отношений (ограничение их действия лишь сферой торговли товарами и услугами конечного потребления);
пятнадцатый, - допущение мелкого товарного производства, ограниченного перечня услуги кооперативной формы собственности;
и шестнадцатый принцип, - экономическая безопасность государства.
А теперь - краткая характеристика каждого принципа в отдельности:
- общественный характер присвоения при распределении по труду.
Это надо понимать так, что создаваемый общим трудом прибавочный продукт достаточно равномерно распределялся среди всех членов общества через механизм понижения розничных цен на потребительские товары и услуги и через пополнение общественных фондов потребления.
Еще один принцип – ориентация всех звеньев экономики на конечный народнохозяйственный результат, который заключался в максимальном удовлетворении общественных потребностей каждого члена общества.
Перечислим еще несколько социально ориентированных принципов.
- Гармоничное сочетание общественных и личных интересов.
Действие этого принципа сказывалось не только на трудовых отношениях, но и в быту. Особенно ярко это проявлялось на селе, где все друг друга хорошо знали, вместе целыми улицами отмечали праздники, также всей улицей строили дом молодой семье. Затем эти соборные традиции вместе с сельскими жителями постепенно перекочевывали в города, где Новый год отмечали если не всем подъездом, то лестничной площадкой.
Следующий принцип:
- распределение общественного продукта между членами общества по принципу трудового участияи через общественные фонды потребления (и, соответственно, строгое пресечениелюбых случаев получения нетрудовых доходов).
Следование этому принципу способствовало развитию повсеместного нормирования труда во всех производственных отраслях. Этот принцип также стимулировал трудящихся к перевыполнению нормативов и плановых показателей, вплоть до проявления массового трудового героизма.
Вместе с тем, следующий принцип:
- возрастающая роль общественных фондов потребления в распределении общественного продукта постепенно дополнял, но пока еще не замещал денежного эквивалента трудового участия, поскольку общественные фонды потребления были задействованы в первую очередь на удовлетворение потребностей наиболее незащищенных, нуждающихся слоев населения: детей, стариков, инвалидов, многодетных семей и пр.
Наконец, принцип
- превалирование моральных стимулов труда над материальными стимулами способствовал повышению общественной значимости труда и в первую очередь – коллективного труда. Производственные соревнования, конкурсы на звание лучшего по профессии и пр. отмечались самыми разнообразными способами: от публикации в производственной стенгазете до государственных премий и правительственных наград.
Вместе с тем, кроме социально ориентированных принципов Сталинская модель государственного строительства включала в себя целый ряд сугубо экономических принципов. Это:
- государственная собственность на природные ресурсы и средства производства;
- полное исключение природных ресурсов и средств производства из товарно-денежных отношений (их директивное распределение на основе планов);
- поддержание обороноспособности страны на основе принципа «разумной достаточности»;
- сочетание отраслевого и территориального принципов управления экономикой при доминирующей роли отраслевого принципа.
Отраслевой принцип управления обеспечивает специализацию— как необходимое условие совершенствования производства и его непрерывного технического развития, а также более гибкое и эффективное использование людских и материально-технических ресурсов отрасли.
Вместе с тем для более успешного централизованного (то есть, отраслевого) руководства при больших территориальных масштабах, сложной технологической кооперации, необходимо усиление самостоятельности территориальных органов.
Следующий принцип:
- доминирующая роль натуральных показателей над стоимостными показателями в системе управления и планирования экономикой определяет степень закрытости государственной национальной экономики, показывает ее ориентирование в первую очередь на внутренний рынок. В ту эпоху, на том этапе экономического развития более важным было не то, сколько стоит товар, а то, чтобы он был в достаточном количестве для удовлетворения жизненных потребностей каждого гражданина страны.
Это положение естественно обусловливает следующийпринцип:
- недопустимость использования в качестве основного стоимостного показателя прибыли (основным стоимостным показателем может быть снижение себестоимости продукции (а не прибыль).
