"Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его»." (1-е Кор. 2: 9).
После окончания земной жизни души умерших не перестают существовать, а попадают в иной мир, в котором существует рай и ад. В зависимости от того, как человек жил на земле, какие дела делал, он попадает после окончания земной жизни или в рай, или в ад. Об аде уже говорилось, что ад - это место посмертного наказания грешников, место средоточия греха и зла. Ад наполнен злыми духами. Там тьма, жестокость, злоба, мучения. Об аде говорится также, как о темнице, в которой человек расплачивается за свои грехи (см. Мф. 5: 25-26). Страдания в аду превышают земные страдания: Господь говорит, что лучше лишиться руки, ноги, глаза (а это серьёзные страдания на земле), но войти в Царствие Небесное, чем быть вверженными в геенну огненную (см. Мф. 18: 8-9). К тому же душа не знает закончатся мучения в аду для неё или нет, а страдания земные временны.
А какие представления люди имеют о рае? О рае известно, что - это место селения праведников. По другому рай называется Царство Божие, или Царство Небесное. Там Царствует Господь - Источник жизни и всякого блага. "Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены." (Иак. 1: 17). Там в раю, в Царстве Небесном - жизнь вечная. "Царство Твоё – царство всех веков, и владычество Твоё – во всяком роде и роде." (Псалом 144: 13). Бог есть любовь, и Его заповеди заключаются в любви. И в раю все любят друг друга, исполняют закон Божия, поэтому там радость и блаженство, нет греха, разделяющего человека с Богом, несущего зло, болезни и смерть, там нет зла, нет вражды. Поэтому там в раю всё так прекрасно, нет болезней, скорбей, печалей, а жизнь вечная и вечная радость праведников. Если ад - это темница, то в раю, напротив, - свобода; "если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными." (Ин. 8: 31-32); "Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете." (Ин. 8: 36); "где Дух Господень, там свобода." (2-е Кор. 2: 17). Если в аду муки, или бесполезная работа, то в раю покой, радость, блаженство праведников. "Ибо избрал Господь Сион, назначил его в жилище Себе: "Это покой Мой во век века, здесь поселюсь, ибо Я избрал его." (Псалом 131: 13-14). Покоя мы желаем усопшим, чтобы Господь упокоил их души в раю.
Если в аду плач, "там будет плач и скрежет зубов" (Мф. 8: 12), муки, уныние, отчаяние, то в раю все исполнены радости и веселья. Они собрали сокровище на небесах, как заповедано Господом в Евангелие "собирайте себе сокровища на небе", (Мф. 6: 20), поэтому рай описывается как место красивое, где вокруг красота. А град Божий - новый Иерусалим украшен золотом, драгоценными камнями. "Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу." (Откр. 21: 18). Люди несут в рай всё то хорошее, что стяжали на земле. "Спасённые народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою." (Откр. 21: 24). К тому же люди в раю милостивы, и охотно делятся друг с другом тем, что имеют, потому что исполнены любви. Поэтому там радость и веселье. А в ад люди несут свои грехи, за которые там расплачиваются. В аду много жестокости, ненависти, зла. Потому там мучения, плач.
В рай ведёт жизнь по духу. А плод духа, как известно: "любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона." (Гал. 5: 22-23). Вот и в раю там тоже любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие и т.д. Такие чувства ощущают души праведных в раю. Поэтому там все счастливы и делают счастливыми друг друга. В аду всё мрачно и страшно, а в раю - свет, красота, в аду смрад, а в раю - благоухание, в аду уныние, безнадёжность и отчаяние, сожаление, муки совести, понимание, что ничего нельзя изменить, в раю - радость и веселье, в аду рабство, полное отсутствие свободы, страх и ужас, а в раю - свобода, в аду стыд и бесславие грешников; "из славы своей они изринуты" (Псалом 48: 14), в раю - слава и похвала праведников. Души праведных трудились на земле во славу Божию, были праведны перед Богом - Судиёй живых и мёртвых, поэтому получают похвалу. "Радуйтесь, праведные, о Господе – правым прилична хвала!" (Псалом 32: 1). То, что рай для праведных - такое представление было и у языческих народов ещё до Пришествия Христа, значит эту мудрость они получали от Бога, хотя у них были и заблуждения. У древних египтян "Сехет-Аару, "Поле тростника", было конечным пунктом назначения для всех душ, которым было даровано перерождение. Эта концепция возникла во времена Пятой династии. Сехет-Аару, по сути, считался раем и включал в себя эту визуализацию. Поле тростника представлялось как очень пышный регион, наполненный водопадами среди других природных чудес.[46] Египетские изображения, такие как папирус Небсени, изображали землю разделенной на многочисленные участки. Считалось, что каждое подразделение напоминает островные сооружения, по которым необходимо передвигаться на лодке. Среди тех, кому был предоставлен доступ на Поле Тростника, были как боги, так и праведные души." https://translated.turbopages.org/.
