Найти в Дзене

Внешняя политика России 2010-2022 год

В 2010 году Путин предлагал Евросоюзу создать экономический альянс на территории от Владивостока до Лиссабона, начав с унификации таможенных тарифов и технического регулирования, отмены визового режима с ЕС. Однако, вероятно, у Запада были уже другие цели в отношении России, которая начала выходить из- под его контроля. Новая трещина в отношениях между Россией и Западом возникла в начале 2011 года ,когда на севере Африки начались цветные революции и Запад начал военную операцию против суверенной Ливии. Будучи премьером, Путин сравнил военную операцию Запада в Ливии с крестовым походом. При этом Путин подверг критике резолюцию СБ ООН по Ливии (при голосовании по которой Россия воздержалась, но не использовала право вето), назвав её «неполноценной и ущербной». Россия воздержалась при голосовании за «безполетное небо« для Муамара Кадаффи, и «проглотила» бомбежки Ливии со стороны НАТО, убийство Кадаффи. А незадолго до этого, президент Д. Медведев не разрешил разгрузку в портах Ливии у

В 2010 году Путин предлагал Евросоюзу создать экономический альянс на территории от Владивостока до Лиссабона, начав с унификации таможенных тарифов и технического регулирования, отмены визового режима с ЕС. Однако, вероятно, у Запада были уже другие цели в отношении России, которая начала выходить из- под его контроля.

Новая трещина в отношениях между Россией и Западом возникла в начале 2011 года ,когда на севере Африки начались цветные революции и Запад начал военную операцию против суверенной Ливии. Будучи премьером, Путин сравнил военную операцию Запада в Ливии с крестовым походом. При этом Путин подверг критике резолюцию СБ ООН по Ливии (при голосовании по которой Россия воздержалась, но не использовала право вето), назвав её «неполноценной и ущербной». Россия воздержалась при голосовании за «безполетное небо« для Муамара Кадаффи, и «проглотила» бомбежки Ливии со стороны НАТО, убийство Кадаффи. А незадолго до этого, президент Д. Медведев не разрешил разгрузку в портах Ливии уже оплаченных ею и доставленных наших средств ПВО. Если бы Кадаффи получил эти средства ПВО, вряд ли НАТО решилось бы на бомбежки и ситуация в Ливии могла бы другой. Итогом этой двусмысленной политики стало предательство Ливии, потеря Россией многомиллиардных контрактов, которые могли быть заключены. Ливия, в отличие от других стран Африки была платежеспособной страной. Нужно отметить, что Россия извлекла уроки из действий НАТО в Ливии, этой не спровацированной агрессии Запада

В феврале 2012 года при голосовании в Совбезе ООН по аналогичной резолюции по Сирии Россия использовала право вето. Российское руководство расценивало «арабскую весну» в целом как исламистскую революцию, в которой на первый план выходят экстремисты. Но Россия имела и свой интерес в Сирии. В это время она начала строительство газопровода «Южный поток» через Турцию на юг Европы. В противовес этому Запад, чтобы помешать этому, разработал проект газопровода Катар-Европа, который должен был пройти по территории Сирии. По просьбе Путина Башар Асад заблокировал этот проект.

И с весны 2011 года Запад инспирировал в Сирии гражданское противостояние, переросшее в гражданскую войну. Россия с самого начала оказывать всестороннею поддержку Башару Асад, в том числе поставками оружия, военной техники и боеприпасов, а также организацией обучения специалистов и предоставлением военных советников. Отказываясь использовать своё влияние для давления на президента Асада и призывая обе враждующие стороны совместно добиваться национального примирения, российское руководство было уверено, что исходит из равновзвешенной позиции. Успехом российской дипломатии в сентябре 2013 года стало посредничество в вопросе о сирийском химическом оружии. Владимир Путин смог предотвратить угрозу американских ударов по Сирии своим предложением по ликвидации сирийского химического арсенала.

К 2014 году часть территории Сирии была захвачена террористическими формированиями «Исламского государства» (ИГИЛ), провозгласившими халифат на территории Ирака и Сирии. К осени 2015 года ситуация в Сирии стала катастрофической, угрожая поражением сирийской правительственной армии и захватом Дамаска, что привело бы к крушению сирийской государственности. Террористические группировки и формирования вооружённой оппозиции располагали стратегическим преимуществом и контролировали целые провинции и большинство нефтяных месторождений. Правительственные силы были фактически прижаты к западной границе Сирии.

