Найти тему
На страже Родины

ГРУППА АКТИВНОЙ ПОМОЩИ

уверенно руководит полётами воздушных судов

В авиационном полку транспортной авиации, которым командует полковник Александр А., весь личный состав обладает крепкими знаниями и отличными навыками. Свой вклад в устойчивый и безаварийный ритм аэродрома вносит группа управления полётами.

На постоянном посту

Одни самолёты взлетают и уходят за границы поля зрения радара, другие, наоборот, запрашивают параметры захода на посадку и касаются ВПП, выбрасывая чёрные облачка горелой резины из-под колёс шасси. В таком непрерывном круговороте и проходит работа группы, которой руководит майор Илья З.

Очередной день насыщен полётами. Большая часть экипажей выполняет учебные упражнения, а обеспечением полётов занимается большой коллектив самых разных специалистов. В зависимости от сложности учебно-боевых задач, полёты проводятся под руководством командиров экипажей, эскадрилий, командира полка и его заместителей.

При этом никто не отменяет транзитные рейсы, которые выполняются через аэродром.

Группа руководства полётами занимает важное место в организации процесса подготовки экипажей. После получения задач в тактическом классе, руководитель полётов майор Илья З. поднимается на вышку командно-диспетчерского пункта (КДП), уточняет данные у диспетчера, метеоролога и дежурного по связи. Ещё раз изучает план проведения полётов и даёт указания личному составу группы.

Наступает время готовности. Дежурный штурман капитан Михаил Д. достаёт ракетницу и в воздух взмывают две зелёные ракеты, обозначающие начало полётов.

Майор Илья З. прошёл большой путь до назначения на должность руководителя полётов в 2020 году. Окончил Актюбинское высшее военное авиационное училище лётчиков. За время службы освоил самолёты Як-18Т, Л-39, МиГ-23, МиГ-27. После выполнения задач в истребительно-бомбардировочной авиации офицер был назначен старшим помощником руководителя полётов, а затем и руководителем.

Режим сопровождения

Внешнее спокойствие руководителя группы обманчиво – он в любой момент готов отреагировать на изменение ситуации, дать команду командиру корабля. Майор Илья З. способен выполнять задачи в максимально сложных условиях, умеет организовать массовый разлёт самолётов или посадку большого количества авиатехники на один аэродром, организовать полёты в сложных метеоусловиях, а также выполнить задачи при нескольких нештатных ситуациях одновременно.

Самолёт Ан-12, сотрясая стёкла КДП, разгоняется по взлётно-посадочной полосе, набирает высоту и скрывается за облаками. Через несколько минут по бетонке начинает разгон другой транспортник – Ан-26.

На дисплеях локаторов несколько жёлтых точек воздушных судов, и рядом с ними быстро сменяются цифры, обозначающие основные параметры полёта –высоту и скорость. За обстановкой наблюдает руководитель ближней зоны – старший помощник руководителя полётов майор Андрей К.

Приземление самолёта Ан-12
Приземление самолёта Ан-12

На посадку заходит самолёт Ан-12 под управлением майора Юрия К. За его приближением внимательно наблюдает руководитель зоны посадки капитан Александр М. На мониторе локатора нанесена мелкая сетка для точного определения параметров посадочного курса по направлению и высоте. Информация помогает ориентироваться, видеть все отклонения и вовремя дать необходимую команду экипажу.

Оба руководителя зон окончили Ейское высшее военное авиационное училище (военный институт) имени дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта В.М. Комарова, и стали, как записано в их дипломах, «инженерами по управлению воздушным движением».

Посадку контролирует и дежурный штурман капитан Михаил Д. В его обязанности входит видеосъёмка каждого взлёта и приземления. Во время обучения в Челябинском высшем военном авиационном Краснознамённом училище штурманов Михаил Д. изучал не только навигацию, но и прошёл краткий курс приёмов пилотирования. Эта практика помогла успешно изучить вопросы прокладки маршрутов полётов. Будучи курсантом, он сумел изучить стратегический бомбардировщик Ту-22М3. Затем, за годы офицерской службы капитан Михаил Д. освоил обязанности штурмана при полётах на транспортных самолётах Ан-12, Ан-72 и Ан-26, навигационное оборудование Ту-134. Получил и достаточную практику в бомбометании.

Исключить ошибки

Что главное в работе группы руководства полётами? Пожалуй, отличное взаимопонимание с экипажами самолётов и вертолётов. Надо помнить, что скорость воздушного судна, например, Ан-12, порядка 750 км/ч. При выполнении полётного задания на высоте 3000–4000 метров и в свободном воздушном пространстве всегда есть время для исправления ошибки по курсу и высоте. Однако при заходе на посадку с дальности 3–5 км при скорости более 300 км/ч реакция группы должна быть практически мгновенной.

Это означает, что переговоры между руководителем полётов, руководителем зоны посадки и командиром корабля должны быть предельно чёткими и понятными. В них не должно быть двусмысленности. И, конечно, исключается нестандартная терминология. Кроме этого, при выполнении взлёта и посадки самолёта отвлекать экипаж от пилотирования запросами по радио на высотах менее 150 м запрещается.

Полёты продолжаются

Взмывает в небо реактивный Ан-72, и на полосу выруливает транспортный вертолёт Ми-8. Вскоре за облаками постепенно стихает шум и его винтов. А в это время приземлившийся самолёт осматривает на площадке группа технических специалистов, происходит смена экипажа.

Посадка на полосу вертолёта Ми-8
Посадка на полосу вертолёта Ми-8

На другой стоянке – второй эскадрильи – проходит подготовка самолёта Ан-26 к вылету для разведки погоды, предваряющей ночные полёты. На предварительный старт выруливает Ту-134…

Владимир ЧЕРНОВ

Фото автора

Ленинградская обл.