Все в Царстве Небесном живут в мире, согласии и любви между собой. Эти люди при жизни на земле несли свет и любовь людям, делали добро, и получают много любви и милости от Господа в вечности, щедрого, милостивого и богатого, Создателя вселенной, а также друг от друга. Внутренняя любовь жителей рая, их радость создают и соответствующую внешнюю обстановку вокруг, атмосферу любви, радости и блаженства. В раю нет зла, вражды, там даже волк не нападает на ягнёнка, а они могут жить вместе. В книге пророка Исаии написано о Царстве Божием, которое ожидается и на земле (Новая земля): "Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их." (Исаия 11: 6). В раю нет зла, потому что его жители святы. В Откровении Апостола Иоанна Богослова написано: "И не войдет в него (новый Иерусалим) ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни." (Откр. 21: 27). Прародители Адам и Ева вынуждены были удалиться из Эдемского сада, потому что совершили грех и не могли находиться перед очами Бога. "И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся." (Быт. 3: 9-10). А праведники сделали много добра, очистились от грехов и могут пребывать с Богом в раю. "Блаженны живущие в доме Твоём, во веки веков они восхвалят Тебя." (Псалом 83: 4). Они прославляли Бога в жизни, и Бог прославил их; "ибо Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены." (1-е Царство 2: 30). Так описывает святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов в Откровении святой город новый Иерусалим: "И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло." (Откр. 21: 1-4). В раю - место покоя. Если в раю служат, то во славу Божию и ради любви к ближним, например молятся о мире, помогают тем, кто живёт на земле. И само такое служение доставляет радость праведникам, потому что они любят помогать людям, любят делать добро. В раю люди славят Бога; "достоин Ты, Господи, принять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил всё, и всё по Твоей воле существует и сотворено." (Откр. 4: 11).
Чтобы попасть в рай, нужно при жизни здесь жить перед Богом, соблюдать Его заповеди, уповать на Него, делать все дела с Богом и славить Его при жизни. Дела, сделанные во славу Божию, с Богом, ведут к жизни. А грешники, удалившиеся от Бога, живущие для себя, эгоистично, попадают в ад. "Стопы святых Своих Он блюдёт, а беззаконные во тьме исчезают; ибо не силою крепок человек." (1-е Царств 2: 9). Если человек не покаялся, не очистился от грехов, то не сможет жить в раю, и вынужден будет удалиться в ад. Как написано: "Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, — будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа." (Исаия 26: 10). Состояние рая или ада начинается уже здесь на земле в душе человека, и потом переходит в вечность. Но здесь мы в полной мере этого не ощутим, так, как там в вечности. Апостол Павел говорит: "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше." (1-е Кор. 13: 12-13).
Блаженство в раю превосходит земное счастье. Как говорит Апостол Павел: "Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его»." (1-е Кор. 2: 9). Ради этого можно потерпеть любые земные скорби. Нужно стремиться на небо и быть терпеливыми в скорбях. Как сказал преподобный Серафим Саровский: "если бы человек знал, что Господь приготовил ему в Царствии Небесном, он готов был бы всю жизнь просидеть в яме с червями." Как говорится: "Не в сказке сказать, ни пером описать." Одним словом, есть ради чего трудиться здесь на земле. В Библии также говорится, "что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие." (Деян. 14: 22). Узкий путь ведёт в рай, нелёгкий, потому на этом пути нужна помощь Божия, сам человек не сможет его преодолеть без помощи Божией. "Ведь если я и пойду посреди тени смертной, не устрашусь зла, ибо Ты – со мною: жезл Твой и посох Твой – они меня ободрили." (Псалом 22: 4). А когда Господь спасает, избавляет от скорбей, то какая радость бывает у человека. Только Бог может спасти. "Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит;" (1-е Царств 2: 6). В раю радуются, как избавленные Богом от болезней, от смерти, от бед и несчастий, выведенные из темницы, радуются чуду спасения Божия: "Глас радости и спасения в жилищах праведных: десница Господня явила силу!" (Псалом 117: 15).
Если бы на земле славили Бога, служили Ему, делали добро друг другу, то и на земле была бы жизнь, подобная жизни в раю. Пророк Давид призывает жителей Земли: "Воскликните Господу, вся земля, воспойте же имени Его, придайте славы хвале Его!" (Псалом 65: 1). Уповайте на Бога, Господь может избавить от всех бед и дать истинное счастье, которое никто не отнимет.
"Да возвеселится Израиль о Сотворившем его, и сыны Сиона да возрадуются о Царе Своём: да восхвалят имя Его в хороводе, на тимпане и псалтири да сыграют Ему, ибо благоволит Господь к народу Своему и возвысит кротких во спасение. Восхвалятся святые во славе и возрадуются на ложах своих" (Псалом 149: 2-5).
Источники: https://azbyka.ru/otechnik/, https://yandex.ru/, https://www.molitvoslov.com/, https://bible.by/, https://translated.turbopages.org/.