30 сентября 2015 года по просьбе президента Сирии Башара Асада Россия начала военную операцию против формирований «Исламского государства» и «Джебхат ан-Нусра» в Сирии. При этом Россия отказалась присоединиться к действующей под эгидой США международной коалиции, сославшись на то, что эта коалиция действует в Сирии без мандата СБ ООН и не имея согласия законного правительства Сирии.

Вступление России в конфликт позволило радикальным образом изменить направленность и характер военных действий. «Игилу» ВКС и ракетные войска РФ нанесли поражение. Правительству Б. Асада удалось установить контроль над большей территорией страны. В январе 2017 года по инициативе России, Турции и Ирана в Астане (Казахстан) начались межсирийские мирные переговоры, участниками которых впервые за время конфликта стали представители сирийского правительства и вооружённой оппозиции.

29 -30 января 2018 года в Сочи состоялся Конгресс сирийского национального диалога, в котором приняли участие около 1,4 тыс. представителей различных политических сил Сирии, проживающих как в Сирии, так и за рубежом, члены профсоюзов, старейшины племен, религиозные деятели, активисты и правозащитники, представители студенческих союзов, как оппозиционных, так и лояльных нынешнему сирийскому режиму и президенту страны Башару Асаду, международные наблюдатели и представители России, Турции и Ирана. На форуме было принято решение о формировании полномочного органа из представителей официальных властей Сирии, оппозиции и независимых политиков для подготовки новой конституции Сирии под эгидой ООН в Женеве.

Завершение военной фазы конфликта в Сирии и переход к стадии политического урегулирования привели к интенсификации дипломатических контактов России с основными действующими лицами в сирийском конфликте — Ираном, Турцией, Саудовской Аравией. Россия поддерживает контакты с руководством Египта, Израиля и других государств.

Россия - США

Период с 2010 по 2014 г. отмечен постепенным ухудшением отношений России и Запада. Отказ России от существования в однополярном мире, курс на многовекторные международные отношения был негативно воспринят США и Европой.

В августе 2013 года российско-американские отношения, по оценкам экспертов, достигли низшей точки с окончания эпохи «холодной войны». Сентябрьский визит президента США Обамы в Москву и его переговоры с Путиным были отменены из-за предоставления временного убежища в России бывшему сотруднику ЦРУ Эдварду Сноудену, разногласий по ситуации в Сирии. В специальном заявлении Белого дома об отмене визита Барака Обамы в Москву в сентябре 2013 года отмечалось «отсутствие за последние 12 месяцев прогресса по таким вопросам, как противоракетная оборона и контроль над вооружениями, торгово-экономические отношения, проблемы глобальной безопасности, права человека и гражданское общество».

После событий 2004–2014 г.г. на Украине отношения между Россией и США описывают как «новую холодную войну». Страны прекратили антитеррористическое сотрудничество, снова наращивается вооружение, США неоднократно обвиняли Россию в хакерских атаках на сайт Демократической партии. Стороны обмениваются санкциями и вводят новые ограничения друг против друга каждый год. Новый этап напряжённости между странами был вызван присоединением Крыма к России в 2014 году

Администрация президента Обамы взяла курс на «системное сдерживание» России, сворачивание связей и ввела визовые, финансовые и имущественные санкции против ряда российских официальных лиц, депутатов Федерального собрания и предпринимателей, а также компаний и банков, которые с тех пор неоднократно продлевались и усиливались. С российской стороны принимались ответные меры — как зеркальные, так и асимметричные — по защите национальных интересов России в связи с недружественными действиями.

Победа Дональда Трампа на президентских выборах в США в ноябре 2016 года породила в России надежды на улучшение российско-американских отношений, однако на практике американская администрация продолжила конфронтационную линию, используя против России экономические, военно-политические, пропагандистские и иные инструменты.