Это означает следующее: чтобы этот товар был доступен абсолютно всем категориям потребителей, он должен быть достаточно дешевым. Это также означает, что высококлассный специалист, получающий большую заработную плату, не станет покупать за ненадобностью несколько стиральных машин и десяток костюмов, а специалист низкой квалификации, с маленькой зарплатой также будет способен купить и костюм, и ту же стиральную машину. Тем самым решалось острое противоречие: не допускался большой разрыв между малоимущими и сверх богатыми гражданами.
Наравне с этим следующий принцип:
- выравнивание уровней экономического развития отдельных регионов также позволял постепенно выравнивать экономические показатели, включая уровень жизни, в первую очередь дотационных национальных окраин.
Наконец, очень важный принцип, можно сказать, краеугольный камень сталинской экономической системы:
- подчиненная роль товарно-денежных отношений (ограничение их действия лишь сферой торговли товарами и услугами конечного потребления).
Это означает, что все предприятия, за исключением торговых, не имели доступа к наличным деньгам. Во взаимных расчетах хозяйствующих субъектов полностью отсутствовал механизм обналичивания средств. Такой способ ведения дел серьезнейшим образом снижал коррупционную составляющую в государственном секторе. У номенклатурного руководства государственного предприятия не было доступа к наличным деньгам. Им так же, как и всем остальным рабочим, заработную плату выдавал центр.
Несколько забегая вперед, скажем, что нарушение этого принципа в дальнейшем подорвало основы государственного строя. После чего сначала медленно, а затем все быстрее государственная экономическая система, выстроенная с таким трудом, пошла вразнос.
Но это случится потом, после Сталина. А пока работают его принципы государственного строительства, государственного устройства, к которым добавляются:
- допущение мелкоготоварного производства, ограниченного перечня услуг и кооперативной формы собственности.
А завершает весь список принцип
- экономической безопасности государства
(т.е. способность экономического развития страны при необходимости исключительно за счет внутренних источников).
В нашу задачу не входит оценивать целесообразность применения разбираемой экономической системы в ту конкретную историческую эпоху. Плюсы и минусы есть у каждой экономической системы, а эффективность выбранной системы всякий раз будет зависеть от поставленных целей и конкретных задач, которые должна решить та или иная модель экономической системы в конкретный исторический период. В данный момент наша с вами задача – сначала просто понять особенности представленной экономической системы, ее возможности, и уже затем посмотреть, каков был результат применения той или иной модели на примере нашей страны.
Итак, приведенный список основных элементов и принципов сталинской экономической системы в своей совокупности позволяет:
первое, - осуществлять планирование (краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное) всей совокупности крупных и части средних предприятий страны;
второе, - контролировать исполнение производственных заданий;
третье, - стимулировать производственные коллективы к перевыполнению плановых заданий без нарушения трудового законодательства;
четвертое, - постоянно увеличивать производственные мощности;
пятое, - постепенно снижать цены на товары широкого потребления;
и шестое, - мобилизовать на решение поставленных задач, практически, всё общество.
Такая совокупность элементов и принципов экономической системы позволила выстроить строго пирамидальную систему управления и мобилизовать на исполнение спланированных задач, практически, всё население страны.
Благодаря такой концентрации усилий удалось не только победить в самой разрушительной войне за всю историю человечества,
но и достичь за короткий период времени небывалой до той поры динамики роста производственных показателей.
На экране вы можете видеть таблицы, некоторые данные той эпохи.
Как видим из приведенных показателей, результаты применения мобилизационной системы экономики на опыте СССР выглядят довольно впечатляюще.
Среднее значение роста из семи показателей - 1552 процента. Огромный, невиданный до той поры показатель роста!
