Попала мне на глаза картина Александра Бучкури «Вывод», написанная в 1936 году. На полотне художник изобразил обнажённую женщину, стоящую возле запряжённой в сани лошади. На санях сидит мужчина, он занёс над несчастной кнут, а вокруг толпа кричащих и смеющихся людей. Сюжет основан на довольно жестоком деревенском обычае, который служил наказанием для неверных или непокорных жён. Заподозривший супругу в неверности муж привязывал жену раздетой к запряжённой лошади и водил по деревне и стегал кнутом. Деревенские жители могли участвовать в наказании, смеясь над несчастной, обзывая её и забрасывая камнями и палками. Самое ужасное, что подвергаемая издевательствам женщина могла быть невиновной. Достаточно было завистникам или недоброжелателям оболгать супругу, а может и сам муж хотел таким образом избавиться от неугодной жены.
Бучкури взволновала бесправность, беззащитность женщины. Подобный обычай не фантазия художника, а реально существовавшее наказание в деревнях ещё каких-то сто лет назад. Картина повторяет сюжет одноименного рассказа Максима Горького:
«К передку телеги привязана веревкой за руки маленькая, совершенно нагая женщина, почти девочка. Она идет как-то странно — боком, ноги ее дрожат, подгибаются, ее голова, в растрепанных темно-русых волосах, поднята кверху и немного откинута назад, глаза широко открыты, смотрят вдаль тупым взглядом, в котором нет ничего человеческого. Все тело ее в синих и багровых пятнах, круглых и продолговатых, левая упругая, девическая грудь рассечена, и из нее сочится кровь. Она образовала красную полосу на животе и ниже по левой ноге до колена, а на голени ее скрывает коричневая короста пыли. Кажется, что с тела этой женщины содрана узкая и длинная лента кожи. И, должно быть, по животу женщины долго били поленом, а может, топтали его ногами в сапогах — живот чудовищно вспух и страшно посинел.
Ноги женщины, стройные и маленькие, еле ступают по серой пыли, весь корпус изгибается, и нельзя понять, почему женщина еще держится на этих ногах, сплошь, как и все ее тело, покрытых синяками, почему она не падает на землю и, вися на руках, не волочится за телегой по теплой земле...»
У другого писателя Алексея Толстого в романе Петр I описывается еще одно наказание, от которого пошло фразеологическое выражение «стоять как вкопанный». В России в 1649 году было введено Соборное уложение, в 22 статье которого написан указ, согласно ему женщину, убившую своего мужа, необходимо закопать в землю. Ее запрещено было кормить, поить, и несчастная умирала в страшных муках несколько дней. На Руси мужчина мог собственноручно убить свою жену, если она провинилась. В русской литературе достаточно примеров, когда мужчины истязают своих жен/ любимых, фактически подгоняя преступление под закон чести. Трагичен финал романа «Идиот» Достоевского. Писатель точно и подробно не описывает, почему Рогожин убил содержанку и любимую женщину Настасью Филипповну, остается догадываться – из ревности. В романе Шолохова «Тихий Дон» Степан Астахов, возвратившись со сборов, жестоко избивает свою жену Аксинью за измену с Григорием Мелеховым. Бьёт ее люто, ногами в живот, она молча терпит, выползая из дома, а потом прячась за стогом. Спасают ее от смерти Григорий с братом. В общем, все эти сюжеты отсылают нас к известной библейской притче о Марии Магдалине, побиваемой камнями за блуд. Иисус останавливает наказание: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень».
Блуд есть смертный грех, но кто судья и палач? Любящий человек? В основе жестокости лежит безответное чувство мужчины. Брак и любовь не дают права собственности над женщиной. Удивительно, что при всей цивилизованности общества мы иногда слышим о том, что мужья убивают своих женщин, калечат их, и не всегда можно защититься или огласить факт истязания. Почему так происходит? Причин много, и ни одна из них не объясняет жестокости по отношению к слабому полу. Заступники формально у женщин есть, но вывод один: учиться защищаться самой.
Татьяна
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, обсуждайте интересные темы