После вступления Джозефа Байдена в должность президента США официальные лица новой администрации сообщили, что США не стремятся ни к осложнению отношений с Россией, ни к «перезагрузке» этих отношений. Целью новой политики США будет достижение предсказуемых и стабильных отношений, оставляющих место для сотрудничества в ряде сфер для продвижения интересов США. При этом США «могут привлекать Россию к ответственности за любые её злонамеренные действия». Ещё до инаугурации Байдена он договорился с президентом Путиным по телефону о продлении на пять лет без дополнительных условий Договора СНВ-3, действие которого истекало 4 февраля 2021 года. Новая администрация продолжила политику санкций против России, но не стала препятствовать завершению строительства газопровода «Северный поток — 2». 16 июня 2021 года в Женеве состоялись переговоры Владимира Путина и Джо Байдена. В ходе саммита, в частности, была достигнута договорённость о запуске российско-американского диалога по стратегической стабильности.

5 сентября 2022 года президент России Владимир Путин в утвердил новую внешнеполитическую доктрину, основанную на концепции «Русского мира». Доктрина представлена как стратегия «мягкой» силы для защиты и продвижения «традиций и идеалов Русского мира». В частности, предполагается поддержка соотечественников, помощь в сохранении культурной идентичности. В качестве приоритета заявлено расширение сотрудничества со славянскими народами, Китаем и Индией и укрепление связей с Ближним Востоком, Латинской Америкой и Африкой, а также Абхазией, Южной Осетией, а также самопровозглашёнными Луганской и Донецкой Народными Республиками.

27 октября, выступая на Международном дискуссионном форуме «Валдай» Владимир Путин, как отмечает Financial Times, в примирительном тоне призвал к взаимному уважению между Россией и Западом; как он заявил, между мировыми державами, в том числе Россией и Западом, должен начаться «диалог на равных». По его словам, Российская Федерация никогда не была врагом Запада, а «англофобия» столь же негативна, как и «русофобия», однако Россия всегда будет выступать против Запада в его «агрессивной, космополитической, неоколониальной» форме. «Симфония человеческих цивилизаций» должна определять новый многополярный мир, а Совет безопасности ООН должен быть реструктурирован».

В марте 2023 года президент РФ Владимир Путин утвердил обновленную Концепцию внешней политики России. По его словам, необходимость в ней возникла из-за кардинальных изменений в международной обстановке, в связи с чем возникла необходимость корректировки ключевых документов стратегического планирования.

31 марта 2023 года министр иностранных дел РФ Сергей Лавров представил ее на заседании Совбеза. Основной идеей документа стала идея о формировании рамок международной жизни на основе справедливого баланса интересов, а не в эгоистических интересах Запада и его монополии. В документе признается беспрецедентный уровень международной напряженности за прошедшие десять лет, а также экзистенциальных характер угроз для безопасности России, создаваемые действиями недружественных государств.

Одним из важнейших пунктов Концепции, является раздел об оставлении РФ за собой права на использование Вооруженных сил для отражения и предотвращения вооруженного нападения на себя или своих союзников. В документе говорится: «Россия самоопределилась в качестве самобытной страны-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы, оплота Русского мира, одного из суверенных центров мирового развития, играющего уникальную роль в поддержании глобального баланса сил и обеспечении мирного, поступательного развития человечества». Отношение к другим государствам и межгосударственным объединениям определяется характером их политики в адрес РФ.

Одним из ключевых тезисов Концепции,- стремление России к формированию системы международных отношений, обеспечивающей сохранение «культурно-цивилизационной самобытности, безопасности и равные возможности развития для всех государств».

Главным источником антироссийской политики и рисков для собственной безопасности в документе называется курс США. Отмечено, что увеличение самостоятельности от Соединенных Штатов благоприятно сказалось бы на благополучии стран ЕС.

Для адаптации к многополярному миру, РФ намерена уделять «приоритетное внимание устранению рудиментов доминирования США и других недружественных государств в мировых делах, созданию условий для отказа любого государства от неоколониальных и гегемонистских амбиций».

В качестве приоритетов гуманитарной политики называются: противодействие кампании русофобии, защита русского языка, российской культуры, спорта и РПЦ от дискриминации, консолидация международных усилий, направленных на защиту универсальных и традиционных духовно-нравственных ценностей.

Российско-украинские отношения

В октябре 2011 года главы правительств России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Армении, Молдовы, Таджикистана подписали соглашение о создании зоны свободной торговли. Однако Украина не ратифицировала это соглашение.

То же произошло и с подписанным в 2010 году этими странами ЕАЭС соглашения о Таможенном союзе. В конце 2012 — начале 2013 года российское руководство активно предлагало Украине присоединиться к (ТС ЕСАТ), аргументируя это соображениями экономической выгоды и целесообразности.

Но Украина отвергла все предложения России об интеграции, и дело свелось к чисто символическому участию Украины в ТС в качестве «наблюдателя». Президент Украины Виктор Янукович заявлял, что приоритетом для Украины является интеграция в Евросоюз. В октябре 2013 года, Путин дал понять, что в случае создания ассоциации с Евросоюзом Украина не сможет пользоваться преференциями в рамках Таможенного союза. Виктор Янукович, по некоторым данным, в этот период жаловался лидерам Евросоюза на жёсткое давление со стороны Москвы, катастрофический спад товарооборота с Россией и угрозу российского руководства обанкротить Украину.

Внешнеэкономическое положение Украины действительно было крайне нестабильным. По состоянию на конец ноября 2013 года, золотовалютные резервы страны снизились до менее 19 млрд. долл. Обещанный Украине пересмотр условий кредита МВФ не состоялся. В этой ситуации Россия предложила Украине в общей сложности 15 млрд. долл. в виде прямой помощи, кредитов и различных преференций, а также пообещала снижение цен на газ. Москва также согласилась финансировать несколько крупных инфраструктурных проектов и заявила о готовности предложить ведущим украинским предпринимателям, в том числе из ближайшего окружения Виктора Януковича, участие в «чрезвычайно выгодных проектах».

17 декабря 2013 года после переговоров в Москве с Януковичем, Путин сообщил, что правительство России решило поддержать экономику Украины и разместить в украинских ценных бумагах часть резервов из Фонда национального благосостояния (ФНБ) объёмом 15 млрд. долл. В рамках этой программы помощи на Ирландской бирже были выпущены евробонды с купоном 5 % годовых на сумму 3 млрд. долл. Кроме того, был подписан газовый контракт, по которому Россия обязалась поставлять газ Украине по цене в 268,5 долл. за 1 тыс. м³ (в среднем за три квартала 2013 года цена для Киева составляла 404 долл. за 1 тыс. м³ газа).

Эти «финансово-экономические аспекты» убедили Януковича отложить подписание соглашения об ассоциации с Евросоюзом.

Это решение привело к массовой акции протестов в центре Киева, а также в других городах Украины. Позиция российского руководства в начале событий сводилась к тому, что решение украинского правительства было абсолютно легитимным, события в Киеве — это внутреннее дело Украины, и вмешательство извне является недопустимым. В отличие от стран Запада, все публичные контакты российских представителей ограничивались официальными властями Украины, при полном игнорировании требований её гражданского общества. Официальной позиции российского руководства, подчёркнуто дистанцировавшегося от внутриполитических проблем Украины, соответствовала информационная кампания, развернувшаяся в российских СМИ.

Во второй половине января 2014 года в результате обострившегося силового противостояния в центре Киева, начавшихся захватов административных зданий и органов власти в столице и областных центрах, создания параллельных органов власти, организации неформальных силовых структур Украина оказалась на грани введения чрезвычайного положения, утраты территориальной целостности и экономического коллапса. Начались столкновения протестующих с правоохранительными органами, появились жертвы как со стороны протестующих, так и силовиков.

Переговоры между президентом Украины Виктором Януковичем и лидерами парламентской оппозиции, продолжавшиеся несколько дней, привели к уступкам со стороны властей, в том числе к отставке правительства Николая Азарова. 12 февраля президент Янукович согласился пойти на формирование коалиционного правительства, позднее в рамках амнистии были освобождены все ранее задержанные участники протестов. 18 февраля произошло резкое обострение ситуации, вылившееся в течение последовавших дней в массовое кровопролитие в центре Киева. Вспышка насилия и кровопролитие в центре Киева привели к массовому бегству депутатов и чиновников из Партии регионов и резкому падению поддержки действий власти.