О д н а к о… в то же время эта система:
- не позволяет осуществить ни текущее, ни перспективное планирование мелких и большинства средних предприятий ни в сфере производства, ни в сфере услуг;
- с трудом приспосабливается к быстрой смене спроса на потребительском рынке;
- полная закрытость системы опасно снижает конкуренцию в борьбе за качество выпускаемой продукции, затрудняет своевременную смену модельного ряда и тормозит внедрение прогрессивных технологий;
- плановая мобилизационная система очень зависима, я бы сказал, болезненно зависима от уровня профессионализма и организаторских способностей управленческого аппарата. Чем выше стоит чиновник в управленческой пирамиде, тем тяжелее для всей экономики сказываются его управленческие ошибки. Дело в том, что до настоящего времени в управленческой властной пирамиде недостаточно разработана система страховки от ошибок. В технической сфере еще можно в определенной степени подстраховаться. Например, авиадиспетчер может вовремя подсказать командиру самолета о возможной опасности, но в вопросах политики, в вопросах управления государством страховать верховного руководителя от ошибок пока еще некому.
В политической пирамиде есть система сдержек и противовесов между парламентской, партийной, президентской и судебной ветвями власти. Но, по-прежнему, подчеркиваю: институт страховки от принятия неверных политических решений в настоящее время отсутствует. Хотя, не исключаю: от принятия неверных административно-хозяйственных решений, возможно, частично мог бы страховать высокоразвитый технологический комплекс планирования на базе новейших компьютерных программ.
Далее читайте: Либермано-Косыгинский вариант
https://dzen.ru/a/ZLV2h81mam-xrqMw
Прочитать полный текст проекта Конституции, а также полный текст ОСНОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СОЮЗА СУВЕРЕННЫХ СОГРАЖДАН РОССИИ – СССР с иллюстрациями или без иллюстраций, скачать, а также свозможностью прослушать весть текст в авторском варианте, задать вопросы или обсудить в чате можно также в Telegram по адресу: https://t.me/SSSR_1922_2022
Оглавление
Вступление
Союз Суверенных Сограждан России - СССР. Основы экономической системы. Вступление.
Союз Суверенных Сограждан России - СССР16 июля
Сталинский вариант
https://dzen.ru/a/ZLQE_5-h-FlX-eyD
Либермано-Косыгинский вариант
https://dzen.ru/a/ZLV2h81mam-xrqMw
Основы будущей экономической системы СССР
в сравнении со сталинским вариантом.
https://dzen.ru/a/ZLWqiv_1Ymc4MOVd
Об основных положениях экономического раздела СССР-2
https://dzen.ru/a/ZLbNbFSe3W5D1Nrs
Основы внешней политики СССР-2
https://dzen.ru/a/ZLgjWmUfBn_vu7SB
Союз Суверенных Сограждан России - СССР
Развитие промышленности в СССР-2
https://dzen.ru/a/ZLlq0t4n8R_g8u3-
Союз Суверенных Сограждан России - СССР
Электроэнергетика. Топливная, Химическая и нефтехимическая промышленность. Металлургия. Машиностроение. Металлообработка.
https://dzen.ru/a/ZLr0YiqAL1jr1xvJ
Союз Суверенных Сограждан России - СССР
Лесное хозяйство. Легкая промышленность
https://www.youtube.com/watch?v=RMb22Z8Ib4w
Союз Суверенных Сограждан России - СССР
Агропромышленный комплекс - Рыбное хозяйство
https://dzen.ru/a/ZL1xTV-5t2XqDCzN
Союз Суверенных Сограждан России - СССР
Транспорт – Строительство. Стандартизация, ЖКХ, Торговля.
https://www.youtube.com/watch?v=iC1TBehonhs
Союз Суверенных Сограждан России - СССР
Здравовоохранение. Физкультура. Спорт. Соцобеспечение. Образование. Культура. Искусство.
https://dzen.ru/a/ZMFNiduWOBHo3h5c
Союз Суверенных Сограждан России - СССР
Финансы
https://dzen.ru/a/ZMLBorPY2hn9q6JM
Союз Суверенных Сограждан России - СССР
Огосударствление собственности
https://www.youtube.com/watch?v=gYxbPbqRUB8
Союз Суверенных Сограждан России - СССР
Причины стагнации - план действий
https://www.youtube.com/watch?v=bfu95Ryi3tY