21 февраля президент Украины Виктор Янукович подписал с оппозицией соглашение об урегулировании кризиса. Но 22 февраля Верховная Рада отстранила президента Януковича от власти. Россия высказала сомнение в легитимности этого решения.

Власть перешла в руки оппозиции. Президент России В. В. Путин назвал протесты «погромом, подготовленным извне» — и обвинил Евросоюз во вмешательстве в дела Украины. В ночь с 22 на 23 февраля 2014 года по распоряжению Путина была проведена спецоперация по эвакуации Януковича, и членов его семьи в безопасное место на территории Крыма. Утром 23 февраля, закрывая совещание с руководителями задействованных спецслужб, Владимир Путин поручил начать «работу по возвращению Крыма в состав России.

Как сказал сам В.В.Путин в 2023 г., Виктор Янукович в марте 2014 года обращался за военной помощью для восстановления конституционного порядка на Украине, но Путин не пошел на это, что, как стало ясно сегодня, было ошибкой, привело к кровопролитию на Украине 2022-2023 годах.

События 2013–2014 гг. на Майдане раскололи Украину на две части: центральные и западные области праздновали, а восточная часть и Крым были против смены власти. В конце февраля 2014 г. в Севастополе сменились руководители органов исполнительной власти. Они находились под охраной российского спецназа. Депутаты Верховного Совета Республики Крым отправили в отставку правительство, а главой нового правительства назначили руководителя партии «Русское единство» С. Аксёнова.

Войска Украины, находившиеся на территории Республики Крым, отказались подчиняться украинскому командованию. На полуостров были введены военные части России. 16 марта 2014 г. в Крыму прошёл референдум о присоединении к России, по результатам которого 96,5% жителей проголосовали за. 18 марта 2014 г. Республика Крым подписала договор о вхождении в состав РФ. Город Севастополь вошёл в состав России как отдельный субъект — город федерального значения. По словам историка Фурсова присоединение Крыма к России было тактическим выигрышем, но стратегическим проигрышем, что и привело к вооруженному конфликту сначала на Донбассе, а затем между Россией и Украиной.

Особенно болезненным для нашей страны стал конфликт с Украиной, по результатам которого Россия приобрела Крым, но некоторое время спустя фактически оказалась в международной изоляции. Отстаивание Россией своих национальных интересов, возвращение статуса великой державы — приоритет внешней политики РФ на ближайшие годы.

В апреле 2014 года протестные акции против новых украинских властей, проходившие на территории Донецкой и Луганской областей, переросли в вооружённый конфликт между вооруженными силами Украины (поддержанными добровольческими военизированными формированиями) с одной стороны и отрядами повстанцев (в основном сторонников самопровозглашённых Донецкой и Луганской Народных республик) — с другой. Украина, США и ряд других государств, а также НАТО Совет Европы и Евросоюз обвиняли Россию во вмешательстве в конфликт, выразившемся в участии регулярных войск в боевых действиях на стороне повстанцев, в поддержке диверсионных групп, в финансовой и оружейной поддержке повстанческих войск и администраций. Российское руководство отвергало эти обвинения, заявляя, что Россия не является стороной противостояния.

Украинское руководство, США и Евросоюз рассматривают вооружённый конфликт в Донбассе как проявление агрессии со стороны России. Российское руководство настаивает на том, что речь идёт о внутреннем конфликте, в котором Россия является одной из посредничающих сторон между украинскими властями и непризнанными республиками.

В новой «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», принятой Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683, смена власти, произошедшая на Украине в начале 2014 года, была охарактеризована как «антиконституционный государственный переворот», поддержка которого США и Европейским союзом «привела к глубокому расколу в украинском обществе и возникновению вооружённого конфликта». В документе говорится: «Укрепление крайне правой националистической идеологии, целенаправленное формирование у украинского населения образа врага в лице России, неприкрытая ставка на силовое решение внутригосударственных противоречий, глубокий социально-экономический кризис превращают Украину в долгосрочный очаг нестабильности в Европе и непосредственно у границ России». Однако Россия признала законность президентских выборов, в результате которых Украину возглавил Петр Порошенко. И это было сделано в условиях разгрома всех оппозиционных партий и пророссийских организаций.

После ряда поражений, нанесенных ВСУ и националистическим формирований ополченцами, Россия предприняла попытку преодолеть опасное развитие событий по военному сценарию. Был инициированы переговоры в Минске, в результате которых были подписаны Соглашение из 15 пунктов. Гарантами выполнения этих соглашений выступила Россия и Германия. Но, как признал В.Путин, «нас обманули», эти соглашения были подписаны для выигрыша времени, перевооружения армии Украины. Обстрелы Донецкой и Луганской народных республик не прекращались все 8 лет. В результате вооруженного конфликта на Донбассе погибло за это время свыше14 тыс. человек.

21 апреля 2019 года президентом Украины был избран Владимир Зеленский. Президент Путин заявил, что будет содействовать «нормализации ситуации на юго-востоке Украины» в случае, если новые власти Украины будут реализовывать Минские соглашения.

24 апреля Владимир Путин подписал указ, позволяющий жителям отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины получить гражданство РФ в упрощённом порядке. В России заявляют, что решение было принято в связи с полным отсутствием перспектив улучшения ситуации в зоне конфликта, социально-экономической блокадой Донбасса и систематическим ущемлением украинскими властями основных гражданских прав и свобод жителей региона.

Позднее упрощённый порядок получения российского гражданства был распространён на дополнительные категории граждан Украины и лиц без гражданства. 2 августа Путин подписал закон, упрощающий для украинских граждан получение разрешений на временное пребывание и вида на жительство в России.

11 июля 2019 года по инициативе украинской стороны состоялся первый телефонный разговор между Владимиром Зеленским и Владимиром Путиным, который привёл к заметной активизации усилий по освобождению удерживаемых лиц. 7 сентября состоялся обмен удерживаемыми лицами между Украиной и Россией в формате «35 на 35». В частности, Россия передала Украине 24 моряков, задержанных во время инцидента в Керченском проливе, позднее Россия передала Украине и задержанные корабли. 9 декабря 2019 года в Париже прошёл саммит «норманнской четверки» — первая встреча лидеров в «нормандском формате» с 2016 года.

За годы, прошедшие после декабрьского саммита, однако, никакого прогресса в реализации Минских соглашений так и не было достигнуто. В 2021 году украинские власти открыто заявили о невозможности выполнения Минских соглашений в нынешней редакции. Россия выступает категорически против внесения каких-либо изменений в текст Минских соглашений. Её устраивает либо полное и последовательное выполнение соглашений, либо сохранение статус-кво.

Неизменная российская позиция по конфликту в Донбассе состоит в том, что, как зафиксировано в Минских соглашениях, война в Донбассе является внутриукраинским конфликтом, а Россия совместно с Германией и Францией лишь оказывает посредническую помощь в мирном разрешении ситуации. Российская сторона придерживается последовательности шагов, зафиксированной в «Комплексе мер по выполнению Минских соглашений», а также настаивает на необходимости прозрачного и надёжного механизма верификации (отсутствия) нарушений режима прекращения огня через Совместный центр по контролю и координации. Российская сторона указывает на необходимость принятия Украиной законодательства, призванного обеспечить функционирование особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей на постоянной основе, а также на необходимость отмены либо изменения законов Украины «Об образовании», «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях».

В течение 2021 года эскалация конфликта в Донбассе — постоянно обостряющаяся ситуация на линии разграничения — дважды приводила российско-украинские отношения к угрозе военного столкновения.

В марте — апреле Украина и её западные союзники обвинили Россию в наращивании группировки войск на российско-украинской границе, в то время как Россия заявляла, что Украина перебрасывает дополнительные войска к зоне конфликта. Намечающееся противостояние вызвало резкую реакцию в НАТО и Евросоюзе.

20 апреля Зеленский предложил Путину встретиться «в любой точке украинского Донбасса, где идёт война». Украина, однако, поставила условие: обязательными темами переговоров должны стать проблемы Крыма и Донбасса. Российская сторона предлагала вынести на переговоры ряд вопросов, касающихся двусторонних отношений (восстановление полноценных дипломатических отношений, возвращение послов в Москву и Киев, снятие взаимных торгово-экономических ограничений и отмена санкций в отношении физических и юридических лиц, восстановление транспортного сообщения между двумя странами, подготовка соглашения о транзите и поставках газа на период после 2024 года и др..

17 ноября МИД России опубликовал закрытую переписку главы МИД Сергея Лаврова с министрами иностранных дел Германии и Франции Хайко Маасом и Жан-Ивом Ле Дрианом. Переписка была обнародована после того, как Ле Дриан и Маас по итогам встречи с главой украинского МИД Дмитрием Кулебой призвали Москву «проявить сдержанность и прозрачно информировать о своей военной активности». Франция и Германия также предупредили Россию о «тяжёлых последствиях» при «новой попытке подорвать территориальную целостность Украины». Из публикации стало окончательно ясно, что Россия не согласится ни на саммит «нормандской четвёрки», ни даже на встречу министров иностранных дел до тех пор, пока партнёры будут продолжать называть Россию стороной конфликта на востоке Украины или будут пытаться привлечь её к выполнению Минских соглашений.

Дипломатическая переписка была обнародована на фоне очередного обострения отношений между НАТО и Россией, произошедшего в начале ноября, когда в западных СМИ появились публикации о том, что Россия вновь стягивает войска к украинской границе.

Выступая в Совете Федерации 1 декабря, Сергей Лавров заявил: «Киев становится всё более и более наглым… в своей агрессивности по отношению к минским договорённостям, по отношению к Российской Федерации и в своих попытках спровоцировать Запад на поддержку воинственных устремлений». Лавров допустил возможность «военной авантюры» со стороны Украины. «Но мы никогда не будем срываться и никогда не скажем: ну всё, умерла так умерла. Пусть они это скажут, а мы будем требовать выполнения резолюции Совета Безопасности ООН», — сказал Лавров.

1 декабря Владимир Путин на церемонии вручения верительных грамот иностранными послами в Кремле заявил, что Россия в диалоге с западными странами будет стремиться к достижению соглашений об отказе НАТО от расширения на восток и размещения вооружений вблизи границ России. «Перед нашей дипломатией сейчас стоит первоочередная задача — добиваться предоставления сильных, надёжных и долгосрочных гарантий безопасности. В диалоге с США и их союзниками будем настаивать на выработке конкретных договорённостей, исключающих любые дальнейшие продвижения НАТО на Восток и размещение угрожающих нам систем оружия в непосредственной близости от территории России», — сказал Путин. Он добавил, что предложил начать «предметные переговоры» по этому вопросу. По его словам, речь пойдёт об обеспечении «правовых, юридических гарантий», поскольку соответствующие устные обязательства западные страны выполнить отказались. «Мы для себя никаких особых условий не требуем. Понимаем, что любые договорённости непременно должны учитывать как интересы России, так и всех государств Евроатлантики. Спокойная, стабильная ситуация должна быть обеспечена для всех и нужна всем без исключения»,— подчеркнул Путин. 2 декабря глава МИД РФ Сергей Лавров, выступая на заседании министров иностранных дел стран ОБСЕ, предупредил, что Европа может вернуться к «кошмарному» сценарию военного противостояния, чему, по его словам, способствуют планы размещения на европейской территории американских ракет средней дальности, приближение инфраструктуры НАТО к границам РФ и военная «накачка» Украины, «подогревающая настрой Киева на саботаж Минских договорённостей и подпитывающая иллюзию силового решения конфликта». Из выступления министра чётко следовало, что вступление Украины в НАТО — это «красная линия» для России.

После встречи Сергея Лаврова и госсекретаря США Энтони Блинкена в Стокгольме 2 декабря МИД РФ сообщил: «Подчёркнуто, что игнорирование законных озабоченностей России, втягивание Украины в геополитические игры США на фоне развёртывания сил НАТО в непосредственной близости от наших границ будут иметь самые серьёзные последствия, вынудят принять ответные меры для выправления военно-стратегического баланса. Альтернативой этому могли бы стать долгосрочные гарантии безопасности на наших западных рубежах, что следует рассматривать как императивное требование».

Однако Запад не пошел России на уступки,не предоставил гарантии безопасности и возврата НАТО к границам 1997 года.

24 февраля 2022 года российские государственные телевизионные каналы транслировали обращение Владимира Путина о начале Специальной военной операции на